Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Лаборатория Гемодинамик... от 20 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Лаборатория Гемодинамики»

г. Нижний Новгород, а/я 69,
обл. Нижегородская, 603009

 

  1. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница № 52 Департамента здравоохранения города Москвы»
    (ГБУЗ «ГКБ № 52 ДЗМ»)
    ул. Пехотная, д. 3, Москва, 123182

     

  2. ООО «РТС-тендер»
    наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2444/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заказчика — ГБУЗ «ГП № 52 ДЗМ»,

в отсутствие:

ООО «Лаборатория Гемодинамики», ООО «РТС-тендер» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 17.11.2017 № ИГ/59041/17),

рассмотрев жалобу ООО «Лаборатория Гемодинамики» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГБУЗ «ГКБ № 52 ДЗМ» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинского оборудования (комплекс бифункционального мониторирования ЭКГ и АД и стресс-система с беговой дорожкой) (реестровый
№ 31705643674) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неправомерном установлении требований Аукционной документации к товару, а также в невнесении изменений в Аукционную документацию в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

19.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.

Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 16.11.2017. Дата рассмотрения заявок - 17.11.2017, дата проведения Аукциона - 20.11.2017.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Аукциона выразилось в неправомерном установлении требований Аукционной документации к поставляемому оборудованию, а также в невнесении изменений в Аукционную документацию в установленные сроки в соответствии с разъяснением положений Аукционной документации.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 17.11.2017 № 31705643674-1 для участия в Аукционе была подана 1 заявка. Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал.

На основании пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Следовательно, Заказчик должен в Аукционной документации установить требования к товару, его описанию.

В соответствии с пунктом 15.1.6 Положения о закупках заказчиком устанавливаются следующие требования к составу заявки на участие в конкурентных закупках, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.

Согласно пункту 3.2 Аукционной документации (раздел II. Информация о проведении закупки) первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора.

В соответствии с Техническим заданием Аукционной документации установлены требования к наименованию медицинского оборудования, единице измерения, количеству, наименованию параметра или функции, комплектации, значению параметра или наличию функции.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, в соответствии с которыми участник Аукциона должен представить в составе заявки описание предлагаемого к поставке товара, его характеристик.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к программному обеспечению для анализа артериального давления (АД), в том числе:

-пункт 3.3 Технического задания «Успешная валидация точности измерения АД по стандарту AAMI, протоколу BHS и международному протоколу ESH» - наличие;

-пункт 5.4 Технического задания «Отображение для каждого измерения АД динамики изменения первичных сигналов (в частности, сигналов ДПВ) с целью оценки достоверности и обоснованной выбраковки подозрительных на артефакты данных» - наличие;

-пункт 5.7 Технического задания «Определение показателей ригидности артерий: диаметр и площадь поперечного сечения плечевой артерии» - наличие.

По мнению Заявителя, указанные характеристики являются неисполнимыми и влекут ограничение конкуренции.

Заявителем 25.10.2017 в адрес Заказчика был направлен запрос о разъяснении указанных положений Аукционной документации, на который Заказчик разместил в ЕИС ответ, согласно которому Заказчиком будут внесены изменения в Аукционную документацию.

31.10.2017 Заказчик разместил редакцию Аукционной документации, в которой внес изменения в том числе путем установления следующего требования:

-пункт 8.1 Технического задания «К закупке требуется Комплект мониторов компьютеризированных носимых одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП КМкн-«Союз-» ДМС. Данное оборудование необходимо для обеспечения взаимодействия и совместимости с уже имеющимся оборудованием в ЛПУ Комплект мониторов компьютеризированных носимых одно-, двух-, трехсуточного мониторирования ЭКГ, АД, ЧП Кмкн-«Союз-» ДМС производства ООО «ДМС Передовые Технологии», Россия».

Кроме того, Заказчиком был продлен срок приема заявок до 16.11.2017.

Согласно пояснениям Заказчика, Положением о закупках Заказчика не ограничена возможность указания последним в документации о проведении закупки конкретного производителя. При этом указанное в Техническом задании медицинское оборудование необходимо для обеспечения взаимодействия и совместимости с уже имеющимся оборудованием производителя ООО «ДМС Передовые Технологии». Оспариваемые Заявителем требования установлены в соответствии с коммерческим предложением указанного производителя. Кроме того, Заказчиком в адрес производителя был направлен запрос о возможности эксплуатации аналогичного оборудования. Производителем ООО «ДМС Передовые технологии» был направлен ответ, согласно которому в целях исключения проблем с функционированием находящегося в эксплуатации медицинского изделия Комплект «Союз-ДМС» и возможности использования и дальнейшего накопления базы данных пациентов, закупаемое оборудование должно быть аппаратно и программно совместимо с эксплуатируемым Заказчиком медицинским изделием Комплект «Союз-ДМС». Аппаратная и программная совместимость может быть достигнута путём закупки регистрирующих мониторов и комплексов обработки исключительно производства ООО «ДМС Передовые Технопогии». При этом регистрирующие мониторы должны быть оснащены встроенным программным обеспечением «СОЮЗ-МОНИТОР», а обрабатывающие комплексы программой для оценки состояния и выявления нарушений в работе функциональной системы организма человека «СОЮЗ-ДИАГНОСТИКА» (свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2014615203). Закупка аналогичного оборудования других производителей недопустима, поскольку невозможно будет обеспечить аппаратную и программную совместимость с эксплуатируемым в больнице оборудованием.

Таким образом, Заказчик при подготовке Технического задания Аукционной документации исходил, в том числе из своих объективных потребностей, технических характеристик требуемого к поставке оборудования ООО «ДМС Передовые технологии» с учетом требований Положения о закупках.

Заявитель на заседании Комиссии не явился и не представил доказательств обратного, как и не представил объективных доказательств невозможности поставки требуемых товаров для нужд Заказчика.

Кроме того, согласно представленным сведениям Заявитель не подавал заявку на участие в Аукционе. Для участия в Аукционе была подана заявка ООО «БРИЗ-ИНСТРУМЕНТ», являющегося не производителем, а поставщиком оборудования.

Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной в части установления требований Аукционной документации к поставляемому оборудованию.

Относительно пункта 3.3 Технического задания («Успешная валидация точности измерения АД по стандарту AAMI, протоколу BHS и международному протоколу ESH» - наличие) Комиссией установлено следующее.

В соответствии со спорным пунктом Технического задания успешная валидация должна быть подтверждена тремя документами.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе к форме, порядку, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пунктом 5.2 Аукционной документации (раздел II. Информация о проведении закупки) установлено, что разъяснения положений документации предоставляются заказчиком в течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса. Дата начала предоставления разъяснений: с момента размещения извещения о проведении Аукциона. Дата окончания: не позднее, чем за 5 дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.

В течение трех дней со дня направления разъяснения положений аукционной документации по запросу участника закупки такое разъяснение должно быть размещено Заказчиком в ЕИС с содержанием запроса на разъяснение положений аукционной документации, без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Разъяснение положений аукционной документации не должно изменять ее суть.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В соответствии с пунктом 30.3 Положения о закупках Заказчик в соответствии с запросом участника закупки или по собственной инициативе вправе принять решение о внесении изменений в аукционную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, разместив соответствующие изменения в ЕИС в порядке, установленном для размещения в ЕИС извещений о проведении аукциона. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений в аукционную документацию до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Таким образом, в соответствии с частью 11 статьи 4 Закона о закупках, пунктом 30.3 Положения о закупках Заказчик в случае внесения изменений в Аукционную документацию должен продлить срок приема заявок так, чтобы такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней со дня размещения внесенных изменений в ЕИС.

Заявителем 10.11.2017 был направлен запрос о разъяснении положений Аукционной документации в части указанного пункта, согласно которому Заявитель просит изложить пункт 3.3 Технического задания в следующей редакции: «Успешная валидация точности измерения АД по стандарту AAMI или протоколу BHS или международному протоколу ESH».

На данный запрос Заказчиком 10.11.2017 были размещены разъяснения, согласно которым при рассмотрении заявок будут допущены до Аукциона участники, предложившие в пункте 3.3 «Успешная валидация точности измерения АД по международному протоколу BHS».

Таким образом, Заказчик разместил разъяснения положений Аукционной документации, согласно которым фактически были изменены требования пункта 3.3 Технического задания в части установления соответствия только одному из трех требуемых протоколов, что нарушает требования пункта 5.2 Аукционной документации.

Таким образом, Заказчиком были внесены изменения в Аукционную документацию (пункт 3.3 Технического задания).

Согласно внесенным 31.10.2017 изменениям срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе — 16.11.2017.

Разъяснения положений Аукционной документации путем изменения ее сути в части спорного требования размещены в ЕИС 10.11.2017. При этом Заказчиком не был продлен срок приема заявок на участие, что последним не оспаривается.

Учитывая изложенное, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункта 30.3 Положения о закупках.

Таким образом, Комиссией признается обоснованной жалоба Заявителя в части изменения положений Аукционной документации без продления срока подачи заявок на участие в Аукционе.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной в части изменения положений Аукционной документации без продления срока подачи заявок на участие в Аукционе, в отстальной части - необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, части 11 статьи 4 Закона о закупках, пункта 30.3 Положения о закупках, пункта 5.2 Аукционной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2444/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

23.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 23.11.2017 по делу № 1-00-2444/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБУЗ «ГП № 52 ДЗМ» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку медицинского оборудования (комплекс бифункционального мониторирования ЭКГ и АД и стресс-система с беговой дорожкой) (реестровый
№ 31705643674) (далее — Аукцион), а именно:

    1. Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.

    2. Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.

    3. Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 23.11.2017 по делу № 1-00-2444/77-17, а также законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части продления срока приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.

    4. Заказчику назначить новые даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок, даты подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 23.11.2017 по делу № 1-00-2444/77-17.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.

    6. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 22.01.2018.

    7. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.01.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны