Решение б/н решение по жалобе ООО «Новые технологии» на действия заказчи... от 18 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Новые технологии»

117342, Москва, ул. Введенского,
д. 23А, стр. 3, пом. 20, комн. 64

 

  1. ФГУП «ЭПМ» ФМБА России

123182, Москва, ул. Щукинская, д. 5, корп. 2

 

  1. ОО О «Центр развития электронных торгов»

603000, Нижний Новгород,
пер. Холодный, д. 10а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-2043/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

10.12.2015                                                                                                                    Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

от заявителя — ООО «Новые технологии»:

рассмотрев жалобу ООО «Новые технологии» на действия заказчика - ФГУП «ЭПМ» ФМБА России при проведении открытого запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подготовке к работе и предварительной настройке 72 единиц программно-аппаратных устройств для определения текущего местоположения, параметров движения транспортных средств, контроля состояния узлов и агрегатов, а также снятия показаний с различных цифровых устройств и специализированных датчиков (реестровый № 31502904611),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Новые технологии» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ЭПМ» ФМБА России (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по подготовке к работе и предварительной настройке 72 единиц программно-аппаратных устройств для определения текущего местоположения, параметров движения транспортных средств, контроля состояния узлов и агрегатов, а также снятия показаний с различных цифровых устройств и специализированных датчиков (реестровый № 31502904611) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе от Закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)  Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг   ФГУП «ЭПМ» ФМБА России (далее — Положение о закупках).

29.10.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 29.10.2015 дата  окончания подачи заявок — 06.11.2015,  дата рассмотрения заявок — 09.11.2015, дата подведения итогов — 09.11.2015.

Согласно заседания комиссии по рассмотрению и оценке  котировок от 09.11.2015 № б/н Закупочной комиссией принято решение о признании соответствующими  требованиям документации заявок ООО «Лайв Сервис» и  ООО «Новые технологии». Вместе стем, Закупку услуг по подготовке к работе и предварительной настройке 72 единиц программно-аппаратных устройств для определения текущего местоположения, параметров движения транспортных средств, контроля состояния узлов и агрегатов, а также снятия показаний с различных цифровых устройств и специализированных датчиков не производить в связи с изменением (отсутствие необходимости) потребности в оказании запрашиваемых услуг.

Согласно доводам Заявителя, заявка ООО «Новые технологии» признана соответствующей требованиям Закупочной документации, также обществом было сделано наиболее выгодное ценовое предложение (49 786,56 руб.), однако Заказчиком не были подведены итоги Закупки.

Заказчик на заседание не явился, представив документы и письменные.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 14.1 Закупочной документации Заказчик, разместивший на официальном сайте в сети Интернет извещение о проведении запроса котировок, вправе отказаться от его проведения (либо отдельного Лота) не позднее, чем за один день до даты окончания срока подачи заявок, разместив извещение об этом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. 

В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания приема заявок — 06.11.2015.

Таким образом, основываясь на пункте 14.1 Закупочной документации, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик был вправе отказаться от проведения Закупки не позднее 05.11.2015.

Вместе с тем, доводы Заказчика, представленные в письменных пояснениях, относительно возможности отказа от процедуры закупки в форме запроса котировок без обоснования причин в силу пункта 10.4 Положения о закупках, подлежат отклонению, ввиду отсутствия данного требования в Закупочной документации.

Положения о закупках Заказчика является общим документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, закупочная документация, в свою очередь, является документом, утверждаемым для конкретной закупочной процедуре, содержащим существенные условия проводимой закупочной процедуры, применимые для определенной закупочной процедуры.

Одновременно, Комиссия отмечает, что Закупочной документацией одновременно пунктом 15.2 Закупочной документации закреплена обязанность лица, признанного в качестве победителя закупки, по заключению договора, с другой стороны — право Заказчика  возможности отказа от заключения договора Закупки без обоснования причин, что в свою очередь противоречит общим принципам гражданского законодательства и Закону о закупках, в частности принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также установленному  частью 1 статьи 10 ГК РФ запрету на злоупотребление правом.

 Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

Исходя из положений названной нормы права, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

По результатам обжалуемой Заявителем Закупки определяется участник, предложивший лучшие условия исполнения договора.

Согласно части 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Комиссией установлено, что извещение о проведении Закупки содержит сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком опубликовано извещение для неопределенного круга лиц, содержащее условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, в связи с чем к данному правоотношению применимы нормы ГК РФ, регулирующие проведение торгов вне зависимости от того, как Заказчик именует проводимую им процедуру.

В соответствии с частью 1 статьи 447 ГК РФ договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями ст. ст. 447 — 448 ГК РФ не предусмотрено возможности отказа от заключения договора с победителем.

Соответственно, доводы Заказчика, о правомерности отказа от проведения закупки в запроса  котировок без объяснения причин, неправомерны и не соответствуют требованиям гражданского законодательства и Закона о закупках, нарушают баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создают незаконные, необоснованные преимущества Заказчику, наделяя его исключительно правами и, ущемляя, таким образом, экономически более слабую сторону в правоотношениях — участника, презюмируя, что у него имеются исключительно обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Право заказчиков самостоятельно определять порядок и механизмы проведения закупочных процедур не освобождают их от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

Комиссия считает, что в системе действующего правового регулирования при проведении конкурентного отбора контрагента является недопустимым наличие у одного субъекта исключительно прав, у другого — исключительно обязанностей.  Принципу стабильности и определенности положение Заявителя в правоотношениях с Заказчиком не отвечает. Так, например, в случае уклонения Заявителя от заключения договора с Заказчиком участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков. В то же время Заказчик оставляет за собой право немотивированно отказаться от заключения договора с победителем без принятия на себя какой-либо ответственности.

То обстоятельство, что частью 4 статьи 447 ГК РФ предусмотрены иные, помимо конкурса и аукциона, формы торгов, не означает, что их организаторы вправе подменять конкурентный и прозрачный отбор контрагента (который должен быть основан на принципе равенства участников гражданских правоотношений) на суррогат торгово-закупочной процедуры, при проведении которой создаются видимость соблюдения действующего законодательства и необоснованные преимущества экономически более сильной стороне в правоотношениях. Из положений части 4 статьи 447 ГК РФ не следует, что при проведении торгов в иной, помимо конкурса и аукциона форме, у организатора отпадает обязанность по заключению договора с победителем.

В этой  связи Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 14.1 Закупочной документации , пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3.  Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с изменением (отсутствие необходимости) потребности в оказании запрашиваемых услуг.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны