Решение б/н Решение по жалобе ООО «Сервис-Интегратор» на действия заказч... от 7 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Сервис-Интегратор»

ш. Звенигородское, д. 18/20, корп. 1,
эт. 3, Москва, 123022

 

  1. АО «Рособоронэкспорт»
    ул. Стромынка д. 27, Москва, 107076

     

  2. ООО «ЭТП»

ул. Достоевского, д. 66, г. Казань, 420097

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2403/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

13.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

при участии:

от заявителя — ООО «Сервис-Интегратор»,

от заказчика — АО «Рособоронэкспорт»,

в отсутствие:

ООО «ЭТП» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 10.11.2017 № ИШ/57602/17),

рассмотрев жалобу ООО «Сервис-Интегратор» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «Рособоронэкспорт» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание автотранспортных услуг для нужд АО «Рособоронэкспорт» (реестровый № 31705585293) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в установлении неправомерного требования в Конкурсной документации о наличии материально-технических ресурсов, что привело к отклонению заявки ООО «Сервис-Интегратор» от участия в Конкурсе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг в случаях.

Вместе с тем, согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).

02.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.

Согласно извещению о проведении Конкурса дата окончания подачи заявок — 23.10.2017. Дата рассмотрения заявок — 26.10.2017. Дата подведения итогов — 07.11.2017.

Из протокола рассмотрения заявок от 26.10.2017 № 31705585293-02 следует, что заявка ООО «Сервис-Интегратор» отклонена от участия в Конкурсе, поскольку участником не представлены документы, подтверждающие наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору (в составе заявки приложены только договоры купли-продажи, исполнение которых не подтверждено в настоящий момент).

Согласно пунктам 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Аналогичные требования установлены пунктом 12.3.6 Положения о закупках.

Согласно пункту 10.4.5 Положения о закупках в документации о закупке к участникам процедуры закупки также могут быть установлены следующие квалификационные требования, в том числе: наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 5.1.5 Конкурсной документации в пункте 17 информационной карты помимо обязательных и дополнительных требований к участникам закупки могут быть установлены квалификационные требования, которым должны соответствовать участники закупки.

Согласно пункту 5.1.6 Конкурсной документации для подтверждения соответствия установленным требованиям участник процедуры закупки обязан приложить в составе заявки документы, перечисленные в Приложении № 1 к информационной карте.

Пунктом 17 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что квалификационные требования к участникам закупки установлены в соответствии с Приложением № 1 к Информационной карте.

В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к Информационной карте установлены квалификационные требования к участникам Конкурса, в том числе, наличие материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору, а именно:

-Mercedes-Benz Sprinter1, год выпуска не ранее 2017 г. (новый) – 3 шт.

-Mercedes-Benz S450 L 4 matic, год выпуска не ранее 2017 (новый) – 10 шт.

-Фольксваген Пассат, год выпуска не ранее 2017 (новый) – 19 шт.

-Форд Фокус, год выпуска не ранее 2017 (новый) – 18 шт.

-Фольксваген Каравелла 2.0 TDI, год выпуска не ранее 2017 (новый) – 5 шт.

Согласно Приложению № 3 к Информационной карте в качестве подтверждения соответствия указанному требованию участник в составе заявки должен представить справку о материально-технических ресурсах (форма 5) по форме подраздела 6.5, включая обязательные приложения к ней:

-копии ПТС и/или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств и/или копии договоров купли-продажи, лизинга, аренды с приложением документов, подтверждающих передачу материально-технических ресурсов участнику закупки.

Таким образом, Заказчиком установлено квалификационное требование к участникам о наличии материально-технических ресурсов, для подтверждения соответствия которому участник должен представить в заявке справку о материально-технических ресурсах, а также копии ПТС и/или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств и/или копии договоров купли-продажи, лизинга, аренды с приложением документов, подтверждающих передачу материально-технических ресурсов участнику закупки.

В составе заявки Заявителем представлена, в том числе, справка о материально-технических ресурсах.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, согласно представленной справке о материально-технических ресурсах Заявителем были предложены требуемые транспортные средства в необходимом количестве. Вместе с тем, на момент подачи заявки транспортные средства не находились в распоряжении участника закупки (представлены договоры о намерении). Более того, согласно срокам поставки по заключенным участником закупки договорам купли-продажи часть транспортных средств не была бы передана заявителю к моменту начала оказания услуг по договору. Извещением и Конкурсной документацией была установлена дата подведения итогов закупки 07.11.2017. Срок заключения договора определен не ранее 10 дней и не позднее 30 дней со дня официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки. Учитывая, что Заказчик напрямую заинтересован в скорейшем заключении договора и рассчитывал заключить договор в минимально возможные сроки, договор планировался к заключению 20.11.2017. В случае самого позднего срока размещения данного протокола (10.11.2017) и максимального срока дата заключения договора пришлась бы на 11.12.2017. Согласно пункту 1.3 Проекта договора начало оказания услуг – не позднее 14 дней с даты подписания договора, то есть приходится на период 04.12.2017–25.12.2017. Таким образом, начало срока выполнения услуг по договору — с 04.12.2017 по 25.12.2017.

Так, согласно письменным пояснениям Заказчика, согласно представленному в составе заявки договору от 19.10.2017 № 19102017 относительно поставки автомобиля Фольксваген Пассат (19 шт.) срок поставки (21.02.2018) не допускает начало оказания услуг ни с 04.12.2017, ни с 25.12.2017. Данный факт свидетельствует о невозможности исполнения договора Заявителем в установленные сроки ввиду отсутствия необходимых материально-технических ресурсов.

Кроме того, в адрес Заказчика 11.10.2017 поступил запрос на разъяснение положений Конкурсной документации относительно возможности представления «Соглашение о намерениях», подтверждающего готовность приобрести данный транспорт у официальных дилеров, с подтверждением наличия и готовности отгрузки от представителя Продавца - Официального дилера для новых автомобилей 2017 года.

Заказчиком 12.10.2017 было размещено разъяснение, согласно которому «Соглашение о намерениях» не является документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям о наличии материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору.

Кроме того, Заказчик отметил, что Заявка Заявителя была подана 20.10.2017, то есть после размещения Заказчиком разъяснения о том, что соглашение о намерениях приобретения автомобиля не является документом, подтверждающим соответствие участника Конкурса требованиям о наличии материально-технических ресурсов.

Заявитель на заседании Комиссии подтвердил, что на момент подачи заявки, требуемые материально-технические ресурсы у него отсутствовали.

Таким образом, Заявитель в составе заявки не представил документов, подтверждающих наличие у него материально-технических ресурсов, необходимых для исполнения обязательств по договору в полном объеме, что противоречит требованиям пункта 3 Приложения № 1, Приложения № 3 к Информационной карте Конкурсной документации.

Доказательств обратного Заявителем не представлено.

Согласно пункту 4.14.9 Конкурсной документации закупочная комиссия отклоняет заявку участника процедуры закупки по следующим основаниям, в том числе: непредставление в составе заявки документов и сведений, предусмотренных Приложением № 3 к Информационной карте.

Учитывая изложенное, отклонение Заказчиком заявки Заявителя не противоречит требованиям Конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса в части неправомерного отклонения заявки Заявителя необоснованной.

В соответствии с пунктом 3 Приложения № 1 к Информационной карте установлены квалификационное требование к участникам Конкурса о наличии необходимых для исполнения договора материально-технических ресурсов (транспортные средства в количестве 55 шт.), что подтверждается справкой о материально-технических ресурсах. Непредставление в составе заявки указанных сведений является основанием для отклонения заявки от участия в Конкурсе.

Согласно Приложению № 3 к Информационной карте в качестве подтверждения соответствия квалификационному требованию о наличии материально-технических ресурсов участник в составе заявки должен представить справку о материально-технических ресурсах (форма 5) по форме подраздела 6.5, включая обязательные приложения к ней:

-копии ПТС и/или копии инвентарных карточек учета объекта основных средств и/или копии договоров купли-продажи, лизинга, аренды с приложением документов, подтверждающих передачу материально-технических ресурсов участнику закупки.

При наличии в Конкурсной документации условия о необходимости представления в составе заявки справки о материально-технических ресурсах с указанными приложениями, принять участие в Конкурсе сможет только то лицо, которое имеет в наличии товар, необходимый для исполнения договора.

При этом на указанном этапе участник не обладает объективной информацией о признании его победителем по итогам проведения Конкурса.

Кроме того, предметом торгов является оказание услуг.

Таким образом, Заказчиком установлено требование, согласно которому участник Конкурса на момент подачи заявки на участие должен обладать материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору.

Согласно пояснениям Заказчика, пункт 11 «в» Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 10.09.2005 № 1062, представляет право АО «Рособоронэкспорт» принимать в Российской Федерации в установленном порядке иностранные делегации (специалистов). В настоящее время АО «Рособоронэкспорт» осуществляет автотранспортное обеспечение принимаемых иностранных делегаций силами входящего в штат Автотранспортного управления, обладающего необходимыми трудовыми (водители) и материально-техническими (автомобили) ресурсами. В соответствии со Стратегией развития Государственной корпорации «Ростехнологии» на период до 2020 года в части повышения конкурентоспособности холдинговых компаний путем перевода на аутсорсинг сервисных функций руководством Заказчика принято решение о ликвидации до конца 2017 года Автотранспортного управления и обеспечении оказания указанных услуг сторонними организациями. Установление квалификационного требования о наличии материально-технических ресурсов вызвана необходимостью выбора поставщика, который с высокой степенью ответственности сможет обеспечить непрерывность получения Обществом автотранспортных услуг. Отсутствие в квалификационных требованиях к участнику закупки критерия наличия материально-технических ресурсов создает благоприятные условия для выбора организации, не обладающей достаточным уровнем ресурсов, компетентности и опыта управления ими. Перебои в автотранспортном обеспечении принимаемых иностранных делегаций могут нанести ущерб Заказчику и в целом интересам Российской Федерации.

Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке, должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям.

Включение в состав Конкурсной документации ранее названного требования на этапе подачи заявки обременяют участника закупки заблаговременно приобрести необходимые для исполнения договора товары, а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника для целей принятия участия в Конкурсе (учитывая то обстоятельство, что в заявке необходимо подтвердить наличие у участника 55 транспортных средств).

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено объективное обоснование установления данного требования на этапе подачи заявок.

При этом Комиссия отмечает, что на этапе подачи заявок на участие в Конкурсе у участников может отсутствовать требуемый для поставки товар при условии его соответствия иным требованиям Конкурсной документации.

Таким образом, устанавливая такое требование, Заказчик ограничивает круг потенциальных участников до тех, чей товар уже подготовлен к оказанию конкретных услуг.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.10.2017 № 31705585293-02 закупка признана несостоявшейся на основании пункта 4.14.11 Конкурсной документации, так как к участию в закупке допущен один участник.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

При этом, согласно представленным сведениям, по итогам Конкурса заключен договор от 10.11.2017 № Р/6435300-1753272 с ООО «СОЛТ».

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установления требования в Конкурсной документации о наличии у участника материально-технических ресурсов на этапе подачи заявки, в остальной части - необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, так как по итогам Конкурса заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны