Решение б/н Решение по жалобам ООО «КАНЦЛЕР» на действия заказчика — АО ... от 19 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «КАНЦЛЕР»

ул. Т. Кривова, д. 12, оф. 11,
г. Чебоксары, Чувашская Республика, 428017

 

  1. АО «Москабельсетьмонтаж»
    ул. Южнопортовая, д. 17, стр. 3, Москва, 115088

     

  2. АО «Центр развития экономики»
    ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113

     

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2332/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заказчика — АО «Москабельсетьмонтаж»,

в отсутствие:

ООО «КАНЦЛЕР», АО «Центр развития экономики» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.10.2017 № ИШ/55272/17, уведомлением о переносе заседания Комиссии от 02.11.2017),

рассмотрев жалобы ООО «КАНЦЛЕР» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Москабельсетьмонтаж» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров: на поставку кабельных муфт для кабеля напряжением 220 кВ и выполнение шеф-надзора за их монтажом для объекта «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. с транспортной развязкой на Минской ул.) (1 этап)»; на поставку кабельных муфт для кабеля напряжением 110 кВ и выполнение шеф-надзора за их монтажом для объекта «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. с транспортной развязкой на Минской ул.) (1этап)» (реестровые №№ 31705620250, 31705620089) (далее — Конкурсы),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурсов выразилось в неправомерном установлении требований Конкурсных документаций.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалобы Заявителя содержат ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалоб Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

12.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещены извещения о проведении Конкурсов.

Согласно извещениям о проведении Конкурсов дата окончания подачи заявок - 02.11.2017. Дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 16.11.2017.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно тексту жалоб, Заказчиком неправомерно установлены требования о наличии у участника не менее пяти специалистов, материальных ресурсов для исполнения договора, а также сведений о цепочке собственников.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 15.1.6 Положения о закупках заказчиком устанавливаются следующие требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.

Согласно пунктом 2.3.2.3 Конкурсных документаций документами, подтверждающими квалификацию участника, являются, в том числе:

b) оригинал справки, подтверждающей наличие у Участника соответствующих кадровых ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора, в т.ч. и для привлекаемых Участником Запроса предложений основных субподрядчиков (при наличии) по установленной в настоящей Закупочной документации форме (Раздел 4, Форма 19); Исполнитель должен предоставить список не менее пяти шеф-инженеров, обученных монтажу кабельной арматуры, копии сертификатов лицензированного учебного центра и производителя кабельной арматуры на право самостоятельного надзора за монтажом кабельной арматуры, а также копии трудовых книжек шеф-инженеров, заверенных печатью участника;

c) оригинал справки, подтверждающей наличие материально-технических ресурсов, необходимых для полного и своевременного выполнения Договора по установленной в настоящей Закупочной документации форме (Раздел 4, Форма 20), с указанием дат и номеров договоров аренды, свидетельств о собственности, данных ПТС, инвентаризационных номеров оргтехники и пр.

В соответствии с пунктом 2.3.2.1 Конкурсных документаций участник конкурса должен включить в состав заявки следующие документы, подтверждающие его правоспособность, в том числе:

j) сведения в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по установленной форме (с приложением файла «Справка о цепочке собственников», выполненным в формате Excel).

Согласно письменным пояснениям Заказчика, проведение Конкурсов осуществляется в рамках исполнения государственного контракта, заключенного с Департаментом строительства города Москвы от 11.09.2017 года № 0173200001417000605-RST, на выполнение подрядных работ по строительству объекта капитального строительства: «Искусственные сооружения и участок Южного дублера Кутузовского проспекта (от Аминьевского шоссе до Минской ул. С транспортной развязкой на Минской ул.) (1 этап).» Переустройство КВЛ 110-220 кВ. Этап 1.6 (далее — Государственный контракт). В соответствии с графиком производства работ (приложение № 1 к Государственному контракту) работы по строительству 2-х КЛ 110 кВ, 2-х КЛ 220 кВ, ВОЛС, в т.ч. закрытых переходов методом ГНБ, строительство ЗПП 110 кВ и переходного колодца 220 кВ должны быть завершены в срок не позднее 4,5 месяцев с даты заключения государственного контракта (март 2018), устройство заходов на ЗПП и на ПС «Матвеевская» не позднее 6 месяцев с даты заключения государственного контракта. Работы на объекте производятся в соответствии с проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу. В соответствии с графиком переключений линий электропередач для врезки кабельных линий в целях соблюдения сроков установленных контрактом, учитывая, что в соответствии с проектом организации строительства (раздел 5 Проектной документации) необходимо производить монтажные работы под надзором шеф-инженера завода изготовителя кабельной продукции одновременно на трех удаленных друг от друга участках объекта строительства. В соответствии с Проектной документацией продолжительность строительства рассчитана исходя из двухсменной организации работ. Таким образом, для производства работ на каждом из участков должны посменно осуществлять шеф-надзор не менее двух шеф-инженеров, следовательно, требование о наличии не менее пяти шеф-инженеров не является избыточным, а является минимально необходимым для производства работ в установленные сроки. В соответствии с Технологическим заданием на переустройство воздушного участка КВЛ 110 кВ ТЭЦ-12-МГУ I,II цепь в кабель, выданным ПАО «МОЭСК» и проектной документацией все электромонтажные работы по прокладке кабелей 110 кВ должны производиться специализированной организацией по инструкции завода-производителя кабеля и под надзором шеф-монтажной организации.

Таким образом, указанное требование установлено Заказчиком с учетом условий ранее заключенного Государственного контракта, а также на основании собственных потребностей.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.

Согласно Инструкции к Форме 20 Конкурсных документаций (Справка о материально-технических ресурсах) в данной справке перечисляются материально-технические ресурсы, которые участник считает ключевыми и планирует использовать в ходе выполнения Договора (склады, транспортные средства, средства обеспечения условий хранения продукции в процессе перевозки, средства связи, компьютерной обработки данных и тому подобное). Кроме того, в пункте 2.3.2.3 Конкурсных документаций Заказчиком установлен открытый перечень документов, подтверждающих наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения договора.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, предъявление указанного требования обусловлено, в том числе, условиями Государственного контракта, устанавливающего сроки выполнения работ, а также нацелено на выявление участников, способных осуществить полное и своевременное выполнение работ являющихся предметом Конкурсов, что соответствует интересам Заказчика. При установлении указанных требований Заказчиком также учтена специфика предметов Конкурсов. При установлении требования о представлении сведений о цепочке собственников Заказчик руководствовался, в том числе, требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 № ВП-П13-9308 и от 05.03.2012 № ВП-П24-1269, приказом ОАО «МОЭСК» от 24.09.2012 № 825 «Об организации процедуры раскрытия информации о собственниках контрагентов и недопущения конфликтов интересов в ОАО «МОЭСК». Данное требование также установлено Положением о закупках Заказчика.

Таким образом, установленные требования не противоречат Положению о закупках.

При этом, согласно пояснениям Заказчика, Заявитель заявок на участие в Конкурсах не подавал.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов путем установления указанных требований, как и не представил объективных доказательств невозможности подачи заявки на участие в Конкурсах.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в указанной части необоснованной.

Также Заявителем обжалуется неправомерное установление Заказчиком требований о представлении документов, подтверждающих соответствие предлагаемой продукции.

В соответствии с пунктом 3.8 Технического задания Конкурсных документаций участник в своем предложении должен представить следующие документы, подтверждающие соответствие предлагаемой им продукции установленным требованиям:

-сертификаты либо декларации о соответствии (копия, заверенная участником);

-сертификаты о происхождении продукции, в случае поставки продукции, произведенной за пределами Российской Федерации (копия, заверенная участником);

-документ, удостоверяющий, что продукция допущена к применению на объектах ПАО «Россети» (в случае поставки продукции, подлежащей обязательному допуску);

-документы, подтверждающие, что Участник является производителем продукции, указанной в пунктах 1-2 Технического задания (копия, заверенная участником) либо Свидетельство производителя, подтверждающее возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки (оригинал).

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с проектной документацией, на основании которой был заключен Государственный контракт, воздушный участок, переустройство которого осуществляется в соответствии с договором, находится на границе разграничения балансовой принадлежности между АО «ОЭК» и ПАО «МОЭСК» со стороны ПП № 212 (раздел ТКР-3.2.1. ПД). Согласно требованиям технической политики АО «ОЭК» (раздел 8 пункт 8.1.2) кабели напряжением 110 кВ и выше и кабельная арматура должны соответствовать требованиям нормативной документации‚ техническим регламентам, техническим требованиям АО «ОЭК», аттестованы в Российской Федерации. В соответствии с выданными ПАО «МОЭСК» технологическими условиями на переустройство воздушного участка применяемая кабельная продукция должна быть аттестована в ПАО «Россети». Кроме того, учитывая выданные технические условия АО «ОЭК» и ПАО «МОЭСК», организация-поставщик кабельной продукции и арматуры должна представить, кроме прочего: гарантию завода-изготовителя на смонтированную КЛ на срок не менее 5 лет после включения КЛ под рабочее напряжение; получить письменное подтверждение заводов-изготовителей кабеля о технологическом соответствии кабеля и кабельной арматуры различных производителей в случае их применения. Таким образом, при формировании требований к участникам открытого конкурса Заказчик исходил из принципов выявления в результате закупочной процедуры лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования (бюджетных средств), удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с показателями цены, сроков, качества и надежности в целях выполнения своих обязательств по Государственному контракту.

Из изложенного следует, что в данном конкретном случае при установлении требований Конкурсных документаций о представлении сертификатов соответствия, а также документа, удостоверяющего, что продукция допущена к применению на объектах ПАО «Россети» обусловлено наличием указанных требований в технических условиях, являющихся исходными данными при составлении Государственного контракта, в рамках которого были объявлены Конкурсы.

При этом Заявителем не представлено доказательств невозможности представления указанных документов, а также доказательств нарушения его прав и интересов.

Относительно установления требования о представлении документов, подтверждающих, что участник является производителем продукции, указанной в пунктах 1-2 Технического задания (копия, заверенная участником) либо свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки, Комиссия установила следующее.

Требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих возможность поставки участником продукции в установленные сроки, выданных производителем оборудования, ставят участников Конкурсов в зависимость от лиц, изготавливающих соответствующий товар.

Требование о представлении, в том числе, свидетельства производителя на этапе подачи заявки обременяют участника закупки заблаговременно обратиться к производителю продукции, а также налагает дополнительные обязательства на участника для целей принятия участия в Конкурсах.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных свидетельств, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурсах в соответствии с указанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителей, что ограничивает возможность участия в Конкурсах.

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления данного требования на этапе подачи заявок, как и не представлено доказательств влияния представления указанных документов на возможность исполнения условий договора.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования в указанном случае являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе запросить вышеуказанные документы у производителя, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, установленное требование может привести к ограничению количества участников Конкурсов, способных исполнить условия договора, но не предоставивших указанные документы на этапе подачи заявки, в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части установления требования о представлении свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки.

При этом, согласно пояснениям Заказчика, Заявитель заявок на участие в Конкурсах не подавал.

Кроме того, согласно представленным сведениям, Конкурсы были отменены Заказчиком 01.11.2017.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурсов обоснованными в части установления требования о представлении свидетельства производителя, подтверждающего возможность поставки участником кабельной продукции в установленные сроки, в остальной части — необоснованными.

  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что установленные нарушения не повлекли нарушение прав и законных интересов Заявителя, а также в связи с тем, что Конкурсы отменены Заказчиком.

  4. Снять ограничения на размещение Конкурсов, наложенные письмом Московского УФАС России от 27.10.2017 № ИШ/55272/17.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны