Решение б/н Решение по жалобе ООО «Инспецпроект» на действия заказчика —... от 30 декабря 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Инспецпроект»
115230, Москва, проезд Электролитный, д. 3б
-
ПАО «Московская объединенная энергетическая компания»
(ПАО «МОЭК»)
119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10
-
ООО «ГазНефтеторг.ру»
119334, Москва, ул. Вавилова, д. 5, к. 3, оф. 218
РЕШЕНИЕ
по делу №1-00-2455/77-16 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
19.12.2016 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)
в присутствии представителей:
ООО «Инспецпроект»
ПАО «МОЭК» Светогор
рассмотрев жалобу ООО «Инспецпроект» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по перекладке тепловых сетей на объектах ПАО «МОЭК» (реестровый № 31604266602) (далее — Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:
-
в нераскрытии порядка оценки критериев и сопоставления заявок участников;
-
в неправомерном направлении дозапросов участникам Закупки;
-
в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией;
-
из документации невозможно установить что подразумевается под обладаем участниками Закупки устойчивости финансового положения;
-
в неправомерном установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации;
-
в неправомерном установлении требований в Закупочной документации, предъявляемых к соисполнителям/субподрядчикам (п. 4. 18, 4.19 ИК, п. 1.6.2 документации);
-
в Закупочной документации не установлена дата начала и окончания сроков предоставления участникам (потенциальным участникам) разъяснений положений Конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 1 частьи 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).
Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 28.10.2016 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 08.11.2016. Подведение итогов — 30.12.2016.
Согласно протоколу от 29.11.2016 №846-Т/16 Заявитель является участником Закупки.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Заказчиком в приложении №3 к Закупочной документации установлена методика и критерии оценки заявок на участие в Закупке.
Согласно пункту 1 (оценка квалификации участника) вышеуказанной методики Заказчиком установлен критерий оценки «Успешный опыт выполнения работ аналогичных предмету запроса предложений*, за последние 3 года, предшествующие дате объявления процедуры закупки (кол-во договоров)».
(*Опыт выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений – разработка рабочей и/или проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства и/или тепловых сетей и/или тепловых пунктов.)
Предмет оценки: количество представленных в заявке Участника выполненных договоров от Заказчиков.
В зависимости от представленного количество договоров участнику присваивается определенное количество баллов:
Кол-во договоров |
Кол-во баллов |
5 |
10 |
4 |
8 |
3 |
6 |
2 |
4 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлен критерий оценки, согласно которому Заказчиком оценивается опыт работ по разработке рабочей и/или проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства и/или тепловых сетей и/или тепловых пунктов за последние 3 года, до момента объявления Закупки, который подтверждается договорами на любую сумму. Кроме того, Заказчиком указано, что в зависимости от количества договоров, представленных в составе заявки на участие в Закупке, участнику присваивается определенное количество баллов, указанное к методике оценки.
Согласно пункту 1 (оценка технического предложения) методики Заказчиком установлен критерий оценки «Соответствие технического предложения Участника требованиям технического задания Заказчика».
Предмет оценки: техническое предложение Участника на предмет соответствия требованиям технического задания Заказчика.
Принцип учета критерия:
10 баллов - «Соответствует в полном объеме». Техническое предложение соответствует в полном объеме техническому заданию Заказчика;
0 баллов - «Не соответствует». Техническое предложение не соответствует техническому заданию Заказчика, исключая возможность выполнения работ/оказания услуг.
Таким образом, Заказчиком установлен критерий оценки технического предложения, согласно которому, Заказчиком присваивается 10 баллов в случае полного соответствия Технического предложения участника требованиям Технического задания Заказчика, в ином случае участнику присваивается 0 баллов.
Следовательно, Заказчиком в Закупочной документации раскрыт порядок оценки критериев и сопоставления заявок участников Закупки, обжалуемых Заявителем.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части нераскрытии порядка оценки критериев и сопоставления заявок участников необоснованной.
-
-
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно были направлены дополнительные запросы участникам Закупки.
-
Согласно пункту 2.9.6 Закупочной документации Организатор вправе запросить Участников запроса предложений о предоставлении разъяснений положений, поданных ими заявок на участие в запросе предложений, а также о предоставлении отсутствующих документов, определенных документацией о запросе предложений, в случае принятия такого решения, в рамках проведения дополнительного анализа и оценки заявок, Комиссией по подведению итогов запросов предложений
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлена возможность направления участникам Закупки запроса разъяснений положений, поданных заявок, определенных документов.
Согласно пояснениям Заказчика, в ходе этапа рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки, Заказчиком в адрес всех участников, в том числе в адрес Заявителя, были направлены запросы в рамках квалификационных требований к участникам.
Следовательно, ввиду того, что Заказчиком были направлены запросы в адрес всех участников Закупки, а также ввиду того, что Заказчиком предусмотрена возможность направления запросов, в действиях Заказчика нет нарушений действующего законодательства, права каждого из участников, по причине направления запросов, не ущемлены.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части вышеуказанного довода, необоснованной.
-
-
Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
-
Согласно подпункту 4 пункта 4.19 Информационной карты Закупочной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки (субподрядчикам/соисполнителям), в том числе, Наличие выданного саморегулируемой организацией в области, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, а именно:
II. Виды работ по подготовке проектной документации
1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:
1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка;
1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта;
1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения;
3. Работы по подготовке конструктивных решений;
4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;
5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:
5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений
6. Работы по подготовке технологических решений:
6.1. Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов;
6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов;
6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов
9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;
10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений;
13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлено требование о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Кроме того, согласно пункту 4.8 Информационной карты Закупочной документации Заказчиком установлено, что возможно привлечение для выполнения работ субподрядчика, но в объеме, не превышающем 30% от общего перечня работ, являющихся предметом конкурентной закупки.
Согласно пункту 1.6.3 Закупочной документации Участник при условии привлечения субподрядчиков/ соисполнителей исполнения обязательств по Договору, обязуется выполнить работы, собственными силами в объеме не менее, предусмотренного п. 4.19 информационной карты Документации процента, от общей их стоимости, которая будет заявлена им в его Заявке. При нарушении данного условия Организатор вправе отклонить такое предложение от участия в Запросе предложений.
Согласно подпункту 2 пункта 4.19 Информационной карты Закупочной документации участник при условии привлечения субподрядчиков/ соисполнителей исполнения обязательств по Договору, обязуется выполнить работы собственными силами в объеме не менее 70 (семидесяти) процентов от общей их стоимости (в случае отсутствия необходимых документов/лицензий/МТР и т.д. у Участника, при условии привлечения Субподрядчика/Соисполнителя, Участник обязан предоставить в составе заявки подтверждение недостающих требований (п. 4.19 Информационной карты) с учетом документов привлекаемого Субподрядчика/Соисполнителя.);
Таким образом, Заказчик в Закупочной документации указал, что Заявитель имеет право привлечения субподрядной организации, но в объеме не более 30%.
Вместе с тем, относительно вышеуказанных, противоречивых требований Комиссия отметила следующее.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство,организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе з^азанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Вышеуказанные требования Заказчика, в части предоставления участником закупки в составе заявки на участие в той или иной закупочной процедуре собственного свидетельства о допуске к работам, которые могут быть выполнены субподрядными организациями, в том числе в полном объеме, недопустимо, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.
Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта и т.д. привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Кроме того, установление процентного соотношения объема выполняемых работ между непосредственным исполнителем и субподрядчиком также неправомерно, ввиду того, что полную ответственность перед Заказчиком несет победитель Закупки вне зависимости от объема выполненных работ непосредственным исполнителем и субподрядчиком. Выполнение большего процента работ субподрядчиком не свидетельствует о неисполнении условий договора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Таким образом, ввиду неправомерного установления вышеуказанных требований в Закупочной документации Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия приняла решение признать жалобу в части неправомерного установления в Закупочной документации требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ и установления объема работ, которые должен выполнить субподрядчик при его привлечении, обоснованной.
-
-
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлено, что участник Закупки должен обладать устойчивостью финансового положения, платежеспособностью, кредитоспособностью вместе с тем, из документации не возможно установить, что Заказчик подразумевает под устойчивым финансовым положением.
-
Согласно пункту 1.4.6 Положения участник должен иметь устойчивое финансовое положение и не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год в размере, превышающем 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участников закупки по данным их бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе участника на день рассмотрения заявки на участие в закупке соответствующим органом государственной власти не принято (в случаи наличия задолженности любого размера Участник обязан предоставить оригинал или нотариально заверенную копию справки из налоговой, с приложением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, датированную не ранее 45 (сорок пять) календарных дней до срока окончания подачи Заявок).
Таким образом, под наличием финансового положения подразумевается отсутствие у участника задолженностей по обязательным платежам.
Следовательно, Закупочная документация Заказчика раскрывает понятие «устойчивое финансовое положение».
Комиссия приняла решение признать жалобу в части данного довода необоснованной.
-
-
Согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
-
Заказчиком в пункте 1.4.5 Закупочной документации установлены требования к участникам Закупки, в том числе, требование об отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведений об участнике Закупки.
Кроме того, согласно пункту 3.8.19 участник в составе Заявки на участие должен представить письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера Участника с информацией о том, что Участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.
Таким образом, Заказчиком установлено, что потенциальный участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить письмо за подписью руководителя/главного бухгалтера организации — участника, подтверждающее, что о данном участнике отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.
Вместе с тем, стоит отметить, что у антимонопольной службы отсутствует реестр недобросовестных поставщиков, ФАС России является лишь органом исполнительной власти, отвечающим за ведения данного реестра. Кроме того, требование о предъявлении каких-либо документов участниками закупочной процедуры неправомерно ввиду того, что сведения, вносимые в реестр находятся в свободной доступе на сайте ЕИС и могут быть проверены Заказчиком самостоятельно
Таким образом, ввиду вышеуказанного требования, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, в Закупочной документации не установлена дата начала и окончания сроков предоставления участникам (потенциальным участникам) разъяснений положений Конкурсной документации.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно извещению о проведении Закупки Заказчиком установлена дата начала и дата окончания срока предоставления разъяснений. Дата начала предоставления разъяснений с 28 октября 2016 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений по 02 ноября 2016 г.
Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлена дата начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации.
Комиссия приняла решение признать жалобу в части данного довода необоснованной.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации, а также в части неправомерного установления в Закупочной документации требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ и установления объема работ, которые должен выполнить субподрядчик при его привлечении; в остальной части — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, т. к. данные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.