Решение б/н Решение ИП Шихимова Ф.С. - ООО «Газпром подземремонт Оренбу... от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2278/77-14 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

16.01.2014 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

 

рассмотрев жалобу ИП Шихимова Ф.С. на действия заказчика - ООО «Газпром подземремонт Оренбург» при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора на оказание услуг с использованием пассажирского, грузового транспорта и специальной техники для нужд Астраханского УИРС филиала ООО «Газпром подземремонт Оренбург» (реестровый № 31401726982 лот № 3),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ИП Шихимова Ф.С. (далее — Заявитель) на действия заказчика - ООО «Газпром подземремонт Оренбург» (Заказчика) при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора на оказание услуг с использованием пассажирского, грузового транспорта и специальной техники для нужд Астраханского УИРС филиала ООО «Газпром подземремонт Оренбург» (реестровый № 31401726982 лот № 3) (далее — Закупка).

 

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в следующем.

 

  1. Неправомерный допуск к участию в Закупке и признание победителем ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА».

  2. Публикация протокола подведения итогов Закупки, несоответствующего требованиям законодательства.

 

Организатор закупки ООО «Газпром центрремонт» (далее — Организатор закупки) с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

24.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещены сведения о присоединении к Положению о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее — Положение о закупках).

 

24.11.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки, в действующей на момент подачи жалобы редакции.

 

Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок — 04.12.2014, дата рассмотрения заявок — 12.12.2014, дата подведения итогов — 12.12.2014.

 

В соответствии с протоколом «заседания комиссии ООО «Газпром центрремонт» по подведению итогов открытого запроса предложений
№ 295/ПРОренбург/14_2.1_7579/24.11.14/ЗЭ на оказание услуг с использованием пассажирского, грузового транспорта и специальной техники для нужд Астраханского УИРС филиала ООО «Газпром подземремонт Оренбург» от 12.12.2014 № 1/295
по лоту
№ 3 заявки на участие в Закупке подали следующие организации: ООО «Авто Престиж», ИП Шихимов Фаин Салатович, ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА», ИП ШАМГУНОВА ГУЛЬФИЯ ХАНАФИЕВНА.

 

Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений от 12.12.2014 комиссия ООО «Газпром центрремонт» (далее — Закупочная комиссия) рассмотрела заявки участников, заключения и рекомендации экспертов и приняла решение по лоту № 3 признать лучшей заявку ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА».

 

  1. В соответствии с доводами Заявителя, заявка организации ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» не должна была быть допущена к участию в Закупке, и соответственно признана победителем, поскольку в ее составе отсутствовали обязательные, в соответствии с Закупочной документацией, сведения и документы, в частности ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» в составе своей заявки не представила требуемые документы в подтверждение своего соответствия техническим требованиям указанным в Закупочной документации, а именно: по мнению Заявителя, количество транспортных средств имеющихся на праве собственности у ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА», не соответствует требуемым согласно Закупочной документации.

 

Организатор закупки представил письменные возражения, согласно которым участник ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» представил в полном объеме и в соответствии с Закупочной документацией, все требуемые документы, и все транспортные средства соответствуют предмету закупки и техническим требованиям, установленным Заказчиком.

 

Комиссия, изучив материалы, представленные в дело, доводы Заявителя, возражения Организатора закупки, установила следующее.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а так же требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

 

Согласно пункту 9.3.1, 9.3.2 Положения о закупках документация о запросе предложений должна содержать требования, установленные Заказчиком, к качеству, техническим характеристикам, безопасности товара, работ, услуг; к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара; к размерам, упаковке, отгрузке товара; к результатам работ, услуг; иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика, а так же требования к содержанию, форме, оформлению, составу, сроку действия заявки на участие в запросе предложений, инструкцию по ее подготовке.

 

В соответствии с пунктом 1.5.3.1 Положения о закупках при проведении закупок могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе наличие у участников закупки соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, профессиональной компетентности для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутации.

 

Согласно подпункту 12.4.5 пункта 12.4 «Квалификационные требования к участникам» Закупочной документации участник должен иметь в собственности основные виды средств производства для оказания услуг по Договору, которые должны находиться в рабочем состоянии, или иметь к вышеуказанным средствам производства гарантированный доступ (прокат, аренда, лизинг и т. д.).

 

В соответствии с подпунктом 12.5.7 пункта 12.5 «Перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям настоящей документации о запросе предложений» участник должен указать информацию о материально-технических ресурсах по установленной в настоящей документации форме «Материально-технические возможности участника» (Форма 6).

 

При этом Форма 6 Приложения 5 Закупочной документации устанавливает, отдельно по каждому лоту, перечень материально-технических возможностей участника.

 

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 «Заказ на услуги Лот № 3» Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации устанавливаются объемы оказываемых услуг, а именно:

 

 

 

п\п

Наименование ТС

Вид транспортного средства

Кол-во, ед.

Продолжи-тельность смены 1 ед. транспорта, час

Пробег за смену, км.

Кол-во рабочих дней 1 ед. транспорта

1

Микроавтобус импортного производства (не менее 20 мест)

пассажирский

1

12

---

247

2

Микроавтобус импортного производства (не менее 20 мест)

пассажирский

1

8

---

247

3

Легковой автомобиль импортного производства класса «С»

пассажирский

2

14

---

247

4

УАЗ 220696 или аналог

пассажирский

1

12

---

250

5

УАЗ 220696 или аналог

пассажирский

2

22

---

180

6

ГАЗ – 330232 или аналог

грузопассажирский

1

9

---

120

 

 

 

В соответствии с подпунктом 2.4 пункта 2.3 «Технические требования» Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации все транспортные средства для оказания услуг по договору должны быть в собственности и подтверждены справкой из ГИБДД и копиями ПТС заверенные печатью участника.

 

Таким образом, исходя из подпункта 12.4.5 пункта 12.4 «Квалификационные требования к участникам», подпункта 1.3 пункта 1 «Заказ на услуги Лот № 3», подпункта 2.4 пункта 2.3 «Технические требования» Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации, в составе своей заявки участник должен представить Форму 6 Приложения 5 Закупочную документации, в соответствии с требованиями установленными для лота № 3.

 

Для принятия объективного решения по вопросу допуска заявки победителя в заседании Комиссии объявлялся перерыв с 15.01.2015 — 16:00 до 16.01.2015 — 14:30 для рассмотрения предоставленных Организатором закупки материалов, в частности заявок участников закупки и положений Закупочной документации.

 

После перерыва Комиссия, изучив материалы, представленные Организатором закупки, положения Закупочной документации, приходит к следующим выводам.

 

Исходя из представленных Заказчиком заявок участников следует, что участник ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» представил Форму 6, установленную в Приложении 5 Закупочной документации, с указанием необходимых, по мнению участника, для оказания услуг, транспортных средств и формы их владения, а также ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» в своей заявке представило договоры аренды автотранспорта, паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства.

 

При этом участником ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» представлены договоры аренды транспортных средств, которые участник указал в Форме 6 материально-технических возможностей, а именно: Mercedes Sprinter 2013 года выпуска (пассажирские перевозки), Mercedes Sprinter 2013 года выпуска (пассажирские перевозки), УАЗ 390945 2012 года выпуска (пассажирские перевозки), УАЗ 390945 201 года выпуска (пассажирские перевозки), УАЗ 390945 2014 года выпуска (пассажирские перевозки), ГАЗ — 330232 2012 года выпуска (грузо-пассажирские перевозки), так же представленный паспорт транспортного средства на автомобиль TOYTA Camry 2014 года выпуска (класс «Е»), свидетельство о регистрации транспортного средства — автомобиль TOYTA Camry 2013 года выпуска (класс «Е»).

 

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 «Заказ на услуги Лот № 3» Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации для оказания необходимых Заказчику услуг требуется «Легковой автомобиль импортного производства класса «С» в количестве двух единиц. В соответствии с заявкой участника ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» может предоставить в количестве двух единиц легковой автомобиль класса «Е».

 

Учитывая, что легковые автомобили класса «Е», исходя из общедоступных сведений, по своим характеристикам превосходят легковые автомобили класса «С» в части степени комфортности обеспечения перевозок, Комиссия приходит к выводу о том, что участник ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» представил несоответствующее предложение требованиям технического задания Закупочной документации, поскольку согласно таблице об объемах оказываемых услуг, в части предоставления услуг пассажирских перевозок с использованием легковых автомобилей импортного производства класса «С», не установлена возможность предоставления транспортного средства, аналогичного требуемому Заказчиком.

 

Кроме того согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

 

Таким образом, использование при оказании услуг легкового автомобиля класса «Е» взамен легкового автомобиля класса «С», имеющего более высокие показатели по стоимости технического обслуживания, и более высокие эксплуатационные расходы, не может служить исполнением со стороны Заказчика принципа, заложенного в пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Исходя из требований к материально-техническим возможностям участника закупки возможность использования аналога при оказании услуг возможна при оказании услуг пассажирских перевозок с использованием автомобилей УАЗ 220696 и ГАЗ – 330232.

 

Исходя из материалов заявки, представленной ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА», данный участник воспользовался возможностью использовать аналог при оказании услуг и предложил в качестве такового качестве автомобили УАЗ-390945, являющиеся, по мнению участника аналогичными автомобилям УАЗ 220696.

 

Однако, исходя из требований Закупочной документации, данные транспортные средства должны относиться к классу пассажирских, в то время как представленные в качестве аналогов автомобили УАЗ-390945 относятся к классу грузовых.

 

Согласно отраслевой нормали «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями (с Изменениями)» от 30.06.1966 № ОН 025 270-66 (далее — Отраслевая нормаль ОН 025 270-66), исходя из цифрового кода обозначения автомобильного транспортного средства возможно определение его класса по массе, рабочему объему двигателя, виду согласно признаку эксплуатационного назначения автомобилей.

 

Исходя из раздела I Отраслевой нормали обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса, экспортным вариантам базовой модели автомобиля и ее модификации, а также прицепа, присваивается обозначение в шестом цифровом знаке его индекса. По изделиям специализированных предприятий экспортным вариантам присваивается обозначение в следующем знаке за модификацией индекса модели.

 

Согласно пункта 27 Отраслевой нормали ОН 025 270-66 установлены следующие виды автомобильного транспортного средства по второму знаку четырехзначного цифрового индекса моделей автомобилей: 1 — легковые, 2 — автобусы, 3 — грузовые, 4 — тягачи, 5 — самосвалы, 6 — цистерны, 7 — фургоны, 8 — резерв, 9 — специальные.

 

Таким образом по первым 4 цифрам обозначения серийного автомобиля отечественного производства возможно установление его класса, вида, базовой модификации, а по остальным цифрам модель и вариант исполнения.

 

Кроме того, согласно Руководствам по эксплуатации РЭ 0508600.104-2006, РЭ 05808600.106-107 выпущенных ОАО «Ульяновским автомобильным заводом» автомобили типа УАЗ 22069 относятся к специальным пассажирским транспортным средствам, разделенным на кабину и пассажирский салон, и предназначены для перевозки пассажиров, в то время как автомобили типа УАЗ-3909 являются грузовыми автомобилями с пассажирской кабиной и кузовом для перевозки грузов и предназначены для перевозки грузов.

 

Таким образом, автомобиль УАЗ 220696 — относится к классу автобусов, а автомобиль УАЗ-390945 — относится к классу специальных грузовиков, таким образом, использовани6е транспортного средства УАЗ-390945, не может удовлетворять требованиям Закупочной документации и служить соответствующим аналогом.

 

Исходя из чего, утверждение в качестве аналогичного транспортного средства
УАЗ-390945, не может отвечать виду транспортного средства, указанному Заказчиком.

 

Вместе с тем согласно подпункту 2.4 пункта 2 «Технические требования» Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации все транспортные средства для оказания услуг по договору должны быть в собственности и подтверждены справкой из ГИБДД и копиями ПТС заверенные печатью участника.

 

Изучение материалов заявок, представленных участниками для участия в Закупке, показывает, что участником ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА», были представлены договоры аренды транспортного средства с экипажем, паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства в органах ГИБДД МВД России, что позволят сделать вывод о неполном представлении участником закупки документов, требуемых в подтверждение своего соответствия требованиям Закупочной документации, поскольку буквальное прочтение подпункта 2.4 Раздела III «Заказ на услуги и технические требования» Закупочной документации говорит об одновременном предоставлении документов о нахождении транспортных средств в собственности, справки из ГИБДД, копии ПТС, с заверением документов печатью участника.

 

При этом, участником ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» представлены на каждое транспортное средство либо договор аренды, либо копия ПТС, либо Свидетельство о регистрации в ГИБДД МВД России, что соответственно, не может служить подтверждением выполнения всех необходимых Заказчику требований, указанных в Закупочной документации, так как без приложенных копий ПТС либо справки из ГИБДД, только лишь по договору аренды установление типа, вида и его класса, технического состояния не представляется возможным, что может противоречить интересам Заказчика.

 

Таким образом, при рассмотрении заявок участников на предмет их соответствия требованиям Закупочной документации, Организатором закупки был допущен участник предложивший иные, чем требовалось, транспортные средства для выполнения заданного объема оказываемых услуг, после чего данный участник был признан победителем Закупки.

 

Учитывая, что согласно пункту 16.1.9 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках запроса предложений, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в том числе в следующих случаях: несоответствия предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (несоответствие объёма оказываемых услуг), отсутствия документов, определенных документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или об оказываемых услугах.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что допуск участника ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА» и признание его победителем нарушает принципы, заложенные в Законе о закупках, а именно принцип целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика, установленный пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а так же принцип равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, заложенный в пункте 2 части 1 статье 3 Закона о закупках, поскольку допуск участника, не соответствующего требованиям Закупочной документации, не представившего требуемые документы и сведения подтверждающие его соответствие, является дискриминационным по отношению к участниками Закупки, представившим требуемые документы и сведения и готовыми выполнить установленные Заказчиком необходимые объемы услуг.

 

Кроме того, согласно пункту 16.1.9 Закупочной документации следует, что отсутствие документов, определенных документацией о запросе предложений должно послужить основанием отклонения заявки участника на этапе анализа заявок участников Закупки.

 

Таким образом, в нарушении пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 16.1.9 Закупочной документации для участия в Закупке Организатором закупки был неправомерно допущен и соответственно признан победителем участник ООО «ТРАНСЛОГИСТИКА».

 

На основании изложенного жалоба Заявителя в данной части является обоснованной.

 

    1. По мнению Заявителя, следует признать неправомерным Протокол подведения итогов, поскольку в указанном протоколе отсутствует указание на состав комиссии, отсутствуют подписи членов комиссии, отсутствуют основания определения победителя торгов.

 

Комиссия, изучив доводы Заявителя, материалы, представленные в дело, заслушав возражения Организатора Закупки, приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя на основании следующего.

 

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке.

 

Согласно пункту 1.6.7 Положения о закупках Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов. При этом в протоколе, размещаемом в единой информационной системе, допускается не указывать сведения о лицах, подписавших протокол, сведения о составе комиссии и о персональном голосовании членов комиссии.

 

Организатор закупки, на заседании Комиссии, представил на обозрение Комиссии Протокол подведения итогов, а так же акт анализа и сопоставления заявок на участие в Закупке.

 

Комиссия, обозрев предложенные материалы, приходит к выводу, что данный протокол соответствует требованиям законодательства, поскольку содержит в себе информацию о членах комиссии, о председательствующем на заседании комиссии по подведению итогов в Закупке, а так же их подписи.

 

Обозрев акт анализа и сопоставления заявок на участие в Закупке, Комиссия также приходит к выводу о наличии в представленном документе оснований о выборе победителя в Закупке.

 

Таким образом, данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

При рассмотрении жалобы Заявителя на действия Заказчика, Комиссия установила, что анализ и оценка заявок на участие в Закупке осуществлялся в соответствии с установленной в Приложении 1 Закупочной документации «Методикой анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» , изучив данную методику Комиссия заключает следующее.

 

В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

Согласно пункту 16.1.1 Закупочной документации анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений проводятся в соответствии с Приложением 1 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

 

В соответствии с пунктом 16.2.1 Закупочной документации в рамках оценочной стадии Организатор закупки оценивает и сопоставляет заявки на участие в запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Приложением № 1 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» (далее — Методика оценки заявок), учитывая следующие критерии: оценка квалификации участника, оценка коммерческого предложения участника, оценка технического предложения участника.

 

При этом пунктом 16.3 Закупочной документации устанавливается, что информация о рассмотрении, анализе, оценке и сопоставлении Заявок на участие в запросе предложений не подлежит раскрытию участникам и иным лицам, официально не участвующим в процессе оценки Заявок на участие в запросе предложений ни во время, ни после оценки.

 

Изучив представленную в приложении № 1 к Закупочной документации Методику оценки заявок, Комиссия приходит к выводу о не соответствии отдельных положений Методики оценки заявок положениям пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а именно оценки по критериям, установленным в пунктах 5,6 таблицы 1 «Оценки квалификации участника», а так же таблицы 3 «Оценки технического предложения» Раздела 3 «Оценка и сопоставление заявок Участников запроса предложений» Методики оценки заявок, поскольку данные в Методики оценке заявок порядок оценки основывается на субъективном мнении членов комиссии Организатора закупки, что подтверждается следующим.

 

Оценка по установленному подкритерию «Материально-техническое обеспечение» осуществляется исходя из соответствия материально-технического обеспечения участника требованиям документации и соответственно выставления баллов исходя из следующего принципа учета данного подкритерия: 10 баллов, в случае, если материально-техническое обеспечение, полностью соответствует требованиям Документации. 9-0 баллов, баллы, вычитаемые за наличие несоответствия материально-технического обеспечения, требованиям Документации.

 

Оценка по установленному подкритерию «Наличие кадровых ресурсов» осуществляется из соответствия кадровых ресурсов участника требованиям документации и соответственно выставления баллов исходя из следующего принципа учета данного подкритерия: 10 баллов, в случае если кадровых ресурсов достаточно для оказания услуг. 9-0 баллов, баллы, вычитаемые за отсутствие специалистов требуемых для оказания услуг.

 

Оценка по установленному подкритерию «Полнота технического предложения» осуществляется исходя из предмета оценки — описание подходов к оказанию услуг и соответственно выставления баллов исходя из следующего принципа учета данного подкритерия: 10 баллов. В описании подходов к оказанию услуг изложены все пункты согласно документации. 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в описании подходов к оказанию услуг участника одного из пунктов, изложенных в документации.

 

Организатор закупки на заседании Комиссии представил заключения членов комиссии по оценке заявок, на основании которых был составлен итоговый рейтинг оценки заявок участников Закупки. На основе данного рейтинга заявки участников были распределены по местам в Протоколе подведения итогов.

 

Организатор закупки не смог пояснить методику присвоения баллов участникам Закупки по критериям и подкритериям, установленным в Закупочной документации, а так же какие документы и в каком количестве необходимо представить для присвоения максимального балла по каждому критерию. Учитывая, что ранжирование заявок осуществлялось комиссией Организатора закупки, члены которой при присуждении каждой заявке порядкового номера, руководствовались вычитанием баллов на основании субъективного мнения, что подтверждается установленным в Разделе 2 Методике оценки заявок требований по заполнению по различным критериям, в частности по подкритерию «Наличие кадровых ресурсов» требования по заполнению изложены следующим образом: необходимо указать специалистов, которых недостаточно для оказания услуг (по мнению эксперта) 10 баллов, в случае если кадровых ресурсов достаточно для оказания услуг, 9-0 баллов, баллы, вычитаемые за отсутствие специалистов требуемых для оказания услуг; по подкритерию «Материально-техническое обеспечение» — необходимо указать вид и количество оборудования, материалов, которых недостаточно для оказания услуг (по мнению эксперта). 10 баллов, в случае если материально-техническое обеспечение, полностью соответствует требованиям Документации; 9-0 баллов, баллы, вычитаемые за наличие несоответствия материально-технического обеспечения, требованиям Документации; по подкритерию «Полнота технического предложения» — Необходимо дать заключение о полноте технического предложения, изложенного в заявке участника (описание подходов к оказанию услуг) 10 баллов, в описании подходов к оказанию услуг изложены все пункты согласно документации; 9-0 баллов. Баллы, вычитаемые за отсутствие в описании подходов к оказанию услуг участника одного из пунктов, изложенных в документации.

 

Таким образом, комиссия Организатора, исходя из мнения экспертов, на основании собственного мнения, выставляет оценки по рассмотренным подкритериям, не основываясь на объективных данных заявок участников Закупки.

 

Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке присвоения баллов по критериям и подкритериям оценки, следовательно определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

 

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Закупочной документации не позволяет определить порядок начисления баллов по критериям, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

 

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

 

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

 

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

 

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

 

Отсутствие порядка расчета баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

 

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

 

Отсутствие конкретных критериев оценок заявок, их значимости в баллах позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

 

На основании изложенного, Комиссия признает в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного допуска к участию в Закупке и признание победителем другого участника.

 

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 16.1.9 Закупочной документации.

 

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны