Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Торговая Компания «МАР... от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Торговая Компания «МАРКО»

109145, Москва, ул. Привольная, д. 25

 

АО «ВДНХ»

129223, Москва, пр-кт Мира, д. 119

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2189/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.11.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

при участии:

 

от заявителя - ООО «Торговая Компания «МАРКО»:

от организатора торгов - АО «ВДНХ»:

рассмотрев жалобу ООО «Торговая Компания «МАРКО» (далее - Заявитель) на действия организатора торгов - АО «ВДНХ» (далее - Организатор торгов) при проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ (реестровый № б/н) (далее — Аукцион), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Организатора торгов при проведении Аукциона выразились в несоблюдении норм действующего законодательства Российской Федерации при размещении извещения о проведении Аукциона и Аукционной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основание проведения Аукциона — Приказ Генерального директора АО «ВДНХ» от 24.10.2016 № ВДНХ-12-885/16 «О проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ. Специализация (целевое использование) - «Прохладительные напитки — Мороженое».

Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Заказчика http://vdnh.ru/, а также на официальном сайте издания «Российская газета» https://rg.ru/ 24.10.2016.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.11.2016, дата подведения итогов Аукциона - 25.11.2016.

Согласно доводам Заявителя, объявленный Организатором торгов Аукцион проведен без соблюдения требований Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Комиссия, в ходе изучения представленных сторонами документов и сведений установила следующее.

В соответствии с документацией о проведении Аукциона предмет торгов - право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ. Специализация (целевое использование) - «Прохладительные напитки — Мороженое».

Согласно пунктам 2.1, 3.1 Проекта договора, включенного в состав Аукционной документации арендодатель, передает арендатору во временное владение и пользование нестационарный торговый объект для организации точки общественного питания, специализация — реализация прохладительных напитков и мороженого.

Вместе с тем, постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (далее - Постановление о размещении нестационарных торговых объектов) утверждены правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строений, а также порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров.

Таким образом, проведение торгов на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, а также на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров должно осуществляться в соответствии с требованиями Постановления о размещении нестационарных торговых объектов.

В рамках рассмотрения жалобы Организатором торгов предоставлены письменные пояснения, согласно которым оспариваемый Аукцион не относится к числу торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предметом торгов является право на заключение договора аренды 20 нестационарных торговых объектов, находящихся в собственности АО «ВДНХ». Передаваемые в аренду нестационарные объекты будут размещены на асфальтовых площадках (сооружениях), находящихся в собственности АО «ВДНХ». Данное обстоятельство, согласно доводам Организатора торгов, исключает возможность применения при проведении Аукциона Постановления о размещении нестационарных торговых объектов.

При рассмотрения жалобы Комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении, с целью предоставления Организатору торгов возможности подтверждения иными документами, в том числе решениями исполнительных органов, факта неприменимости при проведении Аукциона требований Постановления о размещении нестационарных торговых объектов.

После объявления перерыва в рассмотрении жалобы Организатор торгов поддержал вышеуказанные доводы, однако не предоставил иные дополнительные документы и сведения, подтверждающие факт правомерного неприменения требований Постановления о размещении нестационарных торговых объектов при проведении Аукциона.

Вместе с тем, вышеуказанные доводы Организатора торгов подлежат отклонению Комиссией, ввиду следующего.

Согласно пояснениям Организатора торгов, земельные участки, на которых подлежат размещению нестационарные торговые объекты, передаваемые в аренду по итогам Аукциона, находятся в собственности Департамента имущества города Москвы.

Как было указано ранее, по результатам Аукциона с победителем торгов заключается договор аренды нестационарных торговых объектов (далее - НТО) с целевым назначением - для организации точки общественного питания специализация - реализация прохладительных напитков и мороженого.

Согласно подпункту 2 пункта 4 Приложения 1 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов специализацией НТО является торговая деятельность, при которой 80 и более процентов всех предлагаемых к продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы, за исключением деятельности по реализации печатной продукции.

При этом, пунктом 3 Приложения № 2 к Постановлению о размещении нестационарных торговых объектов установлено, что предметом аукциона должно являться право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в НТО или договора на размещение НТО.

Таким образом, Комиссия отмечает, что проведение аукционов на право заключения договора аренды НТО, результатом которых является передача прав на осуществление торговой деятельности в таком НТО, регулируется Постановлением о размещении нестационарных торговых объектов, вследствие чего, подобные процедуры являются обязательными в силу действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), НТО - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о торговле, размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.

При этом, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что ведение торговой деятельности посредством НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только в местах, определенных схемой размещения НТО.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Таким образом, полномочия по разработке, утверждению и изменению схемы размещения НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности, переданы субъектам Российской Федерации.

Постановлением о размещении нестационарных торговых объектов утвержден Порядок разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения (далее - Приложение 1), а также Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров (далее - Приложение 2) (далее - Порядок организации и проведения аукциона).

Приложением 1 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов определен круг субъектов, осуществляющих разработку, утверждение и изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов, в их числе Департамент торговли и услуг города Москвы, осуществляющий разработку схемы размещения нестационарных торговых объектов в отношении всей территории города Москвы, в том числе на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, переданных ГБУ «Гормост», на территориях, переданных подведомственным Департаменту торговли и услуг города Москвы государственным учреждениям города Москвы.

Согласно пункту 2 Приложения 1 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов, размещение НТО в городе Москве на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы и муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом развития стационарной сети предприятий торговли и услуг, в том числе исключения негативного влияния нестационарных торговых объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, архитектурный облик города и достижения установленных Правительством Москвы нормативов доступности объектов торговли и услуг.

Осуществление торговой деятельности с использованием нестационарного торгового объекта, не включенного в установленном порядке в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - схема размещения), и в отсутствие действующего договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте или договора на размещение нестационарного торгового объекта не допускается.

В силу пункта 7 Приложения 2 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов инициаторами проведения аукциона являются органы исполнительной власти города Москвы и организации, указанные в пунктах 41 и 42 Порядка разработки, утверждения и изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного Правительством Москвы.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, а также осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, должно осуществляться в соответствии с вышеуказанными нормами.

Между тем, Организатором торгов не предоставлено подтверждение включения НТО, в которых подлежит осуществлению торговая деятельность по итогам Аукциона, в схему размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии с пунктом 8 Приложения 2 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов организатором аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте и договора на размещение нестационарного торгового объекта является Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - организатор торгов).

Организатор торгов разрабатывает типовую аукционную документацию и согласовывает ее с инициаторами проведения аукциона, принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работы.

Вместе с тем, подтверждение соблюдения порядка утверждения и согласования Аукционной документации Организатором торгов также не предоставлено.

Одновременно, Организатором торгов не предоставлены сведения и документы, свидетельствующие о правомерности не включения в схему размещения предоставляемых в целевое использование НТО.

В то же время, Комиссия отмечает, что устройство асфальтового покрытия на земельном участке само по себе не влечет возникновения самостоятельного объекта недвижимости и является элементом благоустройства, не изменяющим правовые последствия размещения на данном покрытии НТО для осуществления торговой деятельности. Тем самым, размещение НТО на асфальтовом покрытии, расположенном на земельном участке, находящимся в государственной собственности, не снимает с Организатора торгов обязанность по соблюдению требования Постановления о размещении нестационарных торговых объектов.

Также, Комиссия отмечает, что в соответствии пунктом 8 Приложения 2 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов Организатор торгов разрабатывает типовую аукционную документацию и согласовывает ее с инициаторами проведения аукциона, принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работы.

Вместе с тем, документация о проведении Аукциона разработана и согласована исключительно Организатором торгов.

В соответствии пунктом 15 Приложения 2 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов Организатор торгов не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения электронного аукциона размещает извещение о проведении электронного аукциона и аукционную документацию, включающую проект договора, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и на электронной площадке.

Вместе с тем, 24.10.2016 Организатором торгов на официальном сайте Организатора торгов http://official.vdnh.ru опубликовано извещение о проведении Аукциона. Аукционная документация в соответствии с пунктом 19 извещения о проведении Аукциона на бумажном носителе будет выдаваться Организатором торгов заявителям при наличии доверенности с «24» октября 2016 г. по «7» ноября 2016 г. (в рабочие дни) с 15 ч. 00 мин. до 17 ч. 00 мин. (время московское) по адресу: г. Москва, проспект Мира, д. 119, стр. 69, каб.418 при её оплате. Стоимость Документации об аукционе: 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.

Таким образом, в нарушение требований действующего законодательства Организатором торгов ограничена возможность ознакомления с Аукционной документацией и проектом договора. Предоставления документации об Аукционе только при условии предварительной оплаты не может быть принято в качестве надлежащего порядка публикации информации. Указанное обстоятельство противоречит принципам проведения тогов, закрепленным в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Организатора торгов по неразмещению в открытом доступе Аукционной документации, нарушают запрет, установленный в пункте 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Несоблюдение Организатором торгов при заключении договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ. Со специализацией - «Прохладительные напитки — Мороженое» Постановления о размещении нестационарных объектов, положения которого подлежат применению при проведении Аукциона, результатом проведения которого является заключение договора аренды НТО с целью оказания услуг общественного питания, что, в свою очередь, является торговой деятельностью, нарушает запрет установленный частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Одновременно, Комиссия отмечает, что иные доводы жалобы Заявителя, не подлежат оценке со стороны Комиссии, неправомерности объявления оспариваемого Аукциона, а также ввиду неприменимости положений нормативных актов, указанных в жалобе к рассматриваемому Аукциону.

На основании изложенного, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 1.2, пунктов 8, 15 Приложения 2 Постановления о размещении нестационарных торговых объектов.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения об устранении выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ООО «Торговая Компания «МАРКО»

109145, Москва, ул. Привольная, д. 25

 

АО «ВДНХ»

129223, Москва, пр-кт Мира, д. 119

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2189/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.11.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

членов Комиссии:

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 30.11.2016 по делу № 1-00-2189/77-16,

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «ВДНХ» (далее - Организатор торгов) при проведении торгов посредством открытого аукциона на право заключения договора аренды 20 нестационарных торговых объектов по адресу: Москва, проспект Мира, дом 119, ВДНХ (реестровый № б/н) (далее — Аукцион), а именно:

    1. Заказчику аннулировать Аукцион в соответствии с решением Комиссии по делу от 30.11.2016 по делу № 1-00-2189/77-16.

    2. Заказчику разместить информацию об аннулировании Аукциона в открытых источниках, в которых производилось размещение извещения о проведении Аукциона.

    3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 13.01.2017.

    4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 20.01.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны