Решение б/н Решение по жалобе ООО «Инспецпроект» на действия заказчика —... от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «Инспецпроект»

    115230, Москва, проезд Электролитный, д. 3б

     

  2. ПАО «Московская объединенная энергетическая компания»

    (ПАО «МОЭК»)

    119048, Москва, ул. Ефремова, д. 10

     

  3. ООО «ГазНефтеторг.ру»

    119334, Москва, ул. Вавилова, д. 5, к. 3, оф. 218

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-2455/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

19.12.2016 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей:

ООО «Инспецпроект»

ПАО «МОЭК» Светогор

рассмотрев жалобу ООО «Инспецпроект» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ПАО «МОЭК» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса цен в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по перекладке тепловых сетей на объектах ПАО «МОЭК» (реестровый № 31604266602) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

  • в нераскрытии порядка оценки критериев и сопоставления заявок участников;

  • в неправомерном направлении дозапросов участникам Закупки;

  • в неправомерном установлении в Закупочной документации требования о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией;

  • из документации невозможно установить что подразумевается под обладаем участниками Закупки устойчивости финансового положения;

  • в неправомерном установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации;

  • в неправомерном установлении требований в Закупочной документации, предъявляемых к соисполнителям/субподрядчикам (п. 4. 18, 4.19 ИК, п. 1.6.2 документации);

  • в Закупочной документации не установлена дата начала и окончания сроков предоставления участникам (потенциальным участникам) разъяснений положений Конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 1 частьи 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение), размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru Единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС).

Согласно представленным материалам и информации в ЕИС 28.10.2016 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 08.11.2016. Подведение итогов — 30.12.2016.

Согласно протоколу от 29.11.2016 №846-Т/16 Заявитель является участником Закупки.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Заказчиком в приложении №3 к Закупочной документации установлена методика и критерии оценки заявок на участие в Закупке.

Согласно пункту 1 (оценка квалификации участника) вышеуказанной методики Заказчиком установлен критерий оценки «Успешный опыт выполнения работ аналогичных предмету запроса предложений*, за последние 3 года, предшествующие дате объявления процедуры закупки (кол-во договоров)».

(*Опыт выполнения работ, аналогичных предмету запроса предложений – разработка рабочей и/или проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства и/или тепловых сетей и/или тепловых пунктов.)

Предмет оценки: количество представленных в заявке Участника выполненных договоров от Заказчиков.

В зависимости от представленного количество договоров участнику присваивается определенное количество баллов:

Кол-во договоров

Кол-во баллов

5

10

4

8

3

6

2

4

1

2

0

0

Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлен критерий оценки, согласно которому Заказчиком оценивается опыт работ по разработке рабочей и/или проектной документации по строительству и/или реконструкции и/или ремонту объектов капитального строительства и/или тепловых сетей и/или тепловых пунктов за последние 3 года, до момента объявления Закупки, который подтверждается договорами на любую сумму. Кроме того, Заказчиком указано, что в зависимости от количества договоров, представленных в составе заявки на участие в Закупке, участнику присваивается определенное количество баллов, указанное к методике оценки.

Согласно пункту 1 (оценка технического предложения) методики Заказчиком установлен критерий оценки «Соответствие технического предложения Участника требованиям технического задания Заказчика».

Предмет оценки: техническое предложение Участника на предмет соответствия требованиям технического задания Заказчика.

Принцип учета критерия:

10 баллов - «Соответствует в полном объеме». Техническое предложение соответствует в полном объеме техническому заданию Заказчика;

0 баллов - «Не соответствует». Техническое предложение не соответствует техническому заданию Заказчика, исключая возможность выполнения работ/оказания услуг.

Таким образом, Заказчиком установлен критерий оценки технического предложения, согласно которому, Заказчиком присваивается 10 баллов в случае полного соответствия Технического предложения участника требованиям Технического задания Заказчика, в ином случае участнику присваивается 0 баллов.

Следовательно, Заказчиком в Закупочной документации раскрыт порядок оценки критериев и сопоставления заявок участников Закупки, обжалуемых Заявителем.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части нераскрытии порядка оценки критериев и сопоставления заявок участников необоснованной.

    1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно были направлены дополнительные запросы участникам Закупки.

Согласно пункту 2.9.6 Закупочной документации Организатор вправе запросить Участников запроса предложений о предоставлении разъяснений положений, поданных ими заявок на участие в запросе предложений, а также о предоставлении отсутствующих документов, определенных документацией о запросе предложений, в случае принятия такого решения, в рамках проведения дополнительного анализа и оценки заявок, Комиссией по подведению итогов запросов предложений

Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлена возможность направления участникам Закупки запроса разъяснений положений, поданных заявок, определенных документов.

Согласно пояснениям Заказчика, в ходе этапа рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки, Заказчиком в адрес всех участников, в том числе в адрес Заявителя, были направлены запросы в рамках квалификационных требований к участникам.

Следовательно, ввиду того, что Заказчиком были направлены запросы в адрес всех участников Закупки, а также ввиду того, что Заказчиком предусмотрена возможность направления запросов, в действиях Заказчика нет нарушений действующего законодательства, права каждого из участников, по причине направления запросов, не ущемлены.

Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя в части вышеуказанного довода, необоснованной.

    1. Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту 4 пункта 4.19 Информационной карты Закупочной документации Заказчиком установлены требования к участникам закупки (субподрядчикам/соисполнителям), в том числе, Наличие выданного саморегулируемой организацией в области, подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующего свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительств, а именно:

II. Виды работ по подготовке проектной документации

1. Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка:

1.1. Работы по подготовке генерального плана земельного участка;

1.2. Работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта;

1.3. Работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения;

3. Работы по подготовке конструктивных решений;

4. Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

4.1. Работы по подготовке проектов внутренних инженерных систем отопления, вентиляции, кондиционирования, противодымной вентиляции, теплоснабжения и холодоснабжения;

5. Работы по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий:

5.1. Работы по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений

6. Работы по подготовке технологических решений:

6.1. Работы по подготовке технологических решений жилых зданий и их комплексов;

6.2. Работы по подготовке технологических решений общественных зданий и сооружений и их комплексов;

6.3. Работы по подготовке технологических решений производственных зданий и сооружений и их комплексов

9. Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;

10. Работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

12. Работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений;

13. Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком).

Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлено требование о предоставлении свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.

Кроме того, согласно пункту 4.8 Информационной карты Закупочной документации Заказчиком установлено, что возможно привлечение для выполнения работ субподрядчика, но в объеме, не превышающем 30% от общего перечня работ, являющихся предметом конкурентной закупки.

Согласно пункту 1.6.3 Закупочной документации Участник при условии привлечения субподрядчиков/ соисполнителей исполнения обязательств по Договору, обязуется выполнить работы, собственными силами в объеме не менее, предусмотренного п. 4.19 информационной карты Документации процента, от общей их стоимости, которая будет заявлена им в его Заявке. При нарушении данного условия Организатор вправе отклонить такое предложение от участия в Запросе предложений.

Согласно подпункту 2 пункта 4.19 Информационной карты Закупочной документации участник при условии привлечения субподрядчиков/ соисполнителей исполнения обязательств по Договору, обязуется выполнить работы собственными силами в объеме не менее 70 (семидесяти) процентов от общей их стоимости (в случае отсутствия необходимых документов/лицензий/МТР и т.д. у Участника, при условии привлечения Субподрядчика/Соисполнителя, Участник обязан предоставить в составе заявки подтверждение недостающих требований (п. 4.19 Информационной карты) с учетом документов привлекаемого Субподрядчика/Соисполнителя.);

Таким образом, Заказчик в Закупочной документации указал, что Заявитель имеет право привлечения субподрядной организации, но в объеме не более 30%.

Вместе с тем, относительно вышеуказанных, противоречивых требований Комиссия отметила следующее.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство,организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе з^азанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

Вышеуказанные требования Заказчика, в части предоставления участником закупки в составе заявки на участие в той или иной закупочной процедуре собственного свидетельства о допуске к работам, которые могут быть выполнены субподрядными организациями, в том числе в полном объеме, недопустимо, поскольку участник закупки на основании допуска к работам по организации строительства может привлечь для выполнения отдельных видов работ субподрядные организации.

Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта и т.д. привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Кроме того, установление процентного соотношения объема выполняемых работ между непосредственным исполнителем и субподрядчиком также неправомерно, ввиду того, что полную ответственность перед Заказчиком несет победитель Закупки вне зависимости от объема выполненных работ непосредственным исполнителем и субподрядчиком. Выполнение большего процента работ субподрядчиком не свидетельствует о неисполнении условий договора.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, ввиду неправомерного установления вышеуказанных требований в Закупочной документации Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия приняла решение признать жалобу в части неправомерного установления в Закупочной документации требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ и установления объема работ, которые должен выполнить субподрядчик при его привлечении, обоснованной.

    1. Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлено, что участник Закупки должен обладать устойчивостью финансового положения, платежеспособностью, кредитоспособностью вместе с тем, из документации не возможно установить, что Заказчик подразумевает под устойчивым финансовым положением.

Согласно пункту 1.4.6 Положения участник должен иметь устойчивое финансовое положение и не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год в размере, превышающем 25 (двадцать пять) процентов балансовой стоимости активов участников закупки по данным их бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. При наличии задолженности участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе участника на день рассмотрения заявки на участие в закупке соответствующим органом государственной власти не принято (в случаи наличия задолженности любого размера Участник обязан предоставить оригинал или нотариально заверенную копию справки из налоговой, с приложением справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, датированную не ранее 45 (сорок пять) календарных дней до срока окончания подачи Заявок).

Таким образом, под наличием финансового положения подразумевается отсутствие у участника задолженностей по обязательным платежам.

Следовательно, Закупочная документация Заказчика раскрывает понятие «устойчивое финансовое положение».

Комиссия приняла решение признать жалобу в части данного довода необоснованной.

    1. Согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Заказчиком в пункте 1.4.5 Закупочной документации установлены требования к участникам Закупки, в том числе, требование об отсутствовать в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых осуществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведений об участнике Закупки.

Кроме того, согласно пункту 3.8.19 участник в составе Заявки на участие должен представить письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера Участника с информацией о том, что Участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.

Таким образом, Заказчиком установлено, что потенциальный участник в составе заявки на участие в Закупке должен представить письмо за подписью руководителя/главного бухгалтера организации — участника, подтверждающее, что о данном участнике отсутствуют сведения в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.

Вместе с тем, стоит отметить, что у антимонопольной службы отсутствует реестр недобросовестных поставщиков, ФАС России является лишь органом исполнительной власти, отвечающим за ведения данного реестра. Кроме того, требование о предъявлении каких-либо документов участниками закупочной процедуры неправомерно ввиду того, что сведения, вносимые в реестр находятся в свободной доступе на сайте ЕИС и могут быть проверены Заказчиком самостоятельно

Таким образом, ввиду вышеуказанного требования, Заказчиком нарушен пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в части неправомерного установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации.

6. Согласно доводам жалобы Заявителя, в Закупочной документации не установлена дата начала и окончания сроков предоставления участникам (потенциальным участникам) разъяснений положений Конкурсной документации.

Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно извещению о проведении Закупки Заказчиком установлена дата начала и дата окончания срока предоставления разъяснений. Дата начала предоставления разъяснений с 28 октября 2016 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений по 02 ноября 2016 г.

Таким образом, Заказчиком в Закупочной документации установлена дата начала и окончания предоставления участникам разъяснений положений документации.

Комиссия приняла решение признать жалобу в части данного довода необоснованной.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установлении требований в пунктах 1.4.5, 3.8.19 Закупочной документации, а также в части неправомерного установления в Закупочной документации требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией на определенные виды работ и установления объема работ, которые должен выполнить субподрядчик при его привлечении; в остальной части — необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 часть 1 статьи 3 Закона о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, т. к. данные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны