Решение б/н Решение по жалобе Фонда «Гражданин» на действия заказчика - ... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Региональному общественному экологическому фонду «Гражданин» (Фонд «Гражданин»)

наб. Семеновская, д. 2/1, стр. 1, пом. VII, оф. 1, Москва, 105094
 

2. Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Лечебно-реабилитационный центр министерства экономического развития Российской Федерации» (ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России»)
пос. Вороновское, с. Вороново, Москва, 108830

 

3. АО «ЕЭТП»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2352/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

07.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заявителя - Фонда «Гражданин»,

от заказчика - ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России»,

в отсутствие:

АО «ЕЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 31.10.2017 № ИШ/55703/17),

рассмотрев жалобу Фонда «Гражданин» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ФБУЗ «Лечебно-реабилитационный центр Минэкономразвития России» (далее - Заказчик) при проведении запроса цен на право заключения договора на поставку противогололедного реагента (реестровый № 31705628406) (далее - Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в следующем:

- в неустановлении требования о предоставлении в составе заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию на антигололедный реагент на этапе подачи заявок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

16.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.

Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 26.10.2017 Дата рассмотрения заявок - 26.10.2017 , дата проведения Аукциона - 26.10.2017.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 26.10.2017 № Ф223/627ЗЦЭ/17 для участия в Аукционе было подано 2 заявки. Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком не установлено требование к участникам закупки о предоставлении на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на антигололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый антигололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, предусмотренного постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 № 242-ПП «О Порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве» (далее - Постановление № 242).

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Аналогичные требования установлены пунктом 27 Положения о закупке.

Следовательно, Заказчик должен в Аукционной документации установить требования к содержанию, форме и оформлению состава заявки на участие в Аукционе, а также требования к участникам закупки.

Согласно подпункту 5 пункта 3 Аукционной документации установлены общие требования к товару, в том числе: участник закупки должен при поставке Товара предоставлять документы, обязательные для данного вида Товара, и иные документы, подтверждающие качество Товара, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями «Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)», утвержденной приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 12 сентября 2011г. № 08-Э.

В соответствии с пунктом 6.3 Проекта договора поставки, который является составной частью Аукционной документации, установлен перечень документов, предоставляемых Поставщиком до начала поставки, в том числе:

-действующее положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на Товар, проведенной центральным аппаратом Федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории г.Москвы и Московской области, разрешающее применять предлагаемый Товар в пределах административных границ г.Москвы, для Товара, техническая документация которого не проходила государственную экологическую экспертизу, в составе Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г.Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)», утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу от 12 сентября 2011 г. № 08-Э (далее Технология зимней уборки), что химический состав поставляемого Товар соответствует утвержденной Технологии зимней уборки.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к участникам Аукциона, в соответствии с которыми обязательным является представление положительной экологической экспертизы до начала поставки (на этапе исполнения договора).

Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

В соответствии с пунктом 2(1).30 Постановления № 242 в документации о закупке противогололедных реагентов в качестве одного из обязательных требований указывается представление участником закупки при подаче заявки на участие в закупке действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, а также представление паспорта безопасности вещества (материала) на противогололедный реагент.

Указанное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня требуется, если химический состав предлагаемого к закупке противогололедного реагента, физико-химические свойства и иные его характеристики соответствуют утвержденной технологии зимней уборки, но техническая документация такого реагента не проходила государственную экологическую экспертизу федерального уровня в составе заключения государственной экологической экспертизы на действующую технологию зимней уборки.

Необходимость представления иных документов на стадии подачи заявки на участие в закупке противогололедных реагентов определяется законодательством Российской Федерации.

Из текста жалобы следует, что положительное заключение экологической экспертизы требуется на техническую документацию противогололедного реагента, который не предусмотрен действующей на территории города Москвы Технологией зимней уборки и который ранее не применялся на объектах дорожного хозяйства города Москвы. Таким образом, если в соответствии с законодательством объект закупки предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы, то Заказчик обязан включить в документацию требование о представлении в составе заявки заключения такой экспертизы.

Согласно письменным возражениям Заказчик не проводит процедуру, направленную на изменение видов применяемых в городе Москве противогололедных реагентов и включение их в состав Технологии зимней сборки и не относится к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Заказчик установил в своей документации требование о соответствии предлагаемого к поставке Товара именно «Технологии зимней уборки».

Кроме того, Постановление № 242 является региональным нормативно-правовым актом, в то время как Заказчик является федеральным бюджетным учреждением.

На заседании Комиссии Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие неправомерность установления в Аукционной документации требований о представлении положительного заключения государственной экологической экспертизы на этапе исполнения договора, а не подачи заявок, как и не представлено доказательств применимости указанного постановления в отношении Заказчика.

Кроме того, для участия в Аукционе было подано 2 заявки, Заявитель заявки на участие не подавал.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 31.10.2017 № ИШ/55703/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны