Решение б/н Решение по жалобе ИП Матченко В.В. на действия заказчика - Ф... от 14 сентября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ИП Матченко В.В.
-
ФГУП «Почта России»
ш. Варшавское, д. 37, Москва, 131000
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
пер. Б. Саввинский, д.12, стр.9, Москва, 119435
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2040/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
11.09.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика - ФГУП «Почта России»,
в отсутствие:
ИП Матченко В.В., ЗАО «Сбербанк-АСТ» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 05.09.2017 № ИШ/45149/17),
рассмотрев жалобу ИП Матченко В.В. (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Почта России» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по изготовлению новогодних детских подарков (реестровый № 0500400001217001540) (далее - Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении неправомерных требований к поставляемому товару.
Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.05.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения указанного довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках) в редакции, действующей на момент объявления Аукциона.
09.08.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 01.09.2017. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 17.07.2017.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 1 Закона о закупках Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р утвержден перечень федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1340-р от 27.06.17 (далее - Распоряжение № 1340-р) ФГУП «Почта России» включено в данный перечень.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На заседании Комиссии Заказчик сообщил, что на основании Распоряжения № 1340-р Заказчиком внесены изменения в Положения о закупках, предусматривающие возможность осуществления закупочных процедур в рамках законодательства о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Аукционная документация подготовлена в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), источником финансирования являются собственные средства ФГУП «Почта России».
Таким образом, на момент публикации извещения о проведении Аукциона (09.08.2017) Заказчик, будучи субъектом Закона о закупках применял положения законодательства о контрактной системе на основании Положения о закупках.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 1.1 Технического задания (Приложение № 2 к Аукционной документации) установлены требования к подарочной упаковке, в том числе:
- упаковочная банка из жести в виде тубы с 3 D эффектом (с крышкой);
- материал - жесть 0,23 мм толщиной. В соответствии с ГОСТ-13345-85 «Жесть. Технические условия». Лента жестяная упаковочная, мягкая, нормальной точности;
- размер: высота не менее 250 мм и не более 270 мм, диаметр не менее 95 мм и не более 115 мм.
Исходя из текста жалобы, Заказчик установил неправомерные требования к подарочной упаковке в связи с невозможностью поставки упаковки с требуемыми характеристиками в установленные Аукционной документацией сроки, что ограничивает количество участников Аукциона. Данное обстоятельство, по мнению Заявителя, обусловлено производством данной упаковки в Китае и отсутствием производства в Российской Федерации.
Согласно пояснениям Заказчика, начальная (максимальная) цена контракта определена и обоснована Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (с помощью анализа рынка).
Исходя из протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 08.09.2017 № 0500400001217001540-1 для участия было подано 8 заявок, Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.
Кроме того, в составе поданных заявок участниками Аукциона была предложена к поставке, кроме прочего, подарочная упаковка. При этом, участниками была продекларирована страна происхождения товара - Российская Федерация.
При этом, ни одна заявка не была отклонена от участия на основании несоответствия характеристик предлагаемой к поставке подарочной упаковке требованиям Аукционной документации
Заявитель на заседание комиссии не явился и не представил доказательств неправомерности установления обжалуемых требований, как и не представил доказательств невозможности поставки упаковки с указанными требованиями.
Таким образом, довод Заявителя относительно неправомерности установления требований к характеристикам подарочной упаковки не находит своего подтверждения.
Кроме того, согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок - 01.09.2017. Заявитель подал жалобу на действия Заказчика в антимонопольный орган 04.09.2017 (вх. № 42357/17), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе. Данный факт свидетельствует о незаинтересованности Заявителя в участии в Аукционе.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.09.2017 № ИШ/45149/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.