Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО Юридическая компания «Це... от 30 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО Юридическая компания «Центральный округ»,
    пер. Детский, д. 24, г. Воронеж, 394036
     

  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем нефти и газа Российской академии наук (ИПНГ РАН)

ул. Губкина, д. 3, Москва, 119333
 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2396/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.11.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО Юридическая компания «Центральный округ»
ИПНГ РАН

рассмотрев жалобу ООО Юридическая компания «Центральный округ» (далее — Заявитель) на действия заказчика — «ИПНГ РАН» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание правовой помощи (адвокатские услуги) (реестровый № 31705597630) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в нарушении проведения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в процедуре по критериям «Квалификация участника запроса предложений» и «Качество выполняемых работ, оказания услуг», что привело к неправомерному выбору победителя процедуры.

Жалоба рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылку на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 05.10.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок — 20.10.2017, дата подведения итогов — 23.10.2017.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений от 23.10.2017 победителем признан «Адвокатский кабинет адвоката Вершининой Т.Н.» (итоговый рейтинг 53 баллов), второе место в итоговом рейтинге заняло ООО «Центральный округ» (52 баллов).

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 4.7 Закупочной документации оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений осуществляются закупочной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями и в порядке, установленными пунктом 5 Инструкции участникам закупки.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений закупочной комиссией каждой заявке на участие в запросе предложений относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в запросе предложений содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе предложений, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия (пункт 4.8 Закупочной документации).

Победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер (пункт 4.9 Закупочной документации).

В соответствии с пунктом 5.1. Закупочной документации, заявки на участие в запросе предложений участников оцениваются и сопоставляются исходя из следующих критериев:

 

 

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия в процентах

1

Цена договора

40

2

Квалификация участника запроса предложений

30

3

Качество выполняемых работ, оказания услуг

30

 

Согласно пункту 5.2 Закупочной документации, оценка заявок осуществляется в следующем порядке: присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности предложения участника закупки производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Если документацией о закупке предусмотрено, что победителями может быть признано несколько участников, то первый порядковый номер присваивается нескольким заявкам, набравшим наибольшие итоговые рейтинги.

В соответствии с пунктами 5.8 и 5.9 Раздела I Закупочной документации Заказчиком по критерию «Квалификация участника запроса предложений» будут оцениваться предложение участника закупки, исходя из объема договоров, соответствующих предмету закупки и отвечающих основным требованиям технической части настоящей закупочной документации, обеспеченности материально-техническими ресурсами (МТР) и деловой репутации участника закупки (наличие отзывов). При оценке заявок по критерию «Качество выполняемых работ, оказания услуг» учитываются состав выполняемых работ, результат выполнения работ (принятые судебные акты).

Для оценки заявок по критериям «Квалификация участника закупки» и «Качество выполняемых работ, оказания услуг» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов (пункт 5.10 Закупочной документации).

Комиссией оцениваются заявки участников закупки по критериям «Квалификация участника закупки» и «Качество выполняемых работ, оказания услуг» на основании представленных в составе заявки документов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критериям «Квалификация участника закупки», «Качество выполняемых работ, оказания услуг» определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию (пункт 5.10 Закупочной документации).

Из протокола рассмотрения заявок и оценки заявок на участие в запросе предложений следует, что участнику ООО Юридическая компания «Центральный округ» по критерию «Квалификация участника запроса предложений» присвоено 34 балла, по критерию «Качество выполняемых работ, оказания услуг» присвоено 36 баллов. Заявки на участие в запросе предложений оценивались исходя из средне-арифметических оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых заявке по спорным критериям.

На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что специфика деятельности
ООО Юридическая компания «Центральный округ» не в полной мере соответствует предмету закупки, а именно — отсутствует опыт оказания правовой помощи в спорах, связанных с имущественным наймом.

При этом, данное требование в Закупочной документации отсутствует.

Также, Заказчик сообщил, что члены закупочной комиссии оценивали заявки участников Закупки посредством применения экспертного метода (т.е. субъективно).

Комиссия указывает, что Заказчиком определен порядок оценки по рассматриваемым критериям, согласно которому установлен максимальный балл по каждому показателю, однако отсутствуют промежуточные и минимальные баллы, вследствие чего не представляется возможным установить количество присваиваемых участникам баллов в зависимости от представленных в составе заявки документов.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами, в частности, информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам Закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Установленный Заказчиком порядок присвоения баллов по рассматриваемым критериям является субъективным и не позволяет получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам по указанным критериям и соответствующим показателям, что в свою очередь не обеспечивает равные права и возможности для участников Закупки и равные условия для участия.

Таким образом Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информации о порядке оценки заявок по критериям, установленным Заказчиком, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

Отсутствие в действующем законодательстве требования установления в Закупочной документации порядка расчета баллов заявкам участникам не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов, так как вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимым для участников закупки, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости закупки, представляется возможным сделать вывод о том, что обязательному доведению до сведения участников закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов оценки их заявок на участие в Закупке, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины присвоения соответствующего количества баллов, с тем, чтобы исключить возможность в последующем субъективно трактовать причины такого присвоения и предоставить участникам закупки возможность в случае несогласия с таким решением заказчика оспорить его в установленном законом порядке.

Кроме того, в подтверждение отсутствия порядка оценки по спорным критериям свидетельствует присвоение разных баллов членами Комиссии участнику по одному критерию.

Таким образом, в действия Заказчика установлено нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункта 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

  1. ООО Юридическая компания «Центральный округ»,
    пер. Детский, д. 24, г. Воронеж, 394036
     

  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем нефти и газа Российской академии наук (ИПНГ РАН)

ул. Губкина, д. 3, Москва, 119333

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2396/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.11.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 13.11.2017 по делу № 1-00-2396/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ИПНГ РАН (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание правовой помощи (адвокатские услуги) (реестровый № 31705597630) (далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 13.11.2017 по делу № 1-00-2396/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее семи рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Закупки с учетом решения Комиссии от 13.11.2017 по делу № 1-00-2396/77-17.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 18.12.2017.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 25.12.2017 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны