Решение б/н Решение по жалобе ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» на действия за... от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ»

ул. Ак. Анохина, д. 2, корп. 3, пом. 5, Москва, 119606

 

  1. ОАО «Центральная ППК»
    ул. Павелецкая, д. 1А, Москва, 115054

 

  1. ООО «РТС-тендер»
    наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151

     

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2394/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

от ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ»

от ОАО «Центральная ППК»

в отсутствие ООО «РТС-тендер» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 08.11.2017 № ИШ/57120/17, а также уведомлением о переносе заседания Комиссии от 13.11.2017 № б/н),

рассмотрев жалобу ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ» на действия заказчика — ОАО «Центральная ППК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту информационных терминалов, контроллеров зоны прохода, автоматизированных рабочих мест контролеров автоматических пропускных пунктов и серверов управления вестибюлем на полигоне Малого кольца Московской железной дороги (реестровый № 31705625638) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. в отсутствии в Конкурсной документации информации о технических характеристиках комплектующих и запчастей, поставку которых (в случае невозможности их ремонта и необходимости замены) исполнитель обязан осуществить;

    2. в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования к участникам Конкурса в части наличия опыта оказания услуг по предмету Конкурса за период 2016-2017 гг., а также наличия в штате квалифицированного персонала для оказания услуг;

    3. в установлении в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «Цена договора», противоречащего принципам действующего законодательства о закупках.

Жалоба отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3, а также заявлена со ссылкой на часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и, поскольку в силу части 5 статьи 17 названного закона ее требования распространяются на все закупки, проводимые в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), жалоба подлежит рассмотрению с учетом юрисдикционного процесса, предписанного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции (письмо ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам названной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупки (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 13.10.2017. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания приема заявок — 10.11.2017, дата рассмотрения и оценки котировочных заявок — 14.11.2017. Начальная (максимальная) цена договора — 46 722 000,00 руб.

В соответствии с протоколом вскрытия заявок на участие в конкурсе от 10.11.2017 № 31705625638-1 на участие в процедуре подано две заявки, в том числе и заявка Общества.

Исходя из доводов жалобы, Заявитель обжалует отсутствие в Конкурсной документации информации о технических характеристиках комплектующих и запчастей, поставку которых (в случае невозможности их ремонта и необходимости замены) обязан осуществить исполнитель по согласованным в ходе конкурса ценам, а также информации о состоянии (исправности/неисправности) оборудования, наличия/отсутствие гарантийных обязательств компаний производителей/поставщиков.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 5 Конкурсной документации сведения о начальной (максимальной) стоимости комплектующих и запчастей, а также категория сложности услуг по их ремонту и/или замене в случае неисправности оборудования по причине вандальных действий представлены в следующей таблице, в частности:

Наименование

Ед. изм.

Категория сложности работ по ремонту/ замене

Начальная (максимальная) стоимость в рублях, без НДС 18%

Начальная (максимальная) стоимость в рублях, с НДС 18%

Информационный терминал

Компьютер SMXXXXX.500.000 СБ

шт.

4

36 394,91

42 945,99

Плата Cross3I380 (SME10145.828.000)

шт.

3

5 279,24

6 229,50

Сенсорный экран 17"/6мм с USB

шт.

4

7 918,85

9 344,24

Монитор 17" (LCD, 1280х1024, М\М)

шт.

3

15 309,78

18 065,54

Кабель TFT 17"-MB  питание

шт.

1

2 413,37

2 847,78

Блок-сборка антенны-2 ридера SME8111.07.000СБ

шт.

3

3 245,98

3 830,26

Блок платы ридера SME8111.05.000СБ

шт.

2

5 261,14

6 208,15

Контроллер зоны прохода

Блок управления

шт.

3

111 636,71

131 731,32

Устройство чтения/записи (ридер) БСК

шт.

3

26 048,56

30 737,30

Индикаторы разрешения/запрещения прохода

шт.

3

3 721,22

4 391,04

Устройство звуковой индикации

шт.

3

1 860,61

2 195,52

Информационный экран

шт.

3

25 118,26

29 639,55

Блок сопряжения с турникетом

шт.

4

5 581,83

6 586,56

Промышленный блок питания

шт.

3

16 745,50

19 759,69

Автоматизированное рабочее место контролера автоматического пропускного пункта

Моноблочный промышленный персональный компьютер с сенсорным экраном (диагональю 15") с блоком питания, ОС Windows 8.1 32 Bit

шт.

5

320 063,65

377 675,11

Считыватель БСК с кабелем USB

шт.

1

28 180,33

33 252,79

Сервер управления вестибюлем

Шкаф телекоммуникационный 42U, металлическая дверь, в комплекте с 4-мя полками и вентиляторным модулем

шт.

5

51 549,39

60 828,28

Промышленный системный блок (2 ГГц, ОЗУ не менее 2 Гб, 2 HDD не менее 250 Гб, 2 встроенные сетевые карты 100/1000 Ethernet, не менее 4 USB портов, 1 порт СОМ, ОС Windows 8.1 32 Bit, ПО ЛДС)

шт.

2

837 935,61

988 764,02

Сетевой коммутатор на 24 порта 10/100 Ethernet

шт.

2

53 611,37

63 261,42

Маршрутизатор с 2-мя модулями расширения на 4 порта 10/100 Ethernet

шт.

2

149 149,58

175 996,50

Источник бесперебойного питания не менее 750VA, 2U, 230V

шт.

3

47 425,44

55 962,02

Два блока силовых розеток 1U

шт.

2

4 123,94

4 866,25

Коммутационно-распределительное устройство стоечного типа в комплекте с сплайс-кассетой, адаптерами, пигтейлами, КДЗС, КРС-8-SC

шт.

5

6 873,25

8 110,44

Разделительный трансформатор не менее 1000VA

шт.

3

45 363,46

53 528,88

Патч-панель 19” 24 портовая, категория 5

шт.

5

5 636,06

6 650,55

Патчкорд Ethernet 1,5 m

шт.

1

120,00

141,60

 

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Конкурсной документации (Техническое задание) при замене комплектующих и запчастей, в случае невозможности их ремонта, согласно п. a и п. b Исполнитель поставляет комплектующие и запчасти по ценам, предусмотренным в протоколе согласования договорной цены, а также производит утилизацию не подлежащих ремонту комплектующих и запчастей за свой счет в соответствии с требованиями законодательства. Исполнитель гарантирует, что все комплектующие и запчасти являются новыми, ранее не находились в эксплуатации, не выставочные экземпляры, не бывшие в употреблении, не прошедшие ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств.

С учетом изложенного следует, что в случае неисправности оборудования по причине вандальных действий исполнителю по договору необходимо поставить комплектующие и запчасти по ценам, предусмотренным в протоколе согласования договорной цены, а также производить утилизацию не подлежащих ремонту комплектующих и запчастей за свой счет в соответствии с требованиями законодательства.

Между тем, как отмечает Заявитель, в Конкурсной документации отсутствует информация о технических характеристиках комплектующих и запчастей оборудования, входящего в состав контроллера зоны прохода.

В соответствии с жалобой Заявитель указывает, что претендент на заключение договора при формировании ценового предложения имеет право знать, что именно он обязан будет приобрести и поставить Заказчику. В отсутствие достаточной информации о предмете поставки (существенном условии договора согласно части 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), сформировать экономически обоснованное ценовое предложение по позициям, изложенным в Таблице 2 Извещения о проведении Конкурса, имеют возможность исключительно те из претендентов, кто обладает сведениями (из иных источников) о составе и технических характеристиках эксплуатируемого Заказчиком оборудования, техническое обслуживание и ремонт которого составляет предмет Конкурса.

Заказчиком на заседании Комиссии представлены письменные пояснения, в соответствии с которыми исходя из Технического задания следует, что исполнителем по договору осуществляется постгарантийное обслуживание и ремонт. По мнению Заказчика, данный вывод можно сделать исходя из требований к наличию у участника Конкурса (из подпункта «в» пункта 12.2 Конкурсной документации) сервисной службы, а не службы по осуществлению гарантийного ремонта оборудования.

Помимо указанного, Заказчик сообщил, что рассматриваемый Конкурс проводится во исполнение Агентского договора осуществления услуг по комплексной организации и обслуживанию пассажиров пригородных поездов Дирекции скоростного сообщения — филиала ОАО «РЖД» на полигоне Малого кольца Московской железной дороги от 12.08.2016 № 2042322 (реестровый № 31603594040) (далее — Агентский договор № 2042322).

Заказчик указывает, что в соответствии с пунктом 6.1.5 Аукционной документации (реестровый № 31603594040) конфиденциальная информация, ставшая известной сторонам при проведении аукциона, не может быть передана третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1.17 Проекта договора (реестровый № 31603594040) агент обязан незамедлительно сообщать принципалу о допущенном агентом, либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну принципала или иную конфиденциальную информацию.

Пунктом 9.2 Проекта договора (реестровый № 31603594040) предусмотрено, что сторона имеет право раскрывать конфиденциальную информацию государственным органам, уполномоченным запрашивать такую информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании должным образом оформленного запроса на предоставление такой информации. При этом, Сторона обязана незамедлительно уведомить другую Сторону о поступившем запросе и предпринять все необходимые и допустимые законом действия для предотвращения раскрытия конфиденциальной информации.

В соответствии с пунктом 5.1.16 Агентского договора № 2042322 предусмотрена обязанность агента обеспечивать соблюдение коммерческой тайны принципала (ОАО «РЖД»), не разглашать и не передавать такую информацию третьим лицам.

В связи с изложенным, Заказчик отмечает, что указать требуемую Заявителем информацию относительно технических характеристиках комплектующих и запчастей оборудования, входящего в состав контроллера зоны прохода, не представляется возможным ввиду конфиденциальности данной информации (коммерческая тайна), установленной Агентским договором № 2042322.

Кроме того, Заказчик указывает, что работоспособность КПЗ влияет не только на удобство пассажиров при доступе на транспортную инфраструктуру, но и главным образом на безопасность самих пассажиров, размещение в ЕИС детальной информации о КЗП, его комплектующих и запасных частях с указанием подробных характеристик увеличивает риски, связанные с противоправными действиями.

Между тем Комиссия не может согласиться с указанными доводами Заказчика ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон № 98-ФЗ) коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Исходя из части 2 статьи 10 Закона № 98-ФЗ следует, что режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 названной статьи, а именно:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;

2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;

4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включение в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Между тем, Комиссия указывает, что в Агентском договоре № 2042322 отсутствует указание о том, что информация относительно составных частей контроллера зоны прохода является коммерческой тайной (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

Кроме того, на Агентском договоре № 2042322, копия которого представлена в материалы настоящего дела, отсутствует гриф «Коммерческая тайна», что также свидетельствует об отсутствии режима конфиденциальности информации, установленного в отношении технических характеристиках комплектующих и запчастей оборудования, входящего в состав контроллера зоны прохода.

Доказательства обратного на заседании Комиссии не представлены.

Между тем, довод Заказчика о конфиденциальности информации противоречит его действиям, поскольку если использовать логику последнего, то разглашению также не подлежали сведения о технических характеристиках комплектующих и запчастей оборудования, входящего в состав информационного терминала, автоматизированного рабочего места контролера автоматического пропускного пункта, а также о сервере управления вестибюлем, информация о которых представлена в Конкурсной документации и изложена выше.

Иных доказательств, подтверждающих невозможность размещения спорных сведений в рамках проводимой закупочной процедуры Заказчиком не представлено, а Комиссией не установлено.

Исходя из части 15 статьи 4 Закона о закупках, не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Между тем вышеизложенное положение Закона о закупках не распространяется на рассматриваемую конкурентную процедуры (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

Комиссия указывает, что Конкурсная документация, являющаяся по своей сути офертой, в соответствии с положениями которой впоследствии заключается договор, не должна содержать возможности ее множественного толкования, каких-либо неточностей и разночтений, приводящих к искажению ее смысла.

Указанная документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие сведения относительно оборудования, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту (а также, как следует из положения пункта 2 Приложения № 1 к Конкурсной документации и замену комплектующих и запчастей оборудования).

Между тем в рассматриваемом случае Заказчиком не была включена в Конкурсную документацию информация в части комплектующих и запчастей, поставку которых (в случае невозможности их ремонта и необходимости замены) исполнитель обязан осуществить по согласованным в ходе конкурса ценам, что не позволяют потенциальным участникам Конкурса надлежащим образом сформировать заявку на участие в конкурентной процедуре, что в свою очередь ведет к риску признания заявки несоответствующей требованиям Конкурсной документации или возникновению убытков со стороны исполнителя по договору.

На основании вышеизложенного, Комиссия установила в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и приняла решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части обоснованной.

2. Также Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования к участникам Конкурса о наличии опыта оказания услуг по предмету Конкурса за период 2016-2017 гг.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с литерой «а» пункта 155 Положения о закупках в документации о закупке могут устанавливаться единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования (в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг), требования, предъявляемые к их безопасности, и/или иные показатели, связанные с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами заказчика к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), устанавливаются в документации о закупке и предусматривают, в том числе наличие опыта осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по предмету закупки. При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ, услуг (по выбору участника закупки) по предмету закупки.

Согласно литере «а» подпункта 12.2 пункта 12 Конкурсной документации к участникам Конкурса установлено квалификационное требование о наличии опыта оказания услуг по предмету настоящего конкурса за период 2016-2017 гг., при этом стоимость исполненных договоров должна составлять не менее 20 процентов от предельной цены договора, установленной в настоящей документации.

Под предметом настоящего конкурса понимаются договоры/контракты на выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту оборудования, в том числе работ по демонтажу/ монтажу и пуско-наладке оборудования, работ по сопровождению, восстановлению программного обеспечения (за исключением работ по разработке и внедрению программного обеспечения и информационных систем).

В соответствиис пунктом 13.2 Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, в том числе сведения по форме №3 Приложения №2 к Документации об опыте оказания услуг по предмету настоящего конкурса за период 2016-2017 гг. (при этом суммарная стоимость исполненных договоров должна составлять не менее 20 процентов от предельной цены договора, установленной в настоящей Документации) с обязательным подтверждением копиями исполненных договоров и актов выполненных работ/ оказанных услуг.

С учетом изложенного участнику Конкурса необходимо представить в составе заявки копии исполненных договоров и актов выполненных работ/ оказанных услуг, подтверждающие соответствие участника требованию Конкурсной документации о наличии опыта оказания услуг за период 2016-2017 гг. на сумму не менее 9 344 400,00 рублей.

По мнению Заявителя, у Заказчика отсутствуют какие-либо объективные и законные основания ограничить опыт оказания услуг участника закупки периодом в 1,5 года. Рассматриваемое требование Заказчика дает основание полагать о наличии у последнего желания необоснованно ограничить конкуренцию посредством предоставления преимущества известному Заказчику лицу, имеющему опыт оказания услуг в течение исключительно последних 1,5 лет.

Между тем Комиссия указывает, что рассматриваемое требование Конкурсной документации не противоречит действующему законодательству, Положению о закупках, поскольку ни Закон о защите конкуренции, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам или предмету закупки. Заказчик определяет их в соответствии с основными целями Закона о закупках, Положения о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для своих нужд и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Включение в Конкурсную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из числа участников размещения заказа лиц, не отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям, само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупочной процедуре и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них опыта работы, связанного с предметом закупки, сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции при условии добросовестности действий заказчика, предъявившего повышенные требования к участникам закупки исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Данные требования не исключают конкуренции, не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам и направлены на удовлетворение нужд заказчика путем формирования любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа.

Кроме того, как следует из материалов дела, Заявитель рассматриваемому требованию соответствует. При этом доказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников Конкурса путем установления спорного требования Заявителем не представлено.

Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя в рассмотренной части необоснованной.

3. Помимо изложенного, Заявителем также оспаривается требование Конкурсной документации о наличии в штате квалифицированного персонала для оказания услуг.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

В соответствии с литерой «в» подпункта 12.2 пункта 12 Конкурсной документации к участникам Конкурса установлено квалификационное требование о наличии у участника в штате квалифицированного персонала для оказания услуг по предмету настоящего открытого конкурса: не менее 20 (двадцати) сотрудников, имеющих допуск к работе в электроустановках напряжением не ниже 1000 вольт (не ниже третьей группы).

Согласно литере «в» пункта 13.2 Конкурсной документации конкурсная заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям, в том числе сведения по форме №4 Приложения №2 к Документации о наличии в штате участника квалифицированного персонала, необходимого для оказания услуг по предмету настоящего конкурса, а именно: не менее 20 (двадцати) сотрудников, имеющих допуск к работе в электроустановках напряжением не ниже 1000 вольт (не ниже третьей группы) с обязательным предоставлением:

копий удостоверений о допуске к работе в электроустановках с напряжением до 1000 вольт (не ниже третьей группы);

выписки из штатного расписания.

С учетом изложенного участнику Конкурса необходимо представить в составе заявки копии удостоверений о допуске к работе в электроустановках с напряжением до 1000 вольт (не ниже третьей группы), а также выписку из штатного расписания, подтверждающие наличие у участника Конкурса необходимого количества квалифицированного персонала.

Как следует из пояснений Заказчика, рассматриваемые требования являются обязательными и позволяют на отборочной стадии выявлять лиц, которые в силу отсутствия у них соответствующего опыта не могут удовлетворить потребности Заказчика при исполнении договора.

Между тем Комиссия указывает, что установление в составе Конкурсной документации рассматриваемого требования непосредственно к участникам Конкурса накладывает на потенциальных участников процедуры дополнительные ничем не обоснованные ограничения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 ГК РФ установлены пределы осуществления гражданских прав.

Повышенные требования к потенциальным контрагентам должны иметь именно объективное обоснование, соответствовать законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному в части 1 статьи 1 ГК РФ и не должны приводить к необоснованному сокращению количества участников закупочной процедуры (торгов).

Как отмечено в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2015 по делу № А40-195614/14, действующим законодательством о закупках не запрещена конкретизация того или иного требования закона, однако любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документально подтвержденную необходимость.

Комиссия указывает, что требование Заказчика о наличии в штате необходимого персонала, подлежащего привлечению к исполнению договора, ограничивает возможность участия в Конкурсе лиц, не имеющих в штате, но имеющих на ином законном основании (гражданско-правовой договор и др.) необходимого количества персонала для надлежащего исполнения договора.

Причины установления столь высоких и явно ограничивающих права участников требований Заказчиком не приведены и не раскрыты.

Спорное требование объективно ведет к сужению круга потенциальных участников закупки, в связи с чем рассматриваемые требования признаются Комиссией необоснованными, несправедливыми, ограничивающими права участников.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия учитывает также, что требования статьи 17 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупки, проводимые на основании Закона о закупках.

В то же время часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции является нормой с формальным составом нарушения, то есть достаточно угрозы наступления негативных последствий для конкуренции.

Заказчиком не подтверждена объективная необходимость наличия у участника Конкурса непосредственно в штате необходимого количества квалифицированного персонала, а также не подтверждена невозможность выполнения работ, предусмотренных условиями договора, персоналом, состоящим не в штате организации.

Таким образом, организации, в штате которых отсутствует персонал с необходимой квалификацией (но имеется на ином законном основании), не могут принять участие в Закупке.

Резюмируя изложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем оба участника Конкурса соответствуют спорным требованиям и допущены до участия в процедуре.

4. Относительно довода Заявителя об установлении в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «Цена договора», противоречащего принципам действующего законодательства о закупках, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с изменениями, внесенными в Конкурсную документацию и опубликованными в ЕИС 26.10.2017, установлен следующий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критерию «Цена договора»:

1.

Цена договора*

65**

Оценивается путем сопоставления процента единой скидки на стоимость услуг, указанной в финансово-коммерческом предложении i-го участника, по следующей формуле:

, где

 

Ric – количество баллов i–ого участника;

Ci – процент единой скидки на стоимость услуг, представленной i-ым участником;

Сmax – максимальный процент единой скидки на стоимость услуг, представленной среди участников.

 

**При наличии среди финансово-коммерческих предложений участников демпингового предложения, а именно предложивших единую скидку равную или более 10 % от начальных (максимальных) стоимостей услуг, указанных в разделе 5 настоящей Документации, для оценки по критерию «Цена договора» будет применяться следующая формула:

 

, где

 

Ric – количество баллов i–ого участника;

Ci – процент единой скидки на стоимость услуг, представленной i-ым участником (за исключением участников с демпинговым предложением);

Сmin – минимальный размер демпингового предложения процента единой скидки на стоимость услуг.

При этом заявкам, содержащим демпинговое предложение, присваивается максимальное количество баллов по критерию «Цена договора». Заявки таких участников по вышеприведенной формуле не оцениваются.

65 – максимальное количество баллов по критерию «Цена договора».

 

В соответствии с дополнением к жалобе, представленным на заседании Комиссии, Заявитель указывает, что участники, предложившие процент единой скидки более 10% (например, 10,1% и 30%) получат одинаковое количество баллов, что по сути обесценивает данный критерий и ставит под сомнение его значимость для настоящего Конкурса.

01.11.2017 Общество обратилось к Заказчику за разъяснениями положений Конкурсной документации в части применения рассматриваемого критерия. 07.11.2017 Заказчиком в ЕИС опубликован ответ на разъяснение, в соответствии с которым демпинговым предложением будет считаться предложение с единой скидкой равной или более 10 % от начальных (максимальных) стоимостей услуг, указанных в разделе 5 настоящей Документации. Соответственно Сmin – минимально возможный размер демпингового предложения. При этом заявкам, содержащим демпинговое предложение, присваивается максимальное количество баллов, указанное по данному критерию.

Согласно пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Как было указано ранее, исходя из части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия указывает, что в случае наличия у потенциального участника незначительного опыта оказания услуг либо его отсутствие в требуемом Заказчиком объеме, такой участник не сможет конкурировать с другими участниками ввиду ограничения ценового критерия максимально возможным присвоенным баллом.

В рассматриваемом случае действия Заказчика по установлению в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «Цена договора», изложенному выше, названным принципам не соответствуют, поскольку присвоение участникам одинакового количества баллов за предложение единой скидки в размере 10% и более от начальной (максимальной) цены, не способствует улучшению ценового предложения и свидетельствуют об отсутствии конкуренции среди участников Конкурса при предложении участниками скидки в размере 10% и более.

Кроме того, исходя из изложенного выше порядка оценки по критерию «Цена договора», Комиссия отмечает, что не представляется возможным достоверно установить, что конкретно подразумевается под «минимальным размером демпингового предложения процента единой скидки на стоимость услуг (Сmin)» (какое значение необходимо принимать во внимания при проведении расчетов), а также установить порядок определения значения Ci (при применении формулы Сmin), учитывая указание Заказчика на «(за исключением участников с демпинговым предложением)» (что именно не подлежит включению в расчеты), что свидетельствует об отсутствии прозрачного и конкретного порядка оценки данного критерия и о нарушении Заказчиком пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

С учетом изложенного, действия Заказчика по утверждению порядка оценки по критерию «Цена договора», не способствующего присвоению большего количества баллов при условии снижения ценового предложения более чем на 10% среди участников Конкурса, нарушает положения пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия в Конкурсной документации информации о технических характеристиках комплектующих и запчастей, поставку которых (в случае невозможности их ремонта и необходимости замены) исполнитель обязан осуществить, в неправомерном установлении в Конкурсной документации требования к участникам Конкурса в части наличия в штате квалифицированного персонала для оказания услуг, в установлении в Конкурсной документации порядка оценки по критерию «Цена договора», противоречащего принципам действующего законодательства о закупках, в остальной части — необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 3, пунктов 1, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

1. ООО «Предприятие «МИКРОТЕХ»

ул. Ак. Анохина, д. 2, корп. 3, пом. 5, Москва, 119606

 

2. ОАО «Центральная ППК»
ул. Павелецкая, д. 1А, Москва, 115054

 

3. ООО «РТС-тендер»
наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151
 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2394/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

16.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 16.11.2017 по делу № 1-00-2394/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Центральная ППК» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и ремонту информационных терминалов, контроллеров зоны прохода, автоматизированных рабочих мест контролеров автоматических пропускных пунктов и серверов управления вестибюлем на полигоне Малого кольца Московской железной дороги (реестровый № 31705625638) (далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 16.11.2017 по делу № 1-00-2394/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 16.11.2017 по делу № 1-00-2394/77-17.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 08.01.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 12.01.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны