Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-2351/77-18 о нарушении процедуры тор... от 13 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП "..."

 

 

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы

улица Маросейка, дом 11/4, строение 3, город Москва, 101000

 

АО «ЕЭТП»

ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5,
Москва, 115114

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2351/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

24.12.2018                                                                                                                   Москва                             

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:

рассмотрев в открытом заседании жалобу ИП "..." (далее – заявитель) на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (далее – ФКР Москвы, заказчик) при проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по эксплуатационному и техническому обслуживанию помещений ФКР Москвы, реестровый номер закупки 0273000000118001666, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении спорного Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в отсутствии в составе документации проектной документации в соответствии с ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при проведении заказчиком аукциона в порядке регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно п. 3 ч. ст. 1 Закона о контрактной системе сферой регулирования закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Как усматривается из сведений, опубликованных в единой информационной системе закупок, финансирование спорной закупки осуществляется посредством бюджета г. Москвы. Соответственно, рассматриваемая конкурентная процедура проводилась заказчиком на бюджетные средства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а не Закона о закупках.

Как следует из фактических обстоятельств данного дела, Заказчиком в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона. В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки подлежала проведению по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе, как финансируемая за счет субсидии некоммерческой организации Фонду капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы в качестве имущественного взноса города Москвы.

Таким образом, проведение спорного аукциона является обязательным в силу Закона о контрактной системе, в связи с чем рассмотрение поданной Обществом жалобы на действия Заказчика проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции как жалоба на обязательные в силу закона торги субъекта, осуществляющего свою закупочную деятельность в рамках Закона о закупках.

Заявитель в жалобе указывает на неправомерность действий заказчика, выразившихся в необъективном описании требований в Техническом задании к конкретным показателям материалов, подлежащих использованию при выполнении работ, затрудняющем возможность подачи заявки на участие в конкурентной процедуре.

Как следует из материалов дела, заказчиком в единой информационной системе закупок опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме на оказание услуг по эксплуатационному и техническому обслуживанию помещений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы.

Таким образом, предметом контракта выступают работы по эксплуатационному и техническому обслуживанию помещений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы в соответствии с Техническим заданием, которым также описаны требования к порядку исполнения обязательств по контракту.

В соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 упомянутого закона при составлении описания объекта закупки должны использоваться, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Таким образом, ст. 33 Закона о контактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки (в данном случае описание производимых работ) должно носить объективный характер с указанием функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик, при составлении которых необходимо использовать стандартные показатели, установленные законодательством о техническом регулировании.

Стандартами в числе прочих согласно ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ являются национальные/государственные стандарты (обозначаемые «ГОСТ»), международные стандарты, технические регламенты.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрены правила описания объекта закупки.

В настоящем деле объектом закупки явилось по эксплуатационному и техническому обслуживанию помещений Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы. В связи с чем потребность заказчика выражается в получении итогового результата – надлежащее техническое обслуживание в соответствии с требованиями Технического задания. В свою очередь, материалы, подлежащие использованию при выполнении работ, не являются непосредственным объектом закупки. Соответственно, если предметом аукциона не являются материалы (которые участники самостоятельно не производят, а закупают у других лиц), то заказчику при составлении документации нет необходимости переписывать содержание регламентированных стандартных требований в документацию, а достаточно лишь указать, что предложения, выдвигаемые участниками, должны соответствовать ГОСТ, международным стандартам и иным техническим регламентам в зависимости от товара.

Вместе с тем, в случае объективной потребности заказчика в выполнении подрядных работ с использованием материалов определенного качества он вправе установить такие требования в документации, при этом указанные сведения не должны быть избыточными и чрезмерными, а быть обоснованными заказчиком на основании его объективной потребности.

Таким образом, факт указания в документации характеристик материалов, соответствующих значениям государственного стандарта, не снимает с заказчика обязанности устанавливать в документации значения только тех показателей, которые могут быть определены участником закупки без необходимости проведения испытаний и химических анализов.

Право заказчика на конкретизацию характеристик товаров, подлежащих использованию при выполнении подрядных работ, не умаляется контрольным органом и не ограничивается. Однако в настоящем деле заказчик злоупотребил своим правом, поскольку степень детализации характеристик некоторых материалов, подлежавших использованию при выполнении подрядных работ, предполагает проведение участниками закупки анализа их состава, а также их приобретение для заполнения достоверных и корректных характеристик в составе заявки.

Так, податель жалобы, обжалуя положения документации, указывает на избыточную детализацию требований к материалам, установленных заказчиком.

Как следует из материалов дела, заказчиком в приложении № 1 к техническому заданию указал следующие требования к показателям товара, которые, по мнению заявителя, являются избыточными:

В приложении 1 к техническому заданию, Заказчиком установлены характеристики используемого при выполнении работ товара, такие как, например:

«Раствор тип 1» : Марка по подвижности  Пк2 или Пк3;

«Средство для полировки мебели»: натуральный скипидарне менее 50, терпена апельсина  - не менее 5 не более 15,  натуральное масло сосныне более 5, натуральный  пчелиный воскне более 5;

«Раствор тип 2»: Норма подвижности по погружению конуса не менее 1 и Марка по подвижности  не более Пк4;

«Средство для мойки стекол»: Содержание анионных и катионных ПАВ не более 1  %;

«Пятновыводитель»: смесь ПАВ не более 6%, активных добавок и пероксида водорода не более 30%, перекисные соединения не менее 5 %, активного кислорода  не более 14%, L-лимонен и d-лимонен не более 6% каждого;

«Средство для очистки поверхностей»: Содержание натрия хлорноватистокислого не более 5 % и едкого  натра не более5%. Биоразлагаемость  не более 90 %.;

«Чистящее средство для удаления кальциевых и органических отложений»: Пропорции раствора не менее 20:1 не более 10:1;

«Средство для удаления масляных и жировых загрязнений»: синтетические тензиды не более 5%, силикаты не более 1%,дигликоли не более 10%, массовая доля углекислого натрия не более 2.1 %;

«Мыло кусковое»: Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2O не более 0.22 %.

«Смеси бетонные   для выполнения работ»: Марка по осадке конуса не более П4 и Марка по расплыву конуса должна быть Р2 или  Р3 или Р4 или Р5;

«Раствор тип 3»: Норма подвижности по погружению конуса не менее 2 см. Растворная смесь   содержит золы-уноса не более 20 % массы цемента. Средняя плотность  затвердевших растворов в проектном возрасте не менее 1300  Кг/м3;

«Олифа натуральная для выполнения работ»: Условная вязкость диапазон по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) не менее 26;

«Краски масляные сурик железный, бежевая   для выполнения монтажных работ»:

Твердость пленки, по маятниковому прибору: типа ТМЛ (маятник Б), типа М-3 не менее 0.05.

При этом какого-либо обоснования необходимости использования таких показателей для определения соответствия закупаемых услуг заказчиком в документации не приведено, а также не представлено доказательств того, что все требуемые заказчиком показатели указываются на упаковке товаров.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в силу того, что заказчиком уже в документации предъявлено к участникам закупки требование о необходимости соответствия товара определенным государственным стандартам, то заказчику нет необходимости предъявлять к участникам закупки дублировать такие положения в заявках, поскольку потребность заказчика будет удовлетворена в том числе и посредством выражения участников закупки согласия на оказание услуг, выполнение работ с использованием товаров, соответствующих требованиям Приложения № 1 Технического задания, учитывая, что предметом обязательств по контракту выступает выполнение работ, а не поставка товара. В связи с чем, Комиссия Управления приходит к выводу, что заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, что все показатели, которые отражены им в Приложении № 1 к Техническому заданию доступны участнику закупки на этапе подаче заявки без необходимости приобретения товара у конкретного производителя и проведения испытаний.

Контрольный орган отмечает, что положения Закона о контрактной системе не обязывают участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки. В связи с чем требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Названный правовой подход, изложенный в п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16, подержан Верховным Судом РФ в решении от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287, в котором Суд указал, что желание заказчика требовать от участника закупки подробного описания в заявке различных показателей значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 Закона о контрактной системе.

Таким образом, заказчик требования к товарам детализировал настолько подробно, что некоторые показатели трудоемко найти в свободном доступе либо они известны только производителям таких товаров, что, в свою очередь, вновь обязывает участника закупки прибегнуть к помощи сторонних лиц (производителей) или иным источникам информационных ресурсов с целью заполнения заявки на участие в торгах. Вместе с тем, данная позиция заказчика игнорирует право каждого потенциального участника закупки принять участие в конкурентной процедуре посредством подачи заявки, корректность и правильность заполнения которой должна быть общедоступной и не становиться инструментом манипуляции в руках заказчика.

Таким образом, сформированная заказчиком документация содержит излишние требования. Данное нарушение может ввести в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки.

В настоящем случае заказчик, возлагая на участника аукциона обязанность по предоставлению сведений о характеристиках товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, описал требования к товарам и порядок предоставления таких сведений в составе заявки таким образом, что участник торгов обязан изучить инструкцию по заполнению заявки, а также все указанные заявителем ГОСТы.

Право заказчика по установлению таких сведений не умаляется контрольным органом. Однако способ реализации такого права в настоящем деле способствует возможности двойственной интерпретации требуемых параметров, отказу в допуске участнику торгов по причине некорректности представления сведений о характеристиках товара, подлежащего использованию при оказании услуг.

Таким образом, сформированная заказчиком документация содержит излишние требования, которые препятствовали потенциальным участникам закупки сформировать предложение на участие в электронном аукционе. Данное нарушение вводит в заблуждение участников закупки и может препятствовать корректному определению параметров максимальных и минимальных значений показателей, подлежащих указанию при формировании заявки на участие в аукционе.

Факт отклонения заказчиком трех заявок участников закупки в силу предоставления некорректных показателей подтверждает, что форма предоставления сведений о конкретных показателей товаров объективно ограничивает конкуренцию на торгах, поскольку участники закупки лишаются возможности одержать победу в ходе конкурентной борьбы исключительно по формальному основания невозможности заполнения заявки в соответствии с требованиями документации, но не по причине того, что им были предложены товары, неудовлетворяющие потребности заказчика . При этом, установление необоснованных требований влечет невозможность тех или иных субъектов участвовать в закупке, тем самым ограничивая количество участников, а, следовательно, эффективность проводимой конкурентной борьбы.

С учетом всего изложенного, принимая во внимание установление заказчиком избыточных и неотносимых к объекту закупки требований, способных повлечь ограничение количества участников закупки, а также отсутствие со стороны Заказчика каких-либо доказательств необходимости установления названных требований и невозможности использования товара с иными техническими характеристиками, но отвечающими по своим функциональным свойствам и качествам его потребностям, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя нарушения.

Способ же изложения требований, допущенный заказчиком в настоящем деле, не позволяет идентифицировать надлежащую потребность заказчика и, как следствие, провоцирует допущение участником закупки ошибок при заполнении заявки.

Подобное составление аукционной документации вводит участников закупки в заблуждение относительно технических характеристик заявленного товара, предоставляя Заказчику возможность манипулировать результатами проводимого аукциона в собственных интересах.

С учетом всего изложенного, принимая во внимание установление заказчиком избыточных и неотносимых к объекту закупки требований, способных повлечь ограничение количества участников закупки, а также отсутствие со стороны Заказчика каких-либо доказательств необходимости установления названных требований и невозможности использования товара с иными техническими характеристиками, но отвечающими по своим функциональным свойствам и качествам его потребностям, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя нарушения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Заказчик, установив излишние, завышенные требования к материалам, не влияющим на качество и результат выполняемых работ, тем самым ограничил количество участников закупки, что, в свою очередь, является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе. 

Контрольным органом в действиях заявителя установлено нарушение п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении завышенных, чрезмерных требований к товарам, подлежащим использованию при выполнении работ.

Также заявитель указывает, что заказчиком не указано количество товаров и материалов, подлежащих использованию при исполнении обязательств по государственному контракту. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что предметом конкурентной процедуры не является поставка товара. Напротив, конкурентная процедура проводится заказчиком в целях заключения договора на оказание услуг по эксплуатационному и техническому обслуживанию помещений Фонда, таким образом, заказчиком в Техническом задании предусмотрены требования к качеству оказания услуг, выполнению работ и минимальные требования к материалам, подлежащим использованию при выполнении работ. Соответственно, названные материалы не являются непосредственным объектом закупки и у заказчика отсутствует обязанность по указанию в документации на их количество, поскольку достаточность таких материалов определяется исходя из необходимости исполнения обязательств по контракту в соответствии с требованиями, установленными заказчиком в Техническом задании. При этом обоснованность определения начальной (максимальной) цены (учитывая предмет контракта) при указанном формировании заказчиком документации не рассматривается контрольным органом ввиду отсутствия в жалобе соответствующих доводов. Таким образом, указанный довод заявителя признается Комиссией Управления необоснованным.

С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу "..." на действия Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ИНН: 7701090559; ОГРН: 1157700003230) при проведении закупки обоснованной в части.
    2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
    3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так оно было выдано ранее при рассмотрении дела № 1-00-2334/77-18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его получения лицами, участвовавшими в деле.

Связанные организации

Связанные организации не указаны