Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Технология» на действия... от 13 декабря 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Технология»
ул. Удмуртская, д. 218, г. Ижевск, Удмуртская Республика, 426004
-
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
(ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»)
ул Новозаводская, д. 18, Москва, 121309 -
АО «ЕЭТП»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114
РЕШЕНИЕ
по делу 1-00-2381/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
в присутствии представителей:
от заказчика — ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева»,
в отсутствие:
ООО «Технология», АО «ЕЭТП» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 03.11.2017 № ИШ/56681/17),
рассмотрев жалобы ООО «Технология» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (далее — Заказчик) при проведении открытых редукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации на объекты: «Техническое перевооружение механосборочного производства (корп. МСК-1, МСК-2)», «Техническое перевооружение корпуса по производству формовочно-штамповочных изделий» (реестровые №№ 31705628561, 31705628671) (далее — Аукционы),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукционов выразилось в неразмещении Заказчиком ответов на запросы о разъяснении Аукционных документаций в части вопросов 1, 4.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно тексту жалоб Заявителем обжалуется неразмещение Заказчиком ответов на запросы о разъяснении Аукционных документаций, что подлежит рассмотрению антимонопольным органом в соответствие с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалоб Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
16.10.2017 на Официальном сайте Заказчиком размещены извещения о проведении Аукционов.
Даты окончания подачи заявок — 03.11.2017, 08.11.2017; даты рассмотрения заявок — 08.11.2017; 15.11.2017 даты подведения итогов Аукционов — 15.11.2017; 22.11.2017.
По мнению Заявителя, Заказчик в установленный срок не представил ответы на запросы Заявителя о разъяснении Аукционных документаций в части вопросов 1, 4.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе к форме, порядку, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 4.3.1 Аукционных документаций участник, получивший аккредитацию на электронной торговой площадке (далее — ЭТП), вправе направить организатору закупки посредством программных и технических средств ЭТП запрос о разъяснении положений документации о закупке, не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до окончания срока подачи заявок. При этом функционал ЭТП должен обеспечивать конфиденциальность сведений о лице, направившем запрос.
Пунктом 4.3.2 Аукционных документаций установлено, что ответ на запрос, поступивший в сроки, установленные в пункте 4.3.1 Аукционных документаций организатор закупки обязуется официально разместить в тех же источниках, что извещение о проведении закупки и документацию о закупке, не позднее чем за 1 (один) рабочий день до даты окончания подачи заявок.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Аукционных документаций в ответе указывается предмет запроса без указания лица, его направившего, а также дата поступления запроса. Разъяснения положений документации о закупке не должны изменять ее сути.
Таким образом, Заказчиком установлен порядок представления участникам закупки разъяснений положений Аукционных документаций.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с извещениями о проведении Аукционов дата окончания подачи заявок - 03.11.2017 в 06:30 и 08.11.2017 в 06:30 соответственно.
Заявителем в адрес Заказчика были направлены запросы о разъяснении положений Аукционных документаций (реестровые №№ 31705628561, 31705628671), что не оспаривается Заказчиком.
Комиссией установлено, что Заказчиком в ЕИС в разделе «Разъяснения документации» были размещены ответы на запросы Заявителя 25.10.2017, что не противоречит пункту 4.3.2 Аукционных документаций.
Согласно тексту жалобы Заказчик разместил ответы на вопросы 2, 3, 5 запросов, однако не разместил ответы на запросы Заявителя о разъяснении Аукционных документаций в части вопросов 1, 4, а именно:
- «С учетом требования Положения о закупочной деятельности об установлении требований к участникам закупки, определенным в соответствии с действующим законодательством и касающимся исполнения обязательств по предмету договора, прошу разъяснить: в соответствии с каким требованием законодательства, касающимся предмета договора, установлено требование о наличии у участника закупки лицензий ФСТЭК, предполагаемых заказчиком альтернативными? Какие виды работ, предусмотренные закупочной документацией, относятся к технической защите конфиденциальной информации?»;
- «С учетом изложенного, прошу разъяснить какие виды работ, предусмотренные закупочной документацией, относятся к технической защите конфиденциальной информации или мероприятия и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и (или) технической защиты информации)?».
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в тексте запросов Заявителя содержится 4 пункта, а не 5 как в тексте жалобы.
При этом Комиссия отмечает, что указанные Заявителем в тексте жалобы вопросы, обозначенные пунктами 1, 4, содержатся в поданных запросах в составе пунктов 1, 3 соответственно.
Заказчиком на указанные пункты 1, 3 запросов были даны следующие разъяснения:
- «В документацию о закупке будут внесены изменения в части требования о наличии лицензии ФСТЭК»;
- «Сотрудники участника закупки, выполняющие данные работы, должны иметь третью форму допуска к сведениям, составляющим гостайну».
Постановлением Правительства Российский Федерации от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» утверждено Положение о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации (далее — Положение).
Согласно подпункту «д» пункта 4 Положения при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат в том числе работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении:
-средств и систем информатизации;
-помещений со средствами (системами) информатизации, подлежащими защите;
-защищаемых помещений.
Заказчиком 26.10.2017 (реестровый № 31705628561), 31.10.2017 (реестровый № 31705628671) были внесены изменения в Аукционные документации в части требования о наличии лицензии ФСТЭК с указанием вида деятельности, подлежащей лицензированию, а именно указана ссылка на пункт «д» пункта 4 Положения.
Согласно письменным пояснениям Заказчика Положением установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Лицензия ФСТЭК необходима для передачи информации с грифом «Для служебного пользования» ограниченному кругу лиц при выполнении своих должностных функций. Требование о наличие лицензии ФСТЭК обосновано наличием на территории Заказчика данных с грифом «Для служебного пользования», передаваемых только по техническим каналам ограниченному кругу лиц.
При этом Заказчиком не были размещены разъяснения в том числе относительно того, в соответствии с каким требованием законодательства, касающимся предмета договора, установлено требование о наличии у участника лицензий ФСТЭК; а также относительно конкретных видов работ, предусмотренных Аукционными документациями, которые относятся к мероприятиям в области защиты государственной тайны или технической защите конфиденциальной информации.
Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 4.3.2 Аукционных документаций.
В связи с изложенным, Комиссия приняла решение о признании жалоб Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов обоснованными.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
-
1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов обоснованными.
-
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 4.3.2 Аукционных документаций.
-
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-2381/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
09.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 09.11.2017 по делу № 1-00-2381/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытых редукционов в электронной форме на право заключения договоров на выполнение инженерных изысканий, разработка проектной и рабочей документации на объекты: «Техническое перевооружение механосборочного производства (корп. МСК-1, МСК-2)», «Техническое перевооружение корпуса по производству формовочно-штамповочных изделий» (реестровые №№ 31705628561, 31705628671) (далее — Аукционы), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукционов.
-
Заказчику вернуть участникам Аукционов ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционах.
-
Заказчику представить ООО «Технология» ответ на запрос о разъяснении положений Аукционных документаций с учетом решения Комиссии от 09.11.2017 по делу № 1-00-2381/77-17, а также с учетом требований Аукционных документаций.
-
Заказчику внести изменения в Аукционные документации с учетом решения Комиссии от 09.11.2017 по делу № 1-00-2381/77-17, а также законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части продления срока приема заявок на участие в Аукционах таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения ответа на запрос о разъяснении положений Аукционных документаций до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, даты подведения итогов Аукционов с учетом решения Комиссии от 09.11.2017 по делу № 1-00-2381/77-17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 15.01.2018.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 22.01.2018 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.