Решение б/н Решение по жалобе ООО «ОМС-Центр» на действия заказчика – АО... от 7 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ОМС-Центр»
пр-д Береговой, д. 7, корп. 1, оф. 6, Москва, 121087
-
Акционерное общество «Олимпийский комплекс «Лужники» (АО «Лужники»)
ул. Лужники, д. 24, Москва, 119048
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2268/77-17 о нарушении процедуры торгов и порядка
заключения договоров
19.10.2017 Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «ОМС-Центр» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «Лужники» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на техническое обслуживание машин, оборудования. Техобслуживание зданий и сооружений. Спортивные технологии здания БСА, для нужд АО «Лужники». (реестровый № 31705554828) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в утверждении Конкурсной документации с нарушением норм действующего законодательства.
Исходя из требований части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа не связана доводами жалобы и вправе проверить документацию, а равно действия заказчика в полном объеме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Настоящая жалоба содержит ссылку на части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем подлежит рассмотрению по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Конкурса (далее — Положение о закупке), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС, Официальный сайт).
Извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте — 25.09.2017, дата окончания подачи заявок — 02.11.2017, дата рассмотрения заявок — 03.11.2017, дата подведения итогов — 06.11.2017. Начальная (максимальная) цена договора: 401 246 116, 50 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать сведения определенные положением о закупках, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При изучении документов и сведений Комиссией установлено следующее.
Исходя из текста жалобы Заявителя, в Конкурсной документации нарушен порядок определения победителей в связи с отсутствием четкого порядка оценки по подкритериям «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет», «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет (не менее одного заключённого, выполненного и продленного договора)». В указанных подкритериях отсутствует порядок расчета баллов при непредоставлении копий договоров с приложениями.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Таким образом, Заказчик самостоятельно формирует критерии и порядок оценки заявок на участие в торгах.
При этом в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 5.4.1 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются Комиссией по закупкам в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями, их содержанием и значимостью, установленными в подразделе 5.3.
Пунктом 5.3 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок, их содержание и значимость.
Согласно пункту 5.4.2 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются непосредственно Комиссией по закупкам, исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе, их содержания и значимости, указанных в части III «ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА».
В соответствии с пунктом 5.4.4 Конкурсной документации установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе указан в приложении 2 к Информационной карте.
Приложением 2 к Информационной карте Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно:
-
цена договора, значимостью 45%;
-
качественные критерии, значимостью 55%.
Качественные критерии состоят, в том числе из подкритериев «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет» (пункт 2.1), «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет (не менее одного заключённого, выполненного и продленного» (пункт 2.2).
2.1 |
Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет: – наличие договоров < 3шт. – 5 баллов; – наличие договоров > 3шт. – 10 баллов.
Опыт должен соответствовать Приложению №1 Договора (Техническое задание) |
10% |
10 баллов |
2.2 |
Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет (не менее одного заключённого, выполненного и продленного): – наличие выполненного и продленного договора на срок < 1года – 5 баллов; – наличие выполненного и продленного договора на срок > 1года – 10 баллов.
Опыт должен соответствовать Приложению №1 Договора (Техническое задание) |
10% |
10 баллов |
Исходя из установленного порядка оценки по подкритериям «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет», «Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет (не менее одного заключённого, выполненного и продленного)» не содержит расчета баллов, присваеваемых предложению участника, в случае непредоставления копии заключенного договора и акта выполнения работ в полном объеме.
Соответственно, вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить порядок начисления баллов по указанным подкритериям, что, в свою очередь, не позволяет участникам конкурса получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданных заявок, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки, равные условия для их участия в торгах.
Таким образом, в порядке оценки по подкритериям, указанным в пунктах 2.1, 2.2 приложения 2 к Информационной карте Конкурсной документации в редакции, опубликованной в ЕИС от 25.09.2017, непредставляется возможным установить каким образом будут оцениваться предложения участников конкурса ввиду отсутствия алгоритма присвоения баллов в случае непредоставления копии заключенного договора и акта выполнения работ.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В целях соблюдения указанных принципов обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов оценки и сопоставления их заявок на участие в конкурсе, поскольку результаты конкурентной процедуры напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины присвоения соответствующего количества баллов, с тем, чтобы исключить возможность Заказчиком в последующем субъективно трактовать причины такого присвоения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.
Комиссия отмечает, что информация о порядке оценки и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе должна быть максимально четкой (с указанием всех необходимых сведений), достоверной и понятной для участников закупочной процедуры.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, согласно пояснениям Заказчика нарушения, в соответствии с вышеуказанными доводами Заявителя, АО «Лужники» самостоятельно устранены и изложены в другой редакции Конкурсной документации, опубликованной 18.10.2017.
2.1 |
Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет с 2012 по 2017 годы. Представляемый договор (договоры) должен (должны) соответствовать Приложению №1 Договора (Техническое задание). - от одного до трёх договоров (копия договора с приложениями) – 5 баллов; - от четырёх и более договоров (копия договоров с приложениями) – 10 баллов; - отсутствие в заявке Участника заключённого договора – 0 баллов. |
10% |
10 баллов |
2.2 |
Наличие у участника конкурса подтверждённого опыта по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов недвижимости общей площадью не менее 50000 м.кв., этажностью не менее 4, за последние пять лет с 2012 по 2017 годы. Наличие заключённого, выполненного и продленного договора (договоров). - один договор (копия договора с приложениями) – 5 баллов; - более одного договора (копия договоров с приложениями) – 10 баллов; - отсутствие в заявке Участника заключённого и продлённого договора – 0 баллов. |
10% |
10 баллов |
Таким образом, довод Заявителя в указанной части удовлетворен.
Согласно тексту жалобы Заявителя, в проекте договора Конкурсной документации установлено неправомерное условие, непозволяющее определить сроки и порядок оплаты оказанных услуг, а также не позволяет взыскать неустойку с Заказчика при нарушении сроков оплаты (пункт 3.5 проекта договора Конкурсной документации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом информационной открытости закупки.
Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Пунктом 8 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что форма, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг указаны в проекте договора Конкурсной документации.
Пунктом 3.5. проекта договора Конкурсной документации в редакции, опубликованной в ЕИС 25.09.2017, установлено, что в случае уменьшения (отсутствия) бюджетного финансирования в 2017 году и в связи с этим невозможности выполнения обязательств по договору в установленные сроки в установленном им объеме, Заказчик освобождается от ответственности перед исполнителем в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом исполнение обязательств по оплате производится после поступления средств из бюджета города Москвы на счет Заказчика. При уменьшении в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования услуг по договору, стороны на основании пункта 1 статьи 767 Гражданского кодекса Российской Федерации должны согласовать новые сроки оказания услуг по договору, а если необходимо - и другие условия оказания услуг по договору в тридцатидневный срок с момента принятия уполномоченным государственным органом решения об уменьшении средств бюджета, выделенных для финансирования услуг по договору.
В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводом Заявителя согласился и пояснил, что спорный пункт проекта договора Конкурсной документации в редакции, опубликованной в ЕИС 25.09.2017, Заказчиком добровольно изменен, и изложен в иной редакции в пункте 3.5 проекта договора Конкурсной документации (в редакции, опубликованной в ЕИС 18.10.2017).
Согласно пункту 3.5 проекта договора Конкурсной документации в действующей редакции установлено, что в случае несвоевременного доведения предельных объемов финансирования расходов, до получателя бюджетных средств, в объеме достаточном для своевременного исполнения своих обязательств на дату предоставления пакета документов на оплату, оплата будет произведена в течении 5 банковских ней после их доведения.
Комиссия отмечает, что проект договора является неотъемлемой частью документации.
Таким образом, Комиссия принимает решение о признании данного довода Заявителя обоснованным и усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Заявителем, согласно тексту жалобы также обжалуется установление Заказчиком в приложении к проекту договора Конкурсной документации графиков проведения этапов мониторинга, которые по мнению Заявителя вводят в заблуждение потенциальных участников.
В соответствии с пунктом 14.7.2 проектом договора Конкурсной документации (в редакции, опубликованной 25.09.2017) приложениями №№ 2.6, 2.7 установлены регламенты оказания услуг.
Приложением № 2.6 к проекту договора Конкурсной документации утвержден регламент (поэтапный) на проведение работ по мониторингу напряженно-деформированного состояния покрытия Большой спортивной арены (БСА), в соответствии с которым установлен график проведения этапов мониторинга:
Наименование этапа |
Выполняемые работы |
Время проведения этапа |
Этап 1 |
Определение напряженного состояния п. 1-4, 10, 11 регламента |
Ноябрь 2017 |
Этап 2 |
Определение напряженного состояния п. 1-4, 10, 11 регламента |
Январь 2018 |
Этап 3 |
Определение напряженного и деформированного состояния п. 1-4, 7-11 регламента |
Март 2018 |
Этап 4 |
Определение напряженного состояния п. 1-4, 5, 6, 10, 11 регламента |
Май 2018 |
Этап 5 |
Определение напряженного и деформированного состояния п. 1-11 регламента |
Июль 2018 |
Этап 6 |
Определение напряженного и деформированного состояния п. 1-4, 7-11 регламента |
Сентябрь 2018 |
Приложением № 2.7 проекта договора конкурсной документации утвержден регламент (поэтапный) на проведение работ по мониторингу технического состояния несущих конструкций Большой спортивной арены (БСА), согласно которому установлен график проведения этапов мониторинга:
Наименование этапа |
Выполняемые работы |
Время проведения этапа |
Подготовительный период |
||
Этап 1 |
Установка тензометров (деформометров) и реперов на основных несущих конструкциях БСА (190 шт.) п. 1. регламента |
Июль 2017 |
Период наблюдения |
||
Этап 2 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Август 2017 |
Этап 3 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Сентябрь 2017 |
Этап 4 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Октябрь 2017 |
Этап 5 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Ноябрь 2017 |
Этап 6 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Декабрь 2017 |
Этап 7 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Январь 2018 |
Этап 8 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Февраль 2018 |
Этап 9 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Март 2018 |
Этап 10 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Апрель 2018 |
Этап 11 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Май 2018 |
Этап 12 |
Подготовка заключительного отчета с оценкой технического состояния несущих конструкций БСА |
Июнь 2018 |
По мнению Заявителя, графики выполнения работ, установленные в приложениях №№ 2.6, 2.7 не соответствуют действительности.
При этом, Заказчик в ходе заседания Комиссии с данным доводом Заявителя согласился и пояснил, что в графики внесены изменения, которые отражены в приложениях к договору Конкурсной документации в редакции опубликованной 18.10.2017.
В соответствии с приложением 2.7 проекта договора Конкурсной документации в редакции, опубликованной в ЕИС 18.10.2017, график проведения этапов мониторинга изложен следующим образом:
Наименование этапа |
Выполняемые работы |
Время проведения этапа |
Подготовительный период |
||
Этап 1 |
Установка тензометров (деформометров) и реперов на основных несущих конструкциях БСА (190 шт.) п. 1. регламента |
Ноябрь 2017 |
Период наблюдения |
||
Этап 2 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Ноябрь 2017 |
Этап 3 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Декабрь 2017 |
Этап 4 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Январь 2018 |
Этап 5 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Февраль 2018 |
Этап 6 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Март 2018 |
Этап 7 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Апрель2018 |
Этап 8 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Май 2018 |
Этап 9 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Июнь 2018 |
Этап 10 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Июль 2018 |
Этап 11 |
Снятие отчетов и оценка напряженно-деформационного состояния п. 2.1-3, 4, 5 регламента |
Август 2018 |
Этап 12 |
Подготовка заключительного отчета с оценкой технического состояния несущих конструкций БСА |
Сентябрь 2018 |
Комиссией установлено, что согласно пояснениям Заказчика, а также исходя из информации на Официальном сайте, в Конкурсную документацию внесены изменения, в соответствии с доводами жалобы Заявителя. Конкурсная документация с изменениями размещена в ЕИС 18.10.2017.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
На основании изложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика обоснованной.
Согласно пояснениям Заказчика, Заявитель не является участником Конкурса, заявку на участие не подавал.
Комиссия, учитывая добровольное устранение допущенных нарушений Заказчиком, а также внесение соответствующих изменений в Конкурсную документацию, приняла решение об отсутствии оснований для выдачи предписания последнему.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.
-
-
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 6, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
-
Обязательное предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с добровольным устранением допущенных нарушений Заказчиком.
-
2. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 16.10.2017 № ИШ/52694/17.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.