Решение б/н Решение по жалобе ООО «РЭК» на действия заказчика - ОАО ДЕЗ ... от 30 января 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «РЭК»
399900, Липецкая обл., г. Чаплыгин,
ул. Ленина, д. 12
-
ОАО ДЕЗ района Черемушки
117335, Москва, Нахимовский пр-кт., д. 67, корп. 4
-
ООО «Центр контрактных технологий»
101000, Москва ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, оф. 35
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2161/77-14 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
22.12.2014 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО «РЭК» на действия заказчика - ОАО ДЕЗ района Черемушки при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в районе Черемушки (реестровый № 31401707846 Лот № 2),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «РЭК» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО ДЕЗ района Черемушки (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества МКД в районе Черемушки (реестровый № 31401707846 Лот № 2) (далее — Конкурс).
По мнению Заявителя, в Конкурсной документации отсутствует методика и порядок начисления баллов по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника конкурса», которая позволяла бы определить правомерность выбора победителя Конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
10.12.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО ДЕЗ района Черемушки (далее — Положение о закупках).
18.11.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 18.11.2014 дата окончания подачи заявок — 11.12.2014, дата рассмотрения заявок — 11.12.2014, дата подведения итогов - 11.12.2014.
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 12.12.2014 № 3 Заявитель занял второе место по итогам Конкурса, победителем признано ООО «ЕВРОКОМ».
Пунктом 5.3 Конкурсной документации установлено, что заявки на участие в Конкурсе участников Конкурса оцениваются исходя из критериев:
-
Цена договора.
-
Критерии, установленные в приложении 1 к информационной карте Конкурсной документации (неценовые критерии).
Содержание и значимость критериев установлены в приложении 1 к информационной карте Конкурсной документации.
Приложением 1 к информационной карте конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок участников Конкурса:
а) Цена договора.
б) Квалификация участника конкурса.
в) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Оценка заявок по критерию «Квалификация участника конкурса».
Значимость критерия составляет: 5%.
Предмет оценки: оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных Конкурсной документацией и документов представленных участником в составе заявки на участие в Конкурсе.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.
№ пп |
Значимость |
Наименование |
|
Баллы |
Квалификация участника процедуры конкурса: |
1 |
100 |
|
Показатель С1 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 40 |
Наличие квалифицированных сотрудников в соответствии с предметом выполняемых работ оказания услуг с описанием квалификации каждого специалиста. В данном подкритерии оценивается наличие у участника квалифицированного персонала для выполнения работ в соответствии с предметом конкурса. Сведения подтверждаются Участником закупки в Форме представленной в составе конкурсной документации и квалификационными документами: штатное расписание, копии дипломов, свидетельств, сертификатов и др. Претендент у которого в штате имеется достаточное количество сотрудников для выполнения работ, оказания услуг в соответствии с предметом конкурса, техническим заданием и данные по сотрудникам подтверждены необходимыми документами, получает высший балл. При не предоставлении подтверждающих документов участник получает 0 баллов. |
Показатель С2 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 30 |
Количество выполненных проектов, аналогичных предмету конкурса. В данном подкритерии оценивается опыт выполненных аналогичных работ за последний календарный год. Опыт выполненных работ подтверждается Участником закупки в Форме представленной в составе конкурсной документации, копиями актов выполненных работ, и/или копиями исполненных договоров, Высший бал получает участник наиболее полно предоставивший данные о выполнении договоров аналогичных предмету конкурса и опыт выполнения аналогичных предмету конкурса работ , оказания услуг, которого составляет более одного календарного года. При не предоставлении подтверждающих документов участник получает 0 баллов. |
Показатель С3 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 20 |
Обеспеченность материально-техническими ресурсами при выполнении работ, оказании услуг в соответствии с предметом конкурса. В данном подкритерии оценивается обеспеченность участника конкурса материально-техническими ресурсами, а так же материально техническими ресурсами, которые участник будет использовать при выполнении работ в соответствии с предметом конкурса. Данные о материально-технических ресурсах указываются в Форме представленной в составе конкурсной документации. Высший бал получает участник у которого в собственности или на правах аренды имеются МТР необходимые для выполнения работ, оказания услуг в соответствии с предметом конкурса и техническим заданием. При не предоставлении данных о МТР участник получает 0 баллов |
Показатель С4 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 10 |
Деловая репутация участника. В данном подкритерии оценивается деловая репутация участника закупки, наличие положительных отзывов, благодарностей и др. а так же наличием/отсутствием судебных разбирательствах. Данные о судебных разбирательствах указываются в Форме представленной в составе конкурсной документации . При предоставлении отзывов (один или более) и при отсутствии судебных разбирательствах, участник получает высший балл. При не предоставлении данных, участник получает 0 баллов. |
Для оценки заявок по критерию «квалификация участника конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия, установленных в документации конкурса составляет 100 баллов.
«Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
Значимость критерия: 45%.
Предмет оценки: оценивается предложение участника закупки, исходя из показателей предусмотренных Конкурсной документацией и документов представленных участником в составе заявки на участие в Конкурсе.
Сумма максимальных значений всех показателей критерия – 100 баллов.
№ пп |
Значимость |
Наименование |
Баллы |
Качество выполняемых работ, оказания услуг: |
|
1 |
100 |
|
Показатель К1 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 50 |
Предложение участника конкурса по технологии выполнения работ, оказания услуг. В данном подкритерии участник размещения заказа описывает какими методами, способами будут выполняться работы, какие нормативные акты будут соблюдаться, как будет проводиться оценка качества выполнения работ, ее соответствие требуемым работам в соответствии с техническим заданием (носит только описательный характер ) Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию. |
Показатель К2 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 30 |
Контроль за качеством выполнения работ. Участник описывает систему качества при выполнении работ в соответствии с предметом конкурса и техническим заданием. Описательная часть может быть подтверждена: -наличием в организации сертификата системы менеджмента качеством по ГОСТ Р ИСO 9001 – 2001 или зарегистрированной в установленном порядке заявкой (с приложением копий соответствующих документов); -документами, подтверждающими наличие у участника действующей системы управления качеством, мероприятий по контролю качества. Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию |
Показатель К3 |
Минимальное значение - 0 Максимальное значение - 20 |
Порядок выполнения работ, оказания услуг. В данном подкритерии участник размещения заказа описывает последовательность выполнения работ, ее стадийность, какие согласования будут проходить выполненные работы и т.п., в соответствии с Техническим заданием. Данный подкритерий оценивается субъективно членами комиссии. Баллы по критерию присваиваются в зависимости от предпочтительности предложения участника в заявке на участие в конкурсе и его соответствия техническому заданию. |
Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами комиссии по критерию (показателю).
При оценке заявок по критерию «качество услуг и (или) квалификация участника конкурса» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг и (или) квалификации участника конкурса.
При оценке заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением качества технического задания участника Конкурса.
На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «Квалификация участника закупки», установленными в Конкурсной документации.
Комиссия, изучив представленные документы (в том числе письменные возражения Заказчика), установила следующее.
Начисление баллов по показателям критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» осуществляется на основании субъективного решении членов комиссии Заказчика.
На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о методике и порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям «Качество работ и квалификация участника закупки» и «Квалификация участника конкурса», значимость которых составляет 50%, следовательно определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Конкурсной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника конкурса», что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.
Согласно пункту 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя проводимой закупки.
Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться заказчиком. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.
Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе Конкурсной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны Заказчика, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии Заказчика.
Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.
Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 17.12.2014 № 022318, заключенный между Заказчиком и ООО «ЕВРОКОМ» по результатам Конкурса.
На основании изложенного, Комиссия признает довод жалобы Заявителя об отсутствии методики и порядка начисления баллов по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участника конкурса», которые позволяли бы определить правомерность выбора победителя Конкурса обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.