Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-2182/77-18 о нарушении процедуры торг... от 19 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ХОЗТОРГ»

109240, г. Москва, Верхняя Радищевская улица, дом 7, строение 3, комната 49 Д

 

ГБУ «Жилищник района Богородское»

107150, г. Москва, улица Бойцовская, дом 17, корпус 3

 

ООО «РТС-тендер

наб. Тараса Шевченко, д. 23-А,
Москва, 121151

                                                                                                                                                                                                     РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2182/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

  

03.12.2018

г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «ХОЗТОРГ» на положения документации при проведении аукциона в электронной форме ГБУ «Жилищник района Богородское».

Действия (бездействие) заказчиков, комиссии по осуществлению закупок по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 4 - 6 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), обжалуются в порядке, предусмотренном ст. 18.1. Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 10 ст. 3 Закона о закупках предусмотрены основания, позволяющие участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

В жалобе общество указывает на неправомерность действий заказчика по формированию конкретных показателей товара, которые вводят участников закупки в заблуждение.

Как следует из материалов дела, заказчик 08.11.2018 в единой информационной системе опубликовал извещение о проведении электронного аукциона на право заключения договора на поставку малярных и сопутствующих материалов для выполнения работ по текущему ремонту многоквартирных домов.

В документации о закупке согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

При этом, документация о проведении закупки должна содержать четкие, исчерпывающие требования к участникам закупки, исключающие разночтение разных требований и возможность субъективного толкования требований закупочной документации.

Как следует из содержания формы № 2, опубликованной заказчиком в составе документации, требования к товарам определены следующим образом.

Наименование

товара

Технические характеристики

Ед.

изм

Требуемый
параметр

Требуемое
значение

Значение,

предлагаемое участником

2

Кисть флейцевая 50

Назначение

для грунтовки, окраски, а также для покрытия поверхностей лаком

 

 

Типоразмер

КФ50а и/или КФ50

 

 

Ширина обоймы

от 50*

 

мм

Толщина обоймы

от 9*

 

мм

Длина кисти

от 180*

 

мм

Длина пучка

от 37*

 

мм

3

Кисть флейцевая 75

Назначение

для грунтовки, окраски, а также для покрытия поверхностей лаком

 

 

 

Типоразмер

КФ75, КФ75а

 

мм

Также документацией предусмотрено, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в том числе их обязательным и рекомендуемым приложениям: п. 2; п. 3 ГОСТ 10597-87 Кисти и щетки малярные. Технические условия.

В соответствии с п. 1.1.2. названного государственного стандарта малярные кисти и щетки должны изготовляться следующих типов:

КП - кисти плоские, предназначаемые для грунтовки, окраски, а также для покрытия поверхностей лаком.

КФ - кисти флейцевые, предназначаемые для обработки (флейцевания) свежеокрашенных поверхностей путем сглаживания следов кисти.

Таким образом, государственный стандарт разделяет малярные кисти на различные типы в зависимости от их назначения. Однако заказчиком в документации предъявлено конкретное требование к типу закупаемого товара по п. 2 КФ50а и/или КФ50, по п.3 КФ75, КФ75а, а также к назначению кистей - для грунтовки, окраски, а также для покрытия поверхностей лаком.

На заседании комиссии установлено, что указанному назначению кистей в соответствии с указанным ГОСТом соответствует тип кисти КП, а не КФ как того требуют положения документации. Вместе с тем, участник закупки лишен возможности указать иной тип кисти или иное назначение, соответствующее требованиям государственного стандарта, поскольку являются неизменяемыми показателями. В связи с чем, в рассматриваемом случае конкретные показатели товара, изложенные заказчиком в документации, имеют противоречия, которые могут ввести участников закупки в заблуждение относительно действительных характеристик товаров, подлежащих поставке.

Однако Комиссия Управления отмечает, что документация о проведении закупки, являющаяся, по своей сути, офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования. Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к претендентам, подающим заявки на право участия в торгах, что исключает возможность субъективного толкования указанных в заявках предложений заказчиком.

 В этой связи представляется возможным сделать вывод о том, что, в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально четко и конкретно сформулировать свои требования относительно требуемых к выполнению работ или услуг.

Названный правовой подход наиболее полно обеспечивает баланс частных и публичных интересов, поскольку направлен на повышенную защиту участника торгов как более слабой стороны в указанных правоотношениях.

Обратное же будет противоречить законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (ч. 5 ст. 10 ГК РФ), а также законодательно установленному запрету на злоупотребление правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ), поскольку разрешение вопроса  о допуске или об отказе в допуске к участию в торгах будет основано исключительно на субъективном усмотрении заказчика.

Комиссия отмечает, что заказчик, устанавливая в документации требования к характеристикам товаров, не может предусматривать требования к ним в отрыве друг от друга, без оценки их взаимосвязанности на предмет непротиворечивости и взаимоисключаемости.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимого аукциона в собственных интересах.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что документация заказчика не отвечает принципам, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках и подлежит корректировке в целях упорядочивания заказчиком требований к документации в соответствии собственной потребностью и обеспечения ясного и четкого отражения требований к содержанию заявок участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «ХОЗТОРГ» (ИНН: 9709021825;) на действия ГБУ «Жилищник района Богородское» (ИНН: 7718965329) при проведении закупки обоснованной.
    2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.
    3. Выдать обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны