Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Торговый дом «Альфа-Эле... от 17 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг»
ул. Деловая, д. 11, корп. 1, Москва, 115477
-
АО «Концерн Росэнергоатом»
ул. Ферганская, д. 25, Москва, 109507
-
Филиал АО «Концерн «Росэнергоатом» Балаковская АЭС
Балаковская АЭС, г. Балаково, Саратовская обл., 413800
-
АО «Центр развития экономики»
ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2180/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.10.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
при участии представителей:
ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг»
АО «Концерн Росэнергоатом»
в отсутствие представителей:
филиала АО «Концерн «Росэнергоатом» Балаковская АЭС, АО «Центр развития экономики» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 29.09.2017 № ИШ/49714/17),
рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку аккумуляторных батарей стационарных свинцово-кислотных с комплектующими (реестровый № 31705239518) (далее – Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном неприменении Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление Правительства № 925) при проведении оценки заявок ООО «Леванж» и ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба заявлена со ссылкой на статью 17 Закона о защите конкуренции и, поскольку в силу части части 5 статьи 17 названного закона ее требования распространяются на все закупки, проводимые в рамках Закона о закупках, жалоба подлежит рассмотрению с учетом юрисдикционного процесса, предписанного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Положение о закупках).
20.06.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок — 12.07.2017. Дата рассмотрения заявок – 03.08.2017, подведения итогов Закупки – 15.08.2017.
В соответствии с протоколом подведения итогов Закупки от 15.08.2017 № УЗ-25/1306 Заявитель признан победителем конкурентной процедуры с предложением по цене 19 799 920,00 рублей.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения Арбитражным комитетом Заказчика жалобы на действия филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Балаковская атомная станция» и полученным рекомендациям, согласно заключению Арбитражного комитета № 9/АК/148-ПР от 01.09.2017, закупочной комиссией принято решение об отмене протокола от 15.08.2017 № УЗ-25/1306.
Согласно протоколу подведения итогов Закупки от 07.09.2017
№ УЗ-25/401 следует, что Заказчиком с учетом приоритета согласно Постановлению Правительства № 925 цена заявки Заявителя оценена в размере 19 799 920,00 рублей, ООО «Леванж» – 18 270 000,00 рублей.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 5 Извещения о проведении оспариваемой закупочной процедуры Закупка проводится с учетом Постановления Правительства № 925.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства № 925 определены условия предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Таким образом, в случае оценки заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 8 Постановления Правительства № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Из диспозиции нормы пункта 1 постановления № 925 Постановления Правительства № 925 следует, что приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения. Буквальное значение данной нормы свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам-участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза.
Правительство Российской Федерации установило приоритет в отношении товаров российского происхождения, реализуя свои полномочия, указанные в пункте 1 части 8 статьи З Закона о закупках.
В рамках реализации положений Постановления Правительства № 925 заказчики предоставляют или не предоставляют приоритет в отношении товаров российского происхождения с учетом условий, указанных в пункте 5 и 6 названного акта.
Приведенная в пункте 8 Постановления Правительства № 925 ссылка об установлении приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014, не является самостоятельным условием предоставления приоритета, а своего рода указанием о законности принятого Правительством Российской Федерации решения.
Таким образом, Постановление Правительства № 925 определяет механизм установления заказчиками приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в случаях, при которых это не противоречит нормам международного права.
Следовательно, пункт 5 Извещения о проведении Закупки, в котором указано, что Закупка проводится с учетом постановления Правительства № 925, соответственно, с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. соответствует требованиям законодательства о закупках.
Изучив представленные на заседание документы и сведения, Комиссия установила, что Заявителем предлагается к поставке товар российского происхождения с предложением по цене – 19 799 920,00 рублей (включая НДС), ООО «Леванж» предлагается к поставке товар иностранного производства (Франция) по цене — 18 270 000,00 рублей (включая НДС).
Из протокола подведения итогов Закупки от 07.09.2017
№ УЗ-25/401 следует, что Заказчиком цена заявки Заявителя оценена в размере 19 799 920,00 рублей, ООО «Леванж» – 18 270 000,00 рублей. При этом, данные предложения оценены без учета положения постановления Правительства № 925.
Вместе с тем, из представленных на заседание сведений установлено, что ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг» в составе заявки заявлена продукция российского происхождения. Одновременно, ООО «Леванж» в составе заявки представлены сведения в отношении товара иностранного происхождения (Франция), что не оспаривается сторонами.
Поскольку Заявителем предложен товар российской происхождения, к ценовому предложению ООО «Торговый дом «Альфа-Электротехторг» применимы положения постановления Правительства № 925, в связи с чем ценовое предложение участника должно быть оценено в размере 19 799 920,00 – 15% (приоритет) = 16 829 932,00 рублей.
Таким образом, Заказчиком произведена оценка ценового предложения Заявителя без учета требований постановления Правительства № 925.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 постановления Правительства № 925, пункта 5 извещения о проведении Закупки и приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 постановления Правительства № 925, пункта 5 извещения о проведении Закупки.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-2180/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
05.10.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 05.10.2017 по делу № 1-00-2180/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
АО «Концерн Росэнергоатом» (далее – Заказчик) в целях устранения допущенных нарушений при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку аккумуляторных батарей стационарных свинцово-кислотных с комплектующими (реестровый № 31705239518) (далее – Закупка) совершить следующие действия:
1. Заказчику отменить протокол подведения итогов Конкурса от 07.09.2017 № УЗ-25/401.
2. Заказчику разместить в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) информацию о новой дате оценки, сопоставления заявок Закупки и подведения итогов Закупки.
3. Заказчику повторно провести процедуру оценки, сопоставления заявок Закупки и подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 05.10.2017 по делу № 1-00-2180/77-17.
4. Заказчику разместить вышеуказанные изменения в ЕИС.
5. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 03.11.2017.
6. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 10.11.2017 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.