Решение б/н Решение по жалобе АО «Спецремэлектро» на действия заказчика ... от 5 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. АО «Спецремэлектро»

    117588, Москва, Литовский бульвар, д. 6,
    к. 3

     

  2. ГУП г. Москвы ДЕЗ района Метрогородок

    107143, Москва, Открытое ш., д. 23, корп. 1

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2238/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

24.12.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев жалобу АО «Спецремэлектро» на действия заказчика - ГУП г. Москвы ДЕЗ района Метрогородок при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение электроизмерительных работ на электрооборудовании и электросетях в многоквартирных домах, находящихся в управлении и на техническом обслуживании ГУП ДЕЗ района Метрогородок в 2015 году (реестровый № 31401719214), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба АО «Спецремэлектро» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУП г. Москвы ДЕЗ района Метрогородок (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение электроизмерительных работ на электрооборудовании и электросетях в многоквартирных домах, находящихся в управлении и на техническом обслуживании ГУП ДЕЗ района Метрогородок в 2015 году (реестровый № 31401719214) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в отсутствии в Конкурсной документации методики и порядка оценки заявок по критериям оценки, указанным в Конкурсной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

16.08.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупке товаров, работ и услуг ГУП г. Москвы ДЕЗ района Метрогородок (далее — Положение о закупках).

21.11.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Начальная (максимальная) цена договора — 5 815 109,23 рублей.

Согласно извещению о проведении Конкурса от 21.11.2014 дата окончания подачи заявок — 11.12.2014, дата окончания рассмотрения заявок — 12.12.2014, дата подведения итогов — 16.12.2014.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе от 16.12.2014 № 3 Заявке заявителя присвоен второй порядковый номер по итогам Конкурса, победителем Конкурса признано ЗАО «Метраком».

По мнению Заявителя в Конкурсной документации отсутствует методика и порядок начисления баллов по критериям оценки заявок.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 4.8.1 Конкурсной документации оценка заявок проводится в соответствии с методикой, установленной в пунктах 4.11, 5.18 Конкурсной документации.

Пунктами 4.11, 5.18 Конкурсной документации установлена следующая методика и порядок оценки заявок.

По результатам оценки заявок, каждому предложению присваивается соответствующий рейтинг. Дробное значение рейтинга округляется до двух знаков после запятой по математическим правилам округления.

Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.

Сумма значимостей установленных критериев оценки заявок составляет 100 процентов.

Для оценки заявок осуществляется расчет итогового рейтинга по каждому предложению. Итоговый рейтинг заявки рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на их значимость.

Присуждение каждому предложению порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения обязательств по договору производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждому предложению.

Первым трем заявкам, набравшим наибольший итоговый рейтинг, присваиваются первые три номера.

 

№ пп

Значимость

Наименование

%

Баллы

 

1

50

 

Цена договора

2

25

Max=100

Min=0

Качество технического предложения участника конкурса. Качество выполнения работ. Участник описывает способы, методы и качество выполнения работ (услуг) в соответствии с техническим заданием.

Подтверждается копиями документов участника.

3

25

 

Квалификация участника процедуры конкурса:

3.1

 

Max =25

Min=0

Обеспеченность материально-техническими ресурсами: Участник перечисляет оборудование и ресурсы, которые будут непосредственно использоваться на объектах: (подтверждается копиями документов: паспорт <...> договор и др.);

3.2

 

Max=25

Min=0

Обеспеченность кадровыми ресурсами: Наличие квалифицированных и аттестованных работников, имеющих соответствующую специализацию и квалификацию. Сведения подтверждаются квалификационными документами: штатное расписание, копии дипломов, свидетельств, сертификатов и др.

3.3

 

Max=25

Min=0

Опыт и репутация участника процедуры конкурса при выполнении работ (услуг), аналогичных предмету проводимого конкурса: Участник указывает опыт выполнения аналогичных работ и подтверждает его копиями актов выполненных работ, либо копиями договоров:

- объем выполненных работ за последние пять лет в рублях. Репутация участника процедуры конкурса: наличие наград, дипломов, сертификатов и т.д., (подтверждается копиями данных документов).

3.4

 

Max=25

Min=0

Наличие, степень внедрения действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля); Участник описывает действующую систему менеджмента качества. (Подтверждается соответствующими документами или копиями документов).

 

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле:

,

где:

– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

– начальная (максимальная) цена договора, установленная в Конкурсной документации;

– заявка i-го участника Конкурса по цене договора.

Для расчета итогового рейтинга по заявке, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается заявка участника Конкурса с наименьшей ценой договора

Договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке.

Для определения рейтинга заявки по критерию «Качество технического предложения участника процедуры конкурса» в Конкурсной документации устанавливаются (в соответствии с Таблицей №1):

  1. Предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.

  2. Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия. В случае если применяется несколько показателей, то сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов.

  3. Максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам.

Рейтинг, присуждаемый предложению участника по критерию «Качество технического предложения участника процедуры конкурса при осуществлении конкурса работ, услуг», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссией, присуждаемых этому предложению по указанному критерию.

В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качество технического предложения участника процедуры конкурса при осуществлении конкурса работ, услуг», определяется по формуле:

Rci = C1(i)+ C2(i)+ C3(i)+…+ Ck(i), где:

 

Rci - рейтинг, присуждаемый i-ому предложению по указанному критерию;

Ck(i), - значение в баллах (среднее арифметическое оценок всех членов Конкурсной комиссии), присуждаемое i-ому предложению по k-му показателю, где k -количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами Конкурсной комиссии по критерию (показателю).

Для получения итогового рейтинга заявки рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качество технического предложения участника процедуры конкурса при осуществлении конкурса работ, услуг», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Для определения рейтинга заявки по критерию «Квалификация участника процедуры конкурса» в Конкурсной документации устанавливаются (в соответствии с Таблицей №1):

  1. Предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию.

  2. Максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия. В случае если применяется несколько показателей, то сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов.

  3. Максимальное значение в баллах для указанного критерия, равное 100 баллам.

Рейтинг, присуждаемый предложению участника по критерию «Квалификация участника процедуры конкурса», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Конкурсной комиссией, присуждаемых этому предложению по указанному критерию.

В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участника процедуры конкурса», определяется по формуле:

 

Rci = C1(i)+ C2(i)+ C3(i)+…+ Ck(i), где:

Rci - рейтинг, присуждаемый i-ому предложению по указанному критерию;

Ck(i), - значение в баллах (среднее арифметическое оценок всех членов Конкурсной комиссии), присуждаемое i-ому предложению по k-му показателю, где k -количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами Конкурсной комиссии по критерию (показателю).

Для получения итогового рейтинга заявки рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Квалификация участника процедуры конкурса при осуществлении закупок товара, работ, услуг», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Итоговый рейтинг вычисляется путем суммирования итоговых рейтингов, присуждаемых заявке по критериям «Цена договора», «Качество технического предложения участника процедуры конкурса», Квалификация участника процедуры конкурса».

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе Конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в Конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в Конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в Конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в Конкурсе, содержащих такие условия.

На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям «Качество технического предложения участника процедуры конкурса», а также «Квалификация участника процедуры конкурса» значимость которых составляет 50%, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критериям «Качество технического предложения участника процедуры конкурса» и «Квалификация участника процедуры конкурса» установленными в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критериям «Качество технического предложения участника процедуры конкурса» и «Квалификация участника процедуры конкурса» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 23.12.2014 № 1/ЭМ-2015, заключенный между Заказчиком и ЗАО «Метраком» по результатам Конкурса.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

    1. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны