Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ГудЛайн» на действия за... от 30 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  1. ООО «ГудЛайн»

б-р Симферопольский, д. 30, корп. 2,
кв. 7, г. Москва, 117452
 

  1. ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка»
    пл. Суворовская, д. 2, г. Москва. 129110
     

  2. ООО «ЭТП ГПБ»
    ул. Миклухо-Маклая, д. 40,

117342, г. Москва

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-241/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.02.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

 

рассмотрев жалобу ООО «ГудЛайн» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок цент на право заключения договора на оказание услуг по стирке изделий для нужд «Гостиница «Чайка» - филиал ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка» на 12 месяцев (реестровый № 31806077631) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

Жалоба мотивирована несогласием Заявителя с положениями Закупочной документации в части установления требований к участникам Закупки, необоснованно ограничивающих конкуренцию при проведении Закупки.

В заседании представитель Заявителя доводы и требования жалобы поддержал.

Представитель Заказчика по жалобе возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных статьей 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях, установленных частью 10 статьи 3 Закона о закупках, в том числе в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика (пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках).

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592 и от 02.10.2017 по делу № 309-КГ17-7502 к порядку рассмотрения жалоб, поданных после 01.01.2018, применяются с учетом изменений законодательства в части уточнения перечня случаев обжалования.

Срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Заявителем не пропущен.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком 31.01.2018 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки. Начальная (максимальная) цена договора — 2 537 675,00 руб.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в выступлении присутствовавшего в заседании представителей Заказчика и Заявителя, изучив материалы дела, Комиссия признала жалобу обоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заказчик ссылается на наличие у него права самостоятельно определять порядок проведения закупки (в том числе устанавливать требования к участникам закупки, критерии и порядок оценки по критериям) в соответствии с нормами Закона о закупках.

Соответствующие требования установлены заказчиком в положении о закупках и закупочной документации.

Между тем, оценивая данный довод, следует отметить следующее.

Учитывая наличие в рассматриваемых правоотношениях публично-правовых элементов, действующее законодательство предъявляет к заказчику повышенные требования при проведении закупочных процедур.

Положение о закупках не является единственным правовым актом, регламентирующем деятельность заказчиков, и не является актом нормативного содержания (его законность не презюмируется). Поэтому, при проверке той или иной конкурентной процедуры в административном порядке уполномоченный (антимонопольный) орган не может ограничиться исключительно проверкой соответствия обжалуемых действий разработанному заказчиком положению о закупках и закупочной документации. Законность действий заказчика при формальном соответствии проводимой процедуры требованиям собственного положения о закупках не презюмирует их соответствие действующему законодательству, в том числе специальному.

Таким образом, само по себе наличие у заказчика права устанавливать в положении о закупках требования к участкам не свидетельствует, а priori о законности таких требований. Право заказчиков, предусмотренное Законом о закупках, не является абсолютным и ограничено правами участников, как более слабой рассматриваемых правоотношениях.

Как указано выше, заказчики, устанавливая требования документации о закупке, обязаны руководствоваться в том числе принципом недопустимости необоснованного ограничения конкуренции. При этом действующее законодательство не раскрывает, что является обоснованным или необоснованным ограничением конкуренции.

В этой связи при оценке разумности установленного требования и решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях заказчика нарушений положений Закона о закупках комиссия антимонопольного органа руководствуется следующими критериями:

1) критерий «целесообразности» (в какой степени установленное требование обусловлено предметом закупки, условиями договора);

2) критерий «соразмерности» (насколько это требование адекватно предмету закупки).

Так, пунктом 6 Технического задания Закупочной документации установлено, что исполнитель обязан постоянно (ежедневно) контролировать ход и качество оказания услуг (работ), в связи с чем ему необходимо назначить лицо, ответственное за оказание услуг (работ) путем выдачи доверенности или издания приказа. Оригинал доверенности или заверенная копия приказа должна быть передана Заказчику. Ответственный сотрудник от лица исполнителя с целью обеспечения качества выполняемых работ (услуг), обязан постоянно находиться на территории гостиницы «Чайка» - филиал ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка».

Исполнитель должен оказывать услуги с использованием своих материалов, реагентов, моющих и дезинфицирующих средств, сертифицированных и разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

Стирка и полоскание в стиральных машинах должны производиться без механических повреждений изделий стиральным средством со следующими техническими характеристиками: моющая способность порошка должна составлять не менее 100 %, отбеливающая не менее 90 % и моющая способность на биологических загрязнениях 80 %. Средство должно удалять протеиновые загрязнения.

Из жалобы Заявителя следует, что вышеуказанные положения Технического задания предполагают введение исполнителем дополнительной штатной единицы для бесцельного нахождения на территории гостиницы «Чайка», так как услуги по стирке изделий производятся на прачечном комплексе исполнителя.

В своих возражениях Заказчик указывает, что требование о постоянном нахождении на территории гостиницы «Чайка» ответственного сотрудника от исполнителя распространяется на период сдачи/приемки изделий в обработку/после обработки.

Вместе с тем, из положений Закупочной документации указанный вывод Заказчика не следует. Пункт 6 Технического задания Закупочной документации содержит однозначное требование о постоянном нахождении ответственного сотрудника исполнителя на территории гостиницы «Чайка», что никоим образом не обосновано, учитывая специфику услуг, оказываемых по договору.

Таким образом, Заказчиком нарушена часть 1 статьи 3 Закона о закупках в части установления требования к участникам закупки не отвечающего принципам законодательства о закупках, в частности принципа недопустимости необоснованного ограничения конкуренции.

Также в положениях вышеуказанного пункта Закупочной документации Комиссия усматривает необоснованное установление требований к характеристикам стиральных средств.

Согласно пункту 3.4 ГОСТ 25644-96 «Средства моющие синтетические порошкообразные. Общие технические требования» порошки по показателям безопасности применения должны соответствовать требованиям:

- Моющая способность, %, не менее 85.

- Отбеливающая способность (для порошков, содержащих химические отбеливатели), %, не менее 80.

Вместе с тем, в вышеуказанном пункте Закупочной документации установлено: моющая способность порошка должна быть не менее 100%; отбеливающая — не менее 90%.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о Закупках требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На заседании Комиссии не представлено сведений и материалов, подтверждающих обоснованность установления таких диапазонов, а также наличие на товарном рынке стиральных средств, соответствующих данным характеристикам.

Учитывая изложенное, Комиссия признает в действиях заказчика нарушение требований пунктов 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части установления в пункте 6 Технического задания Закупочной документации необоснованных требований.

Также согласно Проекту договора Закупочной документации:

«4.11. Исполнитель за свой счет в срок, не превышающий 3 (трех) рабочих дней с момента получения претензии или Акта о недостатках, обязан безвозмездно исправить все выявленные недостатки (дефекты).

В случае невозможности устранить выявленные недостатки, при возврате неполного количества Изделий, при повреждении целостности Изделий Исполнитель должен возместить Заказчику стоимость таких Изделий по цене закупки (или закупить Изделия взамен испорченных у Поставщика, поставляющего данный товар в филиал по договорённости с Заказчиком).

4.12. Если отступления в Услугах от условий настоящего Договора или иные недостатки оказанных Услуг не были устранены в указанный в пункте 4.11. Договора срок, либо являются существенными и неустранимыми, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора и потребовать от Исполнителя возмещения причиненных убытков или поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену (не более двукратного превышение цены, согласованной Сторонами в настоящем Договоре), и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков».

Согласно пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Комиссия отмечает, что вышеуказанные положения Закупочной документации накладывают на исполнителя обязательство по покупке изделия у определенного поставщика. При этом, потенциальные участники Закупки ограничены в возможности объективного расчета своих ценовых предложений ввиду отсутствия сведений о стоимости данных изделий.

Утверждение Заказчиком в Закупочной документации вышеуказанных положений Закупочной документации не соответствуют требованиям части 1 статьи 3 и пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о Закупках.

Таким образом, указанные выше требования закупочной документации Заказчика не обусловлены предметом закупки и являются избыточными.

Определяя предмет закупки, требования к потенциальным участникам закупки, заказчик должен формулировать соответствующие требования таким образом, чтобы, с одной стороны, были удовлетворены соответствующие нужды заказчика, а с другой - такие требования в полной мере отвечали бы предмету закупки.

Комиссия принимает во внимание, что заказчик вправе устанавливать в документации о проведении закупки по своему усмотрению требования к участнику закупки, критерии оценки заявок, их величины значимости и порядок оценки заявок в соответствии с установленными критериями.

При этом, выбор и формулировка требований к участникам и показателей для оценки и сопоставления заявок является исключительным усмотрением Заказчика. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о необходимости оценки заявок именно по данным требованиям и показателям и о невозможности выбора победителя закупки по иным показателям, Заказчиком не представлено.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика при проведении Закупки нарушения требований части 1 статьи 3, пунктов 1 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-241/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.02.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 15.02.2018 по делу № 1-00-241/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на право заключения договора на оказание услуг по стирке изделий для нужд «Гостиница «Чайка» - филиал ОАО «Гостиничный комплекс «Славянка» на 12 месяцев (реестровый № 31806077631) (далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 15.02.2018 по делу № 1-00-241/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 3 (трех) рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 24.04.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 07.05.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны