Решение б/н Решение по жалобе ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» на действия з... от 21 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика»
115114, Москва, ул. Дербеневская, д. 5
-
АО «АИЖК»
125009, Москва, ул. Воздвиженка, д. 10
-
АО «ОТС»
119049, Москва, пер. 4-й Добрынинский, д. 8
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2370/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.12.2016 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
рассмотрев жалобу ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» на действия заказчика — АО «АИЖК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по внедрению информационной системы управления финансовыми инструментами (Фронт-офис), поставку прав использования программного обеспечения и оказания услуг по технической поддержке информационной системы для нужд АО «АИЖК» (реестровый № 31604343948),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «АИЖК» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по внедрению информационной системы управления финансовыми инструментами (Фронт-офис), поставку прав использования программного обеспечения и оказания услуг по технической поддержке информационной системы для нужд АО «АИЖК» (реестровый № 31604343948) (далее – Конкурс).
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении в Конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок требования о «Наличии у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» c приложением подтверждающих документов, а именно: полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд рублей с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «АИЖК» (далее - Положение о закупках).
Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 17.11.2016. Дата окончания подачи заявок – 08.12.2016, дата рассмотрения заявок — 15.12.2016, дата подведения итогов – 15.12.2016.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлен в Конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок участников Конкурса требование о «Наличии у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ», под которым подразумевается наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ на основании сведений, представленных участником закупки по форме, установленной в Приложении № 1.3 Конкурсной документации и подтверждающих их полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд рублей с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.
По мнению Заявителя, установление данного критерия оценки заявок участников Конкурса в Конкурсной документации является нарушением Закона о закупках, а также нарушением норм антимонопольного законодательства в части необоснованного ограничения конкуренции, так как по мнению Заявителя, установление минимальной величины активов банков и/или кредитных организаций по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО в размере не менее 300 млрд рублей, для которых участником выполнялись аналогичные работы, не может являться объективным критерием оценки наличия у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ, в связи с тем, что величина активов банка и/или кредитной организации не отражает количества или объема сделок с ценными бумагами, сделок РЕПО, учет, а также расчет финансового результата.
Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 9.4 Информационной карты Конкурсной документации участник закупки в составе заявки на участие в закупке подает также документы или копии документов, а также сведения, справки и информацию, на основании которых Единой закупочной комиссией будет осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке.
Для осуществления оценки по критерию «Наличие у участника закупки опыта выполнения соответствующих работ» участник закупки представляет:
- сведения, составленные по форме Приложение № 1.3 к настоящей документации;
- полно читаемые копии договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб. с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.
При этом непредоставление участником закупки документов и/или информации, указанных в части 9.4 информационной карты настоящей документации, не является основанием для отклонения заявки такого участника.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлены в пункте 13 Конкурсной документации.
Согласно пункту 13 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок осуществляется по следующим критериям:
1. Цена договора. Значимость критерия 60 %.
2. Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ. Значимость критерия 40 %.
Максимальное количество баллов по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» с учетом значимости (веса) критерия равно 100.
Предложение участника закупки подлежит оценке по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» на основании сведений, представленных участником закупки по форме, установленной в Приложении № 1.3 настоящей документации, и подтверждающих их полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб. с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.
Баллы по данному критерию присваиваются следующим образом:
где:
- баллы, присваиваемые i-й заявке по подкритерию;
- количество полно читаемых копий договоров i-ого участника закупки на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем) с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб., с актами, свидетельствующими об их успешном выполнении;
- максимальное количество полно читаемых копий договоров i-ого участника закупки на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем) с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб., среди представленных в заявках участников закупки.
Итоговый рейтинг каждой заявки на участие в конкурсе по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» определяется путем умножения количества баллов по критерию на значимость (вес) критерия 40.
Таким образом, в Конкурсной документации установлены два критерия оценки заявок участников Конкурса: «Цена договора» и «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ», а также установлен порядок присвоения баллов по данным критериям, что соответствует пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, Конкурсной документацией установлено, что непредставление документов и/или сведений указанных в пункте 9.4 Информационной карты Конкурсной документации, не является основанием для отклонения заявки такого участника.
Из представленных в ходе заседания Комиссии возражений Заказчика было установлено, что установление критерия о наличии опыта у участника конкурса выполнения работ по внедрению информационной системы для банков/кредитных организаций, имеющих активы не менее 300 млрд рублей связано с характеристиками внедряемой информационной системы в части количества и объема совершаемых операций с финансовыми инструментами. Так, согласно Международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО) за 9 месяцев 2016 года активы АО «АИЖК» составляют 332 938 000 000 рублей.
Инструкцией Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» предусмотрено, что ликвидность активов для банка должна составлять не менее 15 % (показатель н1), который, в том числе, определяет объем ценных бумаг на балансе банка.
На основании чего, Заказчиком был установлен критерий о наличии опыта у участника конкурса выполнения работ по внедрению информационной системы для банков/кредитных организаций, имеющих активы не менее 300 млрд рублей, так как банки с величиной активов более 300 млрд рублей имеют объем ценных бумаг на балансе, сопоставимый с объемом ипотечных ценных бумаг на балансе АО «АИЖК».
Кроме того, Заказчиком при формировании Конкурсной документации был проведен анализ количества банков/кредитных организаций, имеющих активы свыше 300 млрд рублей, число которых, по состоянию на 2015 год составило более 20.
Данная информация находится для ознакомления в открытом доступе в сети Интернет по адресу www.kuap.ru.
Согласно протоколу рассмотрения, оценки, сопоставления заявок от 15.12.2016 № 18/116-ОК01-15-16/2 на участие в Конкурсе было подано 3 заявки, в том числе, заявка Заявителя. Решением конкурсной комиссии все заявки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и допущены до участия в Конкурсе. По результатам оценки и сопоставления заявок заявке ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» присвоено 3 место с итоговым баллом — 14,36.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Конкурсная документация Заказчика, а также критерии оценки заявок, указанные в Конкурсной документации Заказчика соответствуют требованиям Закона о закупках.
На основании чего, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
-
-
координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
-
создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
-
нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
-
участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
-
На основании указанного выше, в ходе заседания Комиссия установила, что в обжалуемых действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
-
Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.12.2016 № ИШ/57971.
-
Передать материалы данного дела в соответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статей 17 Закон о защите конкуренции.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.