Решение б/н Решение ОАО СК «Альянс» на действия заказчика - ООО «СК «РУС... от 12 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ОАО СК «Альянс»

115184, Москва, Озерковская набережная,
д. 30

 

  1. ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»

127422, Москва, Дмитровский проезд, д. 10, стр. 1

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-2233/77-14 о нарушении

 

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

29.12.2014 г. Москва

 

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ОАО СК «Альянс» на действия заказчика - ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (реестровый № 31401821053),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТАНОВИЛА

 

 

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ОАО СК «Альянс» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на обязательное страхование гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (реестровый № 31401821053) (далее — Закупка).

 

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем:

 

  1. в отсутствии в извещении и Закупочной документации информации о порядке, месте и дате начала подачи заявок для участников Закупки;

  2. в установлении в Закупочной документации требования к участникам Закупки, которое ограничивают конкуренцию;

  3. в отсутствии в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

18.06.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупках товаров, работ и услуг в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (далее — Положение о закупках).

 

15.12.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

 

Начальная (максимальная) цена договора — 6 846 000,00 рублей.

 

Согласно извещению о проведении Закупки от 15.12.2014 дата окончания подачи заявок — 15.01.2015, дата окончания рассмотрения заявок — 21.01.2015, дата подведения итогов — 21.01.2015.

 

Согласно протоколу совещания от 26.12.2014 № 573 Заказчиком в связи с изменением производственно-хозяйственного плана ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» в соответствии с пунктом 10.3 Положения о закупке было принято решение о признаниии Закупки несостоявшейся.

 

Комиссия, изучив материалы дела, установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 10.3. Положения о закупке, Закупка может быть объявлена несостоявшейся, в том числе, в случае изменения производственно-хозяцственного плана ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» (нет потребности в проведении закупок данных товаров, работ и услуг).

 

  1. По мнению Заявителя, Заказчик в извещении о Закупке и Закупочной документации не разместил информацию о порядке, месте и дате начала подачи заявок для участников Закупки.

 

С вышеизложенным доводом Заявителя Заказчик не согласился и представил письменные возражения.

 

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

 

Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должен быть указан порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

 

В ходе документального анализа извещения о Закупке, Закупочной документации и информации с Официального сайта, Комиссией было установлено, что извещение о Закупке и Закупочная документация содержат сведения, предусмотренные пунтком 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

В графе «Предоставление документации» извещения о Закупке указан срок предоставления (с 15.12.2014 по 15.01.2014), место предоставления (ООО «Совместная Компания «РУСВЬЕТПЕТРО», 127422, г. Москва, Дмитровский проезд, д. 10, стр. 1), а также порядок предоставления документации (согласно инструкции для участников закупки). В графе «Порядок размещения закупи» также имеется информация относительно даты и времени окончания подачи заявок (15.01.2015 в 16:00).

 

Так как, функционалом Официального сайта не предусмотрено иных граф для заполнения Заказчиком, то Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанной информации, относительно предоставления документации, достаточно для потенциальных участников Закупки, что бы установить порядок, место и дату начала подачи заявок.

 

Таким образом, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.

 

    1. По мнению Заявителя, Заказчик в «инструкции для участников закупки» Закупочной документации неправомерно установил требование, которое ограничивает число потенциальных участников Закупки.

 

С вышеизложенным доводом Заявителя Заказчик не согласился и представил письменные возражения.

 

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

 

В соответствии с принципами и основными положениями закупок товаров, работ, услуг установленными, в том числе в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, закупка должна проводится в рамках равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

Согласно пункту 3.9 «инструкции для участников закупки» Закупочной документации, юридические лица и индивидуальные предприниматели, не имеющие опыта работы с ООО «СК«РУСВЬЕТПЕТРО», обязаны не позднее 30 дней до планируемой даты проведения закупки направить в адрес ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» официальное письмо на бланке предприятия с информацией о видах деятельности, адресованное генеральному директору Всеволожскому Владимиру Юрьевичу, имеющее исходящий номер и дату, с приложением следующих документов:

 

  • заполненная анкета Участника по форме 2 (прилагается);

  • сведения о выполнении предыдущих договоров по Форме 3 (прилагается);

  • ведения о финансовом состоянии Участника, подтвержденные бухгалтерскими балансами и отчетами о хозяйственной деятельности за два полных последних года и за последний отчетный период.

 

Комиссия установила, что данное требование Заказчика противоречит основным принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, так как потенциальные участники Закупки не могут исполнить вышеуказанное требование. Измененная (действующая) редакция Закупочной документации опубликована на Официальном сайте — 25.12.2014, а срок окончания подачи заявок15.01.2015, таким образом участники не могут исполнить требования пункта 3.9 «инструкции для участников закупки» Закупочной документации, так как у участников есть лишь 21 день для исполнения вышеуказанного требования, тогда как документацией предусмотрено, что участник должен исполнить требование не позднее чем за 30 дней.

 

Таким образом, Комиссия признает довод жалобы Заявителя обоснованным, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках

 

3) По мнению Заявителя, в Закупочной документации отсутствует методика и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

 

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупках должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

Закупочной документации установлены следующие критерии определения победителя Закупки:

 

  • опыт работы участника запроса предложений по оказанию аналогичных работ схожего объема и характера;

  • отсутствие претензий предыдущих Заказчиков по оказанным работам;

  • соответствие Технического предложения Участника Техническому заданию Заказчика;

  • цена заявки;

  • условие оплаты;

  • сроки выполнения работ.

 

На заседании Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Закупке.

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 

Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

 

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

 

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

 

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

 

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

 

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

 

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

 

Таким образом, довод жалобы Заявителя признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия,

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части установления в Закупочной документации требования к участникам Закупки, которое ограничивают конкуренцию,а также в части отсутствия в Закупочной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке; в остальной чатси жалобы — необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, так как Закупка отменена.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны