Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО ИТЦ "Сканэкс" на действи... от 8 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  

  1. Общество с ограниченной ответственностью Инженерно-Технологический центр «Сканекс»
    (ООО ИТЦ «Сканэкс»)
    наб. Бережковская, д. 20, стр. 6, пом, I,
    ком. 36, Москва, 121059

 

  1. Акционерное общество «Агентство ипотечного жилищного кредитования»
    (АО «АИЖК»)
    ул. Воздвиженка, д. 10, Москва, 125009
     

  2. АО «ОТС»
    пер. 4-й Добрынинский, д. 8, Москва, 119049
     

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2311/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.10.2017  Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

от заказчика — АО «АИЖК»
от заявителя — ООО ИТЦ «Сканэкс»

в отсутствие:

АО «ОТС», (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 25.10.2017 № ИШ/54500/17),

рассмотрев жалобу ООО ИТЦ «Сканэкс» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «АИЖК» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по мониторингу, семантическому и пространственному анализу состояния и использования земельных участков, объектов капитального строительства, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории города Москвы (реестровый № 31705502716) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе, а также в нарушении проведения порядка оценки заявок по критериям «Квалификация участника закупки» и «Наличие у участника закупочной процедуры необходимого оказания соответствующих услуг».

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 07.09.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок — 28.09.2017, дата подведения итогов — 03.10.2017.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе№ 18/230-ОК01-24-17/3 от 11.10.2017, на основании пункта 14.4 Конкурсной документации и пункта 4 статьи 34 Положения о закупках, членами комиссии принято решение об отказе в допуске ООО ИТЦ «Сканэкс», в связи с непредставлением в составе заявки копии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункте 9.3 Конкурсной документации, заявка на участие в Конкурсе включает в себя, кроме прочего, копию лицензии, на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну выданная Федеральной службой безопасности РФ.

В соответствии с пунктом 14.4 Конкурсной документации и с пунктом 4 статьи 34 Положения о закупках, на основании результатов рассмотрения заявок на участие в Конкурсе Единая закупочная комиссия в отношении каждого участника конкурса принимает одно из следующих решений:

  • признание заявки на участие в конкурсе соответствующей требованиям, установленным извещением о конкурсе и конкурсной документацией;

  • отклонение заявки на участие в конкурсе.

Единая закупочная комиссия отклоняет заявку на участие конкурсе в случае, если:

  • заявка на участие в конкурсе не соответствуют требованиям, установленным извещением о конкурсе и конкурсной документацией,

и/или

  • участник, подавший заявку на участие в конкурсе, не соответствует всем требованиям, установленным извещением о конкурсе и конкурсной документацией,

и/или

  • цена товара, работы или услуги, предложенная в заявке на участие в конкурсе, превышает начальную (максимальную) цену договора (цену лота), указанную в извещении о конкурсе и конкурсной документации,

и/или

  • участником, подавшим заявку на участие в конкурсе, в составе заявки на участие в конкурсе не предоставлены документы и информация, предусмотренные в извещении о конкурсе и конкурсной документации в соответствии с частью 6 статьи 33 Положения

и/или

  • участником закупки в срок, указанный в запросе Единой закупочной комиссии и/или структурного подразделения АО «АИЖК», уполномоченного на организацию закупочной, не предоставлены или предоставлены не в полном объеме разъяснения, документы и информация, запрашиваемые Единой закупочной комиссии и/или структурным подразделением АО «АИЖК», уполномоченным на организацию закупочной деятельности, в соответствии с частью 11 статьи 12 Положения,

и/или

  • участником закупки в составе заявки на участие в конкурсе представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, но в течение 3 (трех) банковских дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе указанные денежные средства не поступили на счет, который указан в конкурсной документации.

Отклонение заявок на участие в конкурсе по иным основаниям не допускается.

Согласно пункту 9.2 Конкурсной документации, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с Положением.

В случае, если участником закупки является несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе, несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки), то:

  • каждое из указанных юридических лиц или физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей), выступающих на стороне одного участника закупки, и каждый участник закупки, на стороне которого выступают указанные юридические лица или физические лица (в том числе, индивидуальные предприниматели), должны соответствовать всем обязательным требованиям к участникам закупки, установленным в части 9.1 настоящей документации.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

При подаче заявки несколькими юридическими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки, или несколькими физическими лицами, выступающими на стороне одного участника закупки (в том числе, несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки), юридические лица, представляющие лидера консорциума, заключают между собой соглашение, соответствующее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, и отвечающее требованиям, в том числе, если документацией о Конкурсе установлены специальные требования к правоспособности участника процедуры закупки и предусмотрен перечень документов, подтверждающих специальную правоспособность (лицензии, допуски, свидетельства), квалификационные требования, то хотя бы одно из лиц, входящих в состав консорциума, должно обладать необходимой правоспособностью, квалификационными требованиями и представить необходимые подтверждающие документы. При этом такое лицо может не являться лидером консорциума.

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися в консорциум, участником закупки выступает лидер консорциума.

Таким образом, в случае подачи заявки консорциумом, требованиям,указанным в документации о Конкурсе, должен в совокупности отвечать консорциум, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее в качестве лидера консорциума, так как обратное исключало бы целесообразность объединения юридических или физических лиц (в том числе, индивидуальных предпринимателей) для участия в Конкурсе.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что требования Заказчика установленные в 9.2 Конкурсной документации нарушают права Заявителя согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках.

В ходе изучения заявки Заявителя установлено, что в составе предложения имеется лицензия на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная ЗАО «Центр развития информационных технологий» (ЗАО «ЦРИТ»), являющемся членом консорциума. Таким образом, поданная коллективная заявка соответствовала требованиям документации.

Также, согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно оценил заявку на участие в процедуре по критериям «Квалификация участника закупки» и «Наличие у участника закупочной процедуры необходимого оказания соответствующих услуг».

В соответствии с пунктом 13.2 Конкурсной документации, оценка заявок по указанному критерию осуществляется на основании информации, представленной участником закупки, по форме в соответствии с приложением 1.2 к документации, с обязательным приложением копий выписок из трудовых книжек или копии трудовых книжек работников участника закупки и копии дипломов о высшем профессиональном образовании указанных работников по специальностям в области математики, информатики, картографии, землеустройства, географии, геодезии.

Исходя из доводов Заявителя установлено, что Заказчиком не принимается к оценке наличие у участника конкурса человеческих ресурсов и наличие специальных компенсаций, оформленных в соответствии с требованиями гражданского законодательства гражданско-правовыми договорами на выполнение работ. Вместе с тем, работа в указанной сфере зачастую оформляется гражданско-правовыми договорами, так как носит проектный характер и не предполагает в обязательном порядке оформление трудовых отношений с физическим лицом.

Вместе с тем, часть 1 статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчиками руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В связи с чем, Комиссия отмечает, что установление Заказчиком требования с обязательным приложением копий выписок из трудовых книжек или копии трудовых книжек работников участника закупки и копии дипломов о высшем профессиональном образовании указанных работников, без возможности предоставления в целях подтверждения обладания необходимым персоналом иных гражданско-правовых договоров, предусмотренный действующим законодательством, ни ком образом не способствует подтверждению опыта специалистов, и следовательно, не влияет на итоговое качество оказываемых участниками Конкурса работ, услуг, а влечет ничем необоснованное ограничение конкуренции.

В соответствии с пунктом 13.3 Конкурсной документации, участник закупки оценивается на предмет наличия у него, в том числе, опыта на техническую поддержку геоинформационных систем.

Однако, из доводов жалобы Заявителя установлено, что предмет договора, техническое задание не включает в себя требование о выполнении такого рода работ, в связи с чем наличие указанного опыта у участника закупки и начисление дополнительного количества баллов при оценке заявки по указанному критерию является неправомерным.

При это Заказчик на заседание Комиссии доказательств обратного не представил, доводы Заявителя не опровергнул.

Любое включаемое в документацию требование должно иметь объективную документационную подтверждаемость. Обратное нарушает принципы осуществления Закупки, указанные в статьи 3 Закона о закупках.

В связи с чем, учитывая недосказанность обоснованности включения спорного требования, Комиссия пришла к выводу, что требования Заказчика установленные в 9.2 Конкурсной документации нарушают права Заявителя согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и признает жалобу Заявителя обоснованной.

Таким образом, в действия Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 2 части 5 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2311/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.10.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 30.10.2017 по делу № 1-00-2311/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «АИЖК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по мониторингу, семантическому и пространственному анализу состояния и использования земельных участков, объектов капитального строительства, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории города Москвы (реестровый
№ 31705502716) (далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 30.10.2017 по делу № 1-00-2311/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее 15 рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 30.10.2017 по делу № 1-00-2311/77-17.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 29.12.2017.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 15.01.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны