Решение б/н Решение по жалобе ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» на действия з... от 21 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика»

115114, Москва, ул. Дербеневская, д. 5

 

  1. АО «АИЖК»

125009, Москва, ул. Воздвиженка, д. 10

 

  1. АО «ОТС»

119049, Москва, пер. 4-й Добрынинский, д. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2370/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров


09.12.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

при участии:

 

рассмотрев жалобу ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» на действия заказчика — АО «АИЖК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по внедрению информационной системы управления финансовыми инструментами (Фронт-офис), поставку прав использования программного обеспечения и оказания услуг по технической поддержке информационной системы для нужд АО «АИЖК» (реестровый № 31604343948),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» (далее – Заявитель) на действия заказчика – АО «АИЖК» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по внедрению информационной системы управления финансовыми инструментами (Фронт-офис), поставку прав использования программного обеспечения и оказания услуг по технической поддержке информационной системы для нужд АО «АИЖК» (реестровый № 31604343948) (далее – Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении в Конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок требования о «Наличии у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» c приложением подтверждающих документов, а именно: полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд рублей с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг АО «АИЖК» (далее - Положение о закупках).

Извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС 17.11.2016. Дата окончания подачи заявок – 08.12.2016, дата рассмотрения заявок — 15.12.2016, дата подведения итогов – 15.12.2016.

Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлен в Конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок участников Конкурса требование о «Наличии у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ», под которым подразумевается наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ на основании сведений, представленных участником закупки по форме, установленной в Приложении № 1.3 Конкурсной документации и подтверждающих их полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд рублей с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.

По мнению Заявителя, установление данного критерия оценки заявок участников Конкурса в Конкурсной документации является нарушением Закона о закупках, а также нарушением норм антимонопольного законодательства в части необоснованного ограничения конкуренции, так как по мнению Заявителя, установление минимальной величины активов банков и/или кредитных организаций по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО в размере не менее 300 млрд рублей, для которых участником выполнялись аналогичные работы, не может являться объективным критерием оценки наличия у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ, в связи с тем, что величина активов банка и/или кредитной организации не отражает количества или объема сделок с ценными бумагами, сделок РЕПО, учет, а также расчет финансового результата.

Изучив представленные документы, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 9.4 Информационной карты Конкурсной документации участник закупки в составе заявки на участие в закупке подает также документы или копии документов, а также сведения, справки и информацию, на основании которых Единой закупочной комиссией будет осуществлена оценка и сопоставление заявок на участие в закупке.

Для осуществления оценки по критерию «Наличие у участника закупки опыта выполнения соответствующих работ» участник закупки представляет:

- сведения, составленные по форме Приложение № 1.3 к настоящей документации;

полно читаемые копии договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб. с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.

При этом непредоставление участником закупки документов и/или информации, указанных в части 9.4 информационной карты настоящей документации, не является основанием для отклонения заявки такого участника.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлены в пункте 13 Конкурсной документации.

Согласно пункту 13 Конкурсной документации оценка и сопоставление заявок осуществляется по следующим критериям:

1. Цена договора. Значимость критерия 60 %.

2. Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ. Значимость критерия 40 %.

Максимальное количество баллов по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» с учетом значимости (веса) критерия равно 100.

Предложение участника закупки подлежит оценке по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» на основании сведений, представленных участником закупки по форме, установленной в Приложении № 1.3 настоящей документации, и подтверждающих их полно читаемых копий договоров на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем), заключенные участником закупки с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб. с актами, свидетельствующими об успешном выполнении работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами.

Баллы по данному критерию присваиваются следующим образом:

 

где:

- баллы, присваиваемые i-й заявке по подкритерию;

- количество полно читаемых копий договоров i-ого участника закупки на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем) с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб., с актами, свидетельствующими об их успешном выполнении;

- максимальное количество полно читаемых копий договоров i-ого участника закупки на выполнение работ по внедрению учетных и аналитических информационных систем для управления финансовыми инструментами (фронт-офисных систем) с российскими банками и/или кредитными организациями (лицензия которых действует и не отозвана), величина активов по данным консолидированной финансовой отчетности по МСФО за соответствующий дате заключения договора год каждого из которых составляет не менее 300 млрд руб., среди представленных в заявках участников закупки.

Итоговый рейтинг каждой заявки на участие в конкурсе по критерию «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ» определяется путем умножения количества баллов по критерию на значимость (вес) критерия 40.

Таким образом, в Конкурсной документации установлены два критерия оценки заявок участников Конкурса: «Цена договора» и «Наличие у участника конкурса опыта выполнения соответствующих работ», а также установлен порядок присвоения баллов по данным критериям, что соответствует пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Конкурсной документацией установлено, что непредставление документов и/или сведений указанных в пункте 9.4 Информационной карты Конкурсной документации, не является основанием для отклонения заявки такого участника.

Из представленных в ходе заседания Комиссии возражений Заказчика было установлено, что установление критерия о наличии опыта у участника конкурса выполнения работ по внедрению информационной системы для банков/кредитных организаций, имеющих активы не менее 300 млрд рублей связано с характеристиками внедряемой информационной системы в части количества и объема совершаемых операций с финансовыми инструментами. Так, согласно Международным стандартам финансовой отчетности (далее — МСФО) за 9 месяцев 2016 года активы АО «АИЖК» составляют 332 938 000 000 рублей.

Инструкцией Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков» предусмотрено, что ликвидность активов для банка должна составлять не менее 15 % (показатель н1), который, в том числе, определяет объем ценных бумаг на балансе банка.

На основании чего, Заказчиком был установлен критерий о наличии опыта у участника конкурса выполнения работ по внедрению информационной системы для банков/кредитных организаций, имеющих активы не менее 300 млрд рублей, так как банки с величиной активов более 300 млрд рублей имеют объем ценных бумаг на балансе, сопоставимый с объемом ипотечных ценных бумаг на балансе АО «АИЖК».

Кроме того, Заказчиком при формировании Конкурсной документации был проведен анализ количества банков/кредитных организаций, имеющих активы свыше 300 млрд рублей, число которых, по состоянию на 2015 год составило более 20.

Данная информация находится для ознакомления в открытом доступе в сети Интернет по адресу www.kuap.ru.

Согласно протоколу рассмотрения, оценки, сопоставления заявок от 15.12.2016 № 18/116-ОК01-15-16/2 на участие в Конкурсе было подано 3 заявки, в том числе, заявка Заявителя. Решением конкурсной комиссии все заявки признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации и допущены до участия в Конкурсе. По результатам оценки и сопоставления заявок заявке ООО «НПЦ «Бизнес Автоматика» присвоено 3 место с итоговым баллом — 14,36.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что Конкурсная документация Заказчика, а также критерии оценки заявок, указанные в Конкурсной документации Заказчика соответствуют требованиям Закона о закупках.

На основании чего, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

    1. координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

    2. создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

    3. нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

    4. участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

На основании указанного выше, в ходе заседания Комиссия установила, что в обжалуемых действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.

    2. Снять ограничения на размещение Конкурса, наложенные письмом Московского УФАС России от 05.12.2016 № ИШ/57971.

    3. Передать материалы данного дела в соответственное структурное подразделение Московского УФАС России для установления наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статей 17 Закон о защите конкуренции.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны