Решение б/н Решение по жалобе ООО «Горизонт» на действия заказчика - ОАО... от 16 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Горизонт»

129344, Москва, ул. Енисейская, д. 2, стр. 2

 

  1. ОАО ДЕЗ Гагаринского района

119296, Москва, Ленинский пр-кт., д. 62/1

 

  1. ООО «Центр контрактных технологий»

101000, Москва, ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, оф. 35

 

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-2045/77-14 о нарушении

 

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.12.2014 г. Москва

 

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

рассмотрев жалобу ООО «Горизонт» на действия заказчика - ОАО ДЕЗ Гагаринского района при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию вентканалов и текущему ремонту вентиляционных систем в многоквартирных домах ОАО ДЕЗ Гагаринского района (реестровый № 31401572415),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА

 

 

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «Горизонт» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО ДЕЗ Гагаринского района (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию вентканалов и текущему ремонту вентиляционных систем в многоквартирных домах ОАО ДЕЗ Гагаринского района (реестровый № 31401572415) (далее — Конкурс).

 

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в неправомерном порядке оценки и рассмотрения Заказчиком заявки Заявителя на участие в Конкурсе.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

01.04.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг, работ для нужд ОАО ДЕЗ Гагаринского района (далее — Положение о закупках).

 

03.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

 

Начальная (максимальная) цена договора — 7 536 435,47 рублей.

 

Согласно извещению о проведении Конкурса от 03.10.2014 дата окончания подачи заявок — 19.11.2014, дата окончания рассмотрения заявок — 19.11.2014, дата подведения итогов — 20.11.2014.

 

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 21.11.2014 № 3 победителем Конкурса признан ЗАО «ЭЛМАШ-К», второе место присвоено Заявителю.

 

По мнению Заявителя Заказчик неверно оценил заявки участников Конкурса по критериям указанным в Конкурсной документации.

 

С вышеизложенным доводом Заявителя Заказчик не согласился и представил письменные возражения.

 

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

 

Согласно пункту 5.4.1 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются Конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью, установленными в пункте 5.3 Конкурсной документации.

 

В соответствии с пунктом 5.3 Конкурсной документации заявки на участие в Конкурсе участников Конкурса оцениваются исходя из критериев:

 

Цена договора.

 

Критерии, установленные в приложении 1 к части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА» (неценовые критерии).

 

Содержание и значимость критериев установлены в приложении 1 к части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА».

 

Согласно пункту 5.4.2 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе осуществляются непосредственно Конкурсной комиссией, исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости, указанных в приложении 1 части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА».

 

В соответствии с приложением 1 «ИНФОРМАЦИОННОЙ КАРТЫ КОНКУРСА» заявки участников Конкурса оцениваются по следующим критериям:

 

а) Цена договора;

 

б) Квалификация участника конкурса;

 

в) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.

 

Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса»

 

Значимость критерия составляет: 5%.
Предмет оценки: Оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией и документов представленных участником в составе заявки на участие в конкурсе.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.

 

 

 

№ пп

Значимость

Наименование

 

Баллы

Квалификация участника процедуры конкурса:

1

100

Показатель С1

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 40

Наличие квалифицированных сотрудников в соответствии с предметом выполняемых работ оказания услуг с описанием квалификации каждого специалиста.

В данном подкритерии оценивается наличие у участника квалифицированного персонала для выполнения работ в соответствии с предметом конкурса. Сведения подтверждаются Участником закупки в Форме представленной в составе конкурсной документации и квалификационными документами: штатное расписание, копии дипломов, свидетельств, сертификатов и др. Претендент у которого в штате имеется достаточное количество сотрудников для выполнения работ, оказания услуг в соответствии с предметом конкурса, техническим заданием и данные по сотрудникам подтверждены необходимыми документами, получает высший балл. При не предоставлении подтверждающих документов участник получает 0 баллов.

Показатель С2

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 30

Количество выполненных проектов, аналогичных предмету конкурса.

В данном подкритерии оценивается опыт выполненных аналогичных работ за последний календарный год.

Опыт выполненных работ подтверждается Участником закупки в Форме представленной в составе конкурсной документации, копиями актов выполненных работ, и/или копиями исполненных договоров, Высший бал получает участник наиболее полно предоставивший данные о выполнении договоров аналогичных предмету конкурса и опыт выполнения аналогичных предмету конкурса работ , оказания услуг, которого составляет более одного календарного года. При не предоставлении подтверждающих документов участник получает 0 баллов.

Показатель С3

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 20

Обеспеченность материально-техническими ресурсами при выполнении работ, оказании услуг в соответствии с предметом конкурса.

В данном подкритерии оценивается обеспеченность участника конкурса материально-техническими ресурсами, а так же материально техническими ресурсами, которые участник будет использовать при выполнении работ в соответствии с предметом конкурса. Данные о материально-технических ресурсах указываются в Форме представленной в составе конкурсной документации. Высший бал получает участник у которого в собственности или на правах аренды имеются МТР необходимые для выполнения работ, оказания услуг в соответствии с предметом конкурса и техническим заданием. При не предоставлении данных о МТР участник получает 0 баллов

Показатель С4

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 10

Деловая репутация участника.

В данном подкритерии оценивается деловая репутация участника закупки, наличие положительных отзывов, благодарностей и др. а так же наличием/отсутствием судебных разбирательствах. Данные о судебных разбирательствах указываются в Форме представленной в составе конкурсной документации . При предоставлении отзывов (один или более) и при отсутствии судебных разбирательствах, участник получает высший балл. При не предоставлении данных, участник получает 0 баллов.

 

 

 

Для оценки заявок по критерию «квалификация участника конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в документации конкурса составляет 100 баллов.

 

Для расчета итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «квалификация участника конкурса», умножается на соответствующую указанному критерию значимость – на 5%.

 

Комиссией оцениваются заявки участников конкурса по критерию «квалификация участника конкурса» на основании представленных в составе заявки документов, характеризующих качество услуг и квалификацию участника конкурса в соответствии с балльной системой, указанной ниже:

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "квалификация участника конкурса", определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию " квалификация участника конкурса", определяется по формуле:

 

 

 

Rc i = Ci1 + Ci2 + Ci3+ Ci4

 

 

 

где:

 

 

 

Rc i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 

Ci1 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю C1;

 

Ci2 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю C2.

 

Ci3- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю C3

 

C4- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю C4

 

 

 

 

 

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

 

 

 

Значимость критерия: 45%.
Предмет оценки: Оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией и документов представленных участником в составе заявки на участие в конкурсе.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.

 

№ пп

Значимость

Наименование

Баллы

Качество выполняемых работ, оказания услуг:

1

100

Показатель К1

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 50

Предложение участника конкурса по технологии выполнения работ, оказания услуг.

В данном подкритерии участник размещения заказа описывает какими методами, способами будут выполняться работы, какие нормативные акты будут соблюдаться, как будет проводиться оценка качества выполнения работ, ее соответствие требуемым работам в соответствии с техническим заданием (носит только описательный характер )

Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию.

Показатель К2

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 30

Контроль за качеством выполнения работ.

Участник описывает систему качества при выполнении работ в соответствии с предметом конкурса и техническим заданием. Описательная часть может быть подтверждена:

-наличием в организации сертификата системы менеджмента качеством по ГОСТ Р ИСO 9001 – 2001 или зарегистрированной в установленном порядке заявкой (с приложением копий соответствующих документов);

-документами, подтверждающими наличие у участника действующей системы управления качеством, мероприятий по контролю качества. Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию

Показатель К3

Минимальное значение - 0

Максимальное значение - 20

Порядок выполнения работ, оказания услуг.

В данном подкритерии участник размещения заказа описывает последовательность выполнения работ, ее стадийность, какие согласования будут проходить выполненные работы и т.п., в соответствии с Техническим заданием. Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию.

 

 

 

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию (показателю).

 

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость – на 45%.

 

При оценке заявок по критерию «качество услуг и (или) квалификация участника конкурса» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.

 

Порядок оценки заявок по критерию:

 

Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому подкритерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.

 

Для определения рейтинга заявки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в конкурсной документации устанавливаются:

 

а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;

 

б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов;

 

в) максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам, - в случае неприменения показателей.

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», определяется по формуле:

 

 

 

Rc i = Кi1 + Кi2 + Кi3

 

где:

 

Rc i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

 

Кi1 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю К1;

 

Кi2 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю К2.

 

Кi3 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю К3

 

 

 

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (показателю).

 

Для получения итогового рейтинга по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

 

При оценке заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением качества технического задания участника конкурса.

 

Оценка заявки участника конкурса осуществляется путем сложения баллов по всем критериям.

 

Комиссия установила, что из вышеизложенного порядка оценки заявок невозможно установить конкретизирующую информацию о методике присвоения баллов по каждому из показателей критериев.

 

Так, по Показателю С1 критерия «Квалификация участника конкурса» невозможно определить какое количество штатных сотрудников должен представить участник Конкурса, что бы получить максимальный бал по данному показателю.

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что расчет присвоения баллов по Показателю С1 критерия «Квалификация участника конкурса» был проведен по алгоритму пропорциональности представленных участником договоров без учета инструкции Формы 9 «Справка о перечне и объемах выполнения аналогичных работ», по которой количество договоров числом более 10-ти не приводит к увеличению полученных баллов.

 

Согласно форме 9 справки о перечне о объемах выполнения аналогичных договоров Конкурсной документации участнику для подтверждения опыта необходимо было указать не менее трех, но не более десяти аналогичных договоров.

 

Комиссия установила, что ЗАО «ЭЛМАШ-К» представило более 20 аналогичных договоров по данной форме. Заказчик, на заседании Комиссии не отрицал, что им при оценке заявки ЗАО «ЭЛМАШ-К» по критерию «Квалификация участника процедуры конкурса» были учтены все представленные аналогичные договоры ЗАО «ЭЛМАШ-К», тогда как согласно Конкурсной документации Заказчик не имел право оценивать более десяти представленных договоров анологичных работ. При этом, определить количество договоров, подлежащих указанию в Форме 9, а также количество присваиваемых баллов по подкритерию «Количество выполненных проектов» не представляется возможным, по причине наличия разночтений 1 и Форме 9 Конкурсной документации, в части методики оценки сведений, указанных в заявках участников, не позволяющих участникам Конкурса достоверно определить правомерность присвоения баллов по данному подкритерию.

 

При этом Заказчик не смог пояснить Комиссии методику присвоения баллов участникам Конкурса по подкритерию «Обеспеченность МТР», установленному в Конкурсной документацией, а так же какие материально-технические ресурсы и в каком количестве необходимо представить участникам, для присвоения максимального балла по данному критерию, а лишь пояснил что присвоение баллов по данному подкритерию осуществляется по алгоритму пропорциональности предложенных участниками в своих заявках материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету Конкурса. В Конкурсной документации отсутствует методика оценки по подкритерию «Обеспеченность МТР». Ни Техническое задание, ни Конкурсная документация в целом, не содержат информацию об объеме сведений, подлежащих представлению в составе заявки, для получения максимального балла по данному подкритерию. В связи с чем невозможно определить достаточность материально-технических ресурсов, предложенных участниками Конкурса.

 

Комиссия установила, что в подкритерии «Деловая репутация участника» не установлено конкретного начисления балов за каждый представленный отзыв. Участник Конкурса не может определить сколько ему нужно представить отзывов, что бы получить высший бал.

 

Также, Комиссия установила, что критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» оценивается на основании субъективного мнения членов комиссии Заказчика, что не отрицалось Заказчиком на заседании Комисси.

 

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по показателям критериев, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

 

Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.

 

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

 

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

 

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.

 

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

 

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя о неправомерном порядке оценки и рассмотрения Заказчиком заявки Заявителя на участие в Конкурсе обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

На основании изложенного и в соответствие с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

 

    1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    2. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны