Решение б/н Решение по жалобам ООО «КАНЦЛЕР» на действия заказчика — АО ... от 19 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «КАНЦЛЕР»
ул. Т. Кривова, д. 12, оф. 11,
г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428017
-
АО «Москабельсетьмонтаж»
ул. Южнопортовая, д. 17, стр. 3, Москва, 115088
-
АО «Центр развития экономики»
ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2332/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика — АО «Москабельсетьмонтаж»,
в отсутствие:
ООО «КАНЦЛЕР», АО «Центр развития экономики» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.10.2017 № ИШ/55272/17, уведомлением о переносе заседания Комиссии от 02.11.2017),
рассмотрев жалобы ООО «КАНЦЛЕР» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Москабельсетьмонтаж» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров: на поставку кабельных муфт для кабеля напряжением 220 кВ и выполнение шеф-надзора за их монтажом для объекта «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. с транспортной развязкой на Минской ул.) (1 этап)»; на поставку кабельных муфт для кабеля напряжением 110 кВ и выполнение шеф-надзора за их монтажом для объекта «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. с транспортной развязкой на Минской ул.) (1этап)» (реестровые №№ 31705620250, 31705620089) (далее — Конкурсы),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурсов выразилось в неправомерном установлении требований Конкурсных документаций.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалобы Заявителя содержат ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалоб Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
12.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещены извещения о проведении Конкурсов.
Согласно извещениям о проведении Конкурсов дата окончания подачи заявок - 02.11.2017. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 16.11.2017.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно тексту жалоб, Заказчиком неправомерно установлены требования о наличии у участника не менее пяти специалистов, материальных ресурсов для исполнения договора, а также сведений о цепочке собственников.
На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 15.1.6 Положения о закупках заказчиком устанавливаются следующие требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Согласно пунктом 2.3.2.3 Конкурсных документаций документами, подтверждающими квалификацию участника, являются, в том числе:
b) оригинал справки, подтверждающей наличие у Участника соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора, в т.ч. и для привлекаемых Участником Запроса предложений основных субподрядчиков (при наличии) по установленной в настоящей Закупочной документации форме (Раздел 4, Форма 19); Исполнитель должен предоставить список не менее пяти шеф-инженеров, обученных монтажу кабельной арматуры, копии сертификатов лицензированного учебного центра и производителя кабельной арматуры на право самостоятельного надзора за монтажом кабельной арматуры, а также копии трудовых книжек шеф-инженеров, заверенных печатью участника;
c) оригинал справки, подтверждающей наличие материально-технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора по установленной в настоящей Закупочной документации форме (Раздел 4, Форма 20), с указанием дат и номеров договоров аренды, свидетельств о собственности, данных ПТС, инвентаризационных номеров оргтехники и пр.
В соответствии с пунктом 2.3.2.1 Конкурсных документаций участник конкурса должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его правоспособность, в том числе:
j) сведения в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по установленной форме (с приложением файла «Справка о цепочке собственников», выполненным в формате Excel).
Согласно письменным пояснениям Заказчика, проведение Конкурсов осуществляется в рамках исполнения государственного контракта, заключенного с Департаментом строительства города Москвы от 11.09.2017 года № 0173200001417000605-RST, на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. С транспортной развязкой на Минской ул.) (1 этап).» Переустройство КВЛ 110-220 кВ. Этап 1.6 (далее — Государственный контракт). В соответствии с графиком производства работ (приложение № 1 к Государственному контракту) работы по строительству 2-х КЛ 110 кВ, 2-х КЛ 220 кВ, ВОЛС, в т.ч. закрытых переходов методом ГНБ, строительство ЗПП 110 кВ и переходного колодца 220 кВ должны быть завершены в срок не позднее 4,5 месяцев с даты заключения государственного контракта (март 2018), устройство заходов на ЗПП и на ПС «Матвеевская» не позднее 6 месяцев с даты заключения государственного контракта. Работы на объекте производятся в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. В соответствии с графиком переключений линий электропередач для врезки кабельных линий в целях соблюдения сроков установленных контрактом, учитывая, что в соответствии с проектом организации строительства (раздел 5 Проектной документации) необходимо производить монтажные работы под надзором шеф-инженера завода изготовителя кабельной продукции одновременно на трех удаленных друг от друга участках объекта строительства. В соответствии с Проектной документацией продолжительность строительства рассчитана исходя из двухсменной организации работ. Таким образом, для производства работ на каждом из участков должны посменно осуществлять шеф-надзор не менее двух шеф-инженеров, следовательно, требование о наличии не менее пяти шеф-инженеров не является избыточным, а является минимально необходимым для производства работ в установленные сроки. В соответствии с Технологическим заданием на переустройство воздушного участка КВЛ 110 кВ ТЭЦ-12-МГУ I,II цепь в кабель, выданным ПАО «МОЭСК» и проектной документацией все электромонтажные работы по прокладке кабелей 110 кВ должны производиться специализированной организацией по инструкции завода-производителя кабеля и под надзором шеф-монтажной организации.
Таким образом, указанное требование установлено Заказчиком с учетом условий ранее заключенного Государственного контракта, а также на основании собственных потребностей.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.
Согласно Инструкции к Форме 20 Конкурсных документаций (Справка о материально-технических ресурсах) в данной справке перечисляются материально-технические ресурсы, которые участник считает ключевыми и планирует использовать в ходе выполнения Договора (склады, транспортные средства, средства обеспечения условий хранения продукции в процессе перевозки, средства связи, компьютерной обработки данных и тому подобное). Кроме того, в пункте 2.3.2.3 Конкурсных документаций Заказчиком установлен открытый перечень документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, предъявление указанного требования обусловлено, в том числе, условиями Государственного контракта, устанавливающего сроки выполнения работ, а также нацелено на выявление участников, способных осуществить полное и своевременное выполнение работ являющихся предметом Конкурсов, что соответствует интересам Заказчика. При установлении указанных требований Заказчиком также учтена специфика предметов Конкурсов. При установлении требования о представлении сведений о цепочке собственников Заказчик руководствовался, в том числе, требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 и от 05.03.2012 № ВП-П24-1269, приказом ОАО «МОЭСК» от 24.09.2012 № 825 «Об организации процедуры раскрытия информации о собственниках контрагентов и недопущения конфликтов интересов в ОАО «МОЭСК». Данное требование также установлено Положением о закупках Заказчика.
Таким образом, установленные требования не противоречат Положению о закупках.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, Заявитель заявок на участие в Конкурсах не подавал.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов путем установления указанных требований, как и не представил объективных доказательств невозможности подачи заявки на участие в Конкурсах.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.
Также Заявителем обжалуется неправомерное установление Заказчиком требований о представлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемой продукции.
В соответствии с пунктом 3.8 Технического задания Конкурсных документаций участник в своем предложении должен представить следующие документы, подтверждающие соответствие предлагаемой им продукции установленным требованиям:
-сертификаты либо декларации о соответствии (копия, заверенная участником);
-сертификаты о происхождении продукции, в случае поставки продукции, произведенной за пределами Российской Федерации (копия, заверенная участником);
-документ, удостоверяющий, что продукция допущена к применению на объектах ПАО «Россети» (в случае поставки продукции, подлежащей обязательному допуску);
-документы, подтверждающие, что Участник является производителем продукции, указанной в пунктах 1-2 Технического задания (копия, заверенная участником) либо Свидетельство производителя, подтверждающее возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки (оригинал).
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с проектной документацией, на основании которой был заключен Государственный контракт, воздушный участок, переустройство которого осуществляется в соответствии с договором, находится на границе разграничения балансовой принадлежности между АО «ОЭК» и ПАО «МОЭСК» со стороны ПП № 212 (раздел ТКР-3.2.1. ПД). Согласно требованиям технической политики АО «ОЭК» (раздел 8 пункт 8.1.2) кабели напряжением 110 кВ и выше и кабельная арматура должны соответствовать требованиям нормативной документации‚ техническим регламентам, техническим требованиям АО «ОЭК», аттестованы в Российской Федерации. В соответствии с выданными ПАО «МОЭСК» технологическими условиями на переустройство воздушного участка применяемая кабельная продукция должна быть аттестована в ПАО «Россети». Кроме того, учитывая выданные технические условия АО «ОЭК» и ПАО «МОЭСК», организация-поставщик кабельной продукции и арматуры должна представить, кроме прочего: гарантию завода-изготовителя на смонтированную КЛ на срок не менее 5 лет после включения КЛ под рабочее напряжение; получить письменное подтверждение заводов-изготовителей кабеля о технологическом соответствии кабеля и кабельной арматуры различных производителей в случае их применения. Таким образом, при формировании требований к участникам открытого конкурса Заказчик исходил из принципов выявления в результате закупочной процедуры лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования (бюджетных средств), удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с показателями цены, сроков, качества и надежности в целях выполнения своих обязательств по Государственному контракту.
Из изложенного следует, что в данном конкретном случае при установлении требований Конкурсных документаций о представлении сертификатов соответствия, а также документа, удостоверяющего, что продукция допущена к применению на объектах ПАО «Россети» обусловлено наличием указанных требований в технических условиях, являющихся исходными данными при составлении Государственного контракта, в рамках которого были объявлены Конкурсы.
При этом Заявителем не представлено доказательств невозможности представления указанных документов, а также доказательств нарушения его прав и интересов.
Относительно установления требования о представлении документов, подтверждающих, что участник является производителем продукции, указанной в пунктах 1-2 Технического задания (копия, заверенная участником) либо свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки, Комиссия установила следующее.
Требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих возможность поставки участником продукции в установленные сроки, выданных производителем оборудования, ставят участников Конкурсов в зависимость от лиц, изготавливающих соответствующий товар.
Требование о представлении, в том числе, свидетельства производителя на этапе подачи заявки обременяют участника закупки заблаговременно обратиться к производителю продукции, а также налагает дополнительные обязательства на участника для целей принятия участия в Конкурсах.
Кроме того, в отсутствие обязанности производителя продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных свидетельств, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсах в соответствии с указанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителей, что ограничивает возможность участия в Конкурсах.
Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления данного требования на этапе подачи заявок, как и не представлено доказательств влияния представления указанных документов на возможность исполнения условий договора.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования в указанном случае являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе запросить вышеуказанные документы у производителя, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, установленное требование может привести к ограничению количества участников Конкурсов, способных исполнить условия договора, но не предоставивших указанные документы на этапе подачи заявки, в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления требования о представлении свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки.
При этом, согласно пояснениям Заказчика, Заявитель заявок на участие в Конкурсах не подавал.
Кроме того, согласно представленным сведениям, Конкурсы были отменены Заказчиком 01.11.2017.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов обоснованными в части установления требования о представлении свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки, в остальной части — необоснованными.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что установленные нарушения не повлекли нарушение прав и законных интересов Заявителя, а также в связи с тем, что Конкурсы отменены Заказчиком.
-
Снять ограничения на размещение Конкурсов, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.10.2017 № ИШ/55272/17.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.