Решение б/н Решение и предписание по жалобе СПАО «РЕСО-Гарантия» на дейс... от 29 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. СПАО «РЕСО-Гарантия»

пр-д Нагорный, д. 6, Москва, 117105

 

  1. ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»
    ул. Б. Якиманка, д. 38, Москва, 119049
     

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2465/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в присутствии представителей:

от СПАО «РЕСО-Гарантия»

от ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»

а также в присутствии представителей третьих лиц:

от ООО «МСК «АйАйСи»:

от СПАО «Ингосстрах»:

от ОАО «Альфа-Страхование»:

от СК «ВТБ Страхование»:

рассмотрев жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее — Общество, Заявитель) на действия организатора торгов — ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» (далее — Организатор торгов, Учреждение) при проведении открытого конкурса по отбору страховых организаций на право заключения договора о реализации системы страхования в жилищной сфере города Москвы (реестровый № 01-РСЖС/2017) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Организатора торгов выразилось в следующем:

    1. проведение рассматриваемого Конкурса не в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Законом о закупках) или Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе);

    2. установление требований, ограничивающих конкуренцию и создание дискриминационных условий;

    3. в установлении затрудненного поиска информации о проведении Конкурса потенциальными участниками процедуры;

    4. установление необоснованных критериев и порядка оценки заявок на участие в Конкурсе;

    5. включение в проект договора прайс-листа платных услуг, оказываемых Организатором торгов, в то время как объем ряда параметров, исходя из которых рассчитывается цена таких услуг, оценивается в рамках критерия качества оказания услуг;

    6. в неправомерном установлении фиксированного, не подтвержденного размера затрат на изготовление и направление свидетельств о страховании жилого помещения, а также завышении затрат в несколько раз по сравнению с действительной стоимостью работ (услуг);

    7. в неправомерном установлении требования о заключении договора по итогам проведения Конкурса не позднее 5 дней с момента опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе;

    8. в отсутствии в Конкурсной документации начальной (максимальной) цены.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На официальном сайте ГБУ «Городской центр имущественных платежей и жилищного страхования» по адресу http://www.gcgs.ru/insurance-companies/tender (далее — Официальный сайт) 29.09.2017 размещено извещение о проведении Конкурса. Дата окончания подачи заявок — 30.10.2017, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе — до 20.11.2017.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 31.10.2017 № 1 по лоту № 1 подано две заявки, по лоту № 2 подано две заявки, по лоту № 3 подано две заявки, по лоту № 4 подана одна заявка, по лоту № 5 подано две заявки, по лоту № 6 подана одна заявка, по лоту № 7 подана одна заявка, по лоту № 8 подано три заявки (в том числе и заявка Общества), по лоту № 9 подано четыре заявки (в том числе и заявка Общества), по лоту № 10 подано две заявки.

В соответствии с доводом жалобы Заявителем обжалуются действия Организатора торгов, выразившиеся в проведении рассматриваемого Конкурса не в рамках положений Закона о закупках или Закона о контрактной системе.

Комиссией, исходя из представленных в материалы настоящего дела сведений и документов, а также пояснений участвующих в деле лиц установлено следующее.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе названный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 названного закона.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлено, что целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

С учетом изложенного, названные законы регламентируют порядок проведения конкурентных и закупочных процедур, проводимых в целях удовлетворения нужд заказчиков.

ГБУ «Городской центр жилищного страхования» организован Конкурс по отбору страховых организаций на право заключения договора о реализации системы страхования в жилищной сфере города Москвы. Указанная система страхования регламентируется Положением о системе страхования в городе Москве жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 01.10.2002 № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве» (далее — Постановление № 821-ПП).

Постановлением № 821-ПП утверждено Положение о системе страхования в городе Москве жилых помещений (далее — Положение о системе страхования), устанавливающее взаимоотношения участников системы страхования в городе Москве жилых помещений, определяет объекты страхования и перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых производится возмещение убытков.

Согласно пункту 2.1 Положения о системе страхования страхователями жилых помещений могут выступать: зарегистрированные в них по месту жительства (собственники жилых помещений или наниматели жилых помещений государственного жилищного фонда, а также их законные представители; наниматели жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных по договору аренды организациям и предприятиям; пользователи жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и переданных им по договору купли-продажи с рассрочкой платежа), не зарегистрированные в них по месту жительства собственники, предоставившие эти жилые помещения на законных основаниях в пользование гражданам, состоящим на жилищном учете.

Исходя из пункта 3 Постановления № 821-ПП следует, что страхование жилых помещений на условиях Положения о системе страхования проводится на принципе добровольности с использованием механизма уплаты страховых взносов при помощи платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг и с учетом изложенных в разделе 5 Положения обязательств Правительства Москвы по возмещению ущерба, причиненного в результате страховых случаев жилым помещениям.

В целях дальнейшего развития и совершенствования комплексной системы страхования в жилищной сфере, проведения социально ориентированной политики реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации в городе Москве при страховании общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах Постановлением Правительства Москвы от 13.06.2006 № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах» учреждено Положение о страховании общего имущества в многоквартирных домах в городе Москве (далее — Положение о страховании общего имущества), устанавливающее основные принципы страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в городе Москве, определяющее объекты страхования и перечень событий (страховых случаев), при наступлении которых производится возмещение убытков.

Ущерб, причиненный в результате страховых случаев объектам общего имущества в многоквартирных домах, возмещается из средств страховых организаций и бюджетных средств. Соотношение размеров обязательств страховых организаций и Правительства Москвы устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Москвы (пункт 1.5 Положения о страховании общего имущества).

Согласно пункту 1.7 Положения о страховании общего имущества страхователями общего имущества на основании поручения, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проведенного в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, в пределах переданных полномочий и с вытекающими из договора страхования правами и обязанностями могут выступать: собственники помещений в многоквартирных домах жилищного фонда в городе Москве; действующее в доме товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, созданный собственниками помещений в целях управления общим имуществом и обеспечения жилищно-коммунальными услугами; управляющая организация, выбранная собственниками помещений.

В соответствии с пунктом 1.10 Положения о страховании общего имущества участие страховщиков в страховании общего имущества осуществляется на основании договоров с Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищного страхования», заключаемых по итогам конкурсного отбора страховых организаций для осуществления добровольного страхования объектов в жилищной сфере города Москвы.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 7.2 Постановления № 821-ПП исходя из которого следует, что отбор страховых организаций для участия в системе страхования в городе Москве жилых помещений осуществляется на конкурсной основе.

Исходя из письменных пояснений Организатора торгов следует, что целью проведения Конкурса является отбор страховых организаций для реализации совместно с Учреждением программы страхования в жилищной сфере города Москвы. При этом услуги страховых организаций между Учреждением и страховыми организациями не заключаются. Кроме того, Правительство Москвы производит выплаты бюджетных средств при страховом случае только физическим лицам — участникам системы страхования.

Согласно пункту 7.1 Постановления № 821-ПП ГБУ «Городской центр жилищного страхования» является уполномоченной Правительством Москвы организацией по реализации системы страховой защиты жилищного фонда в городе Москве и исполнению обязательств Правительства Москвы.

Пунктом 3.7 Постановления № 391-ПП также предусмотренно, что организацией, уполномоченной Правительством Москвы обеспечивать реализацию страховой защиты общего имущества и исполнять обязательства Правительства Москвы, является ГБУ «Городской центр жилищного страхования».

На основании изложенного следует, что Организатором торгов проведен Конкурс на основании Постановления № 391-ПП, а также Постановления № 821-ПП.

При этом доказательств неправомерности проведения данного Конкурса на основании перечисленных выше нормативно правовых актов Заявителем на заседании Комиссии не представлено.

Относительно довода Заявителя об установлении требований, ограничивающих конкуренцию и создании дискриминационных условий, Организатор торгов при рассмотрении жалобы Общества сообщил, что отбор страховых организаций для участия в системе страхования жилых помещений в городе Москве не создает ограничений для жителей города Москвы по самостоятельному приобретению услуг страховой компании по имущественному страхованию, не связанных с получением выплат из бюджета города Москвы. К участию в Конкурсе были допущены все страховые компании, подавшие заявки на участие в Конкурсе. С целью обеспечения конкуренции Организатором Конкурса были определены лоты, соответствующие административным округам в городе Москве, и установлено правило, по которому одна компания не может подать заявку более чем на два лота одновременно.

Кроме того, исходя из части I Конкурсной документации участником конкурса может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, имеющее лицензию (разрешение) на осуществление имущественного страхования соответствующего вида, полученную в установленном Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» порядке.

При этом на заседании Комиссии Заявителем не представлено доказательств ограничения конкуренции среди участников Конкурса.

Согласно доводу жалобы Заявитель обжалует установление затрудненного поиска информации о проведении Конкурса потенциальными участниками процедуры.

Как было указано ранее, извещение о проведении Конкурса и Конкурсная документация были размещены на Официальном сайте Организатора торгов.

В соответствии с пояснениями, представленными на заседании Комиссии Организатором торгов следует, что Официальный сайт является общепринятым средством информационного обеспечения потенциальных участников о проводимых Организатором торгов процедурах.

Учитывая, что требования Закона о контрактной системе, Закона о закупках не распространяются на порядок проведения Конкурса, а также то обстоятельство, что ни Постановлением № 391-ПП, ни Постановлением № 821-ПП не установлены какие-либо требования относительно информационного обеспечения Конкурса, Комиссией не усматривается в действиях Организатора торгов нарушения действующего законодательства Российско й Федерации (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

Кроме того, Заявитель, ознакомившись с положениями Конкурсной документации, подал заявку на участие в Конкурсе (допущен до участия в Конкурсе), что свидетельствует о доступности спорной информации.

Относительно довода Заявителя о включении в проект договора прайс-листа платных услуг, оказываемых Организатором торгов, в то время как объем ряда параметров, исходя из которых рассчитывается цена таких услуг, оценивается в рамках критерия качества оказания услуг, Организатор торгов и представитель СПАО «Ингосстрах» на заседании Комиссии пояснили, что платные услуги страховым организациям оказываются Организатором торгов только при условии заключения соответствующего договора исключительно на добровольной основе. Объем планируемых затрат на организацию рекламно-информационной работы и финансирование предупредительных мероприятий — важный фактор, обеспечивающий успешную реализацию системы страхования, ввиду чего и подлежит оцениванию со стороны Организатора торгов.

Между тем, как указывает Организатор торгов, наличие предложений участника по заключению договоров платных услуг не являлось критерием оценки. При оценки предложений участника по показателям № 1.10 и 1.12 Организатору торгов необходимо было увидеть готовность страховой компании по планированию расходов в объеме, гарантирующем качественное информационное сопровождение реализации программы, а также готовность к расходованию средств на выполнение предупредительных мероприятий.

При этом доказательств обратного Заявителем на заседании Комиссии не представлено.

Что касается довода Заявителя об отсутствии в Конкурсной документации начальной (максимальной) цены, Организатор торгов сообщил, что в рамках проводимой процедуры ввиду ее специфики не требуется установление начальной (максимальной) цены договора (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

Относительно довода жалобы Заявителем обжалуется неправомерное установление фиксированного, не подтвержденного размера затрат на изготовление и направление свидетельств о страховании жилого помещения, а также завышении затрат в несколько раз по сравнению с действительной стоимостью работ (услуг), Организатор торгов пояснил, что данный объем финансирования определен последним по результатам анализа выполнения городской программы страхования в 2014-2017 года. Организатору торгов важно было увидеть готовность страховой компании к планированию расходов по изготовлению и рассылке страховых свидетельств в установленных размерах. При расходовании средств по данному направлению фактические расходы страховой компании могут отличаться от установленных договором с Учреждением при сохранении качества выполняемой работы. При этом страховщик вправе организовать рассылку самостоятельно, в соответствии с конкурсными предложениями, исходя из определяемой им стоимости и услуг. Кроме того, Организатор торгов сообщил, что стоимость изготовления и рассылки страховых свидетельств не является критерием оценки предложений участников.

Комиссия отмечает, что в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее — Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая положения частей 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с формированием начальной (максимальной) цены договора.

Кроме того, Заявитель, подавая заявку на участие в Конкуре, согласился с условиями Конкурсной документации, в том числе в рассматриваемых выше частях.

Таким образом, обжаловать положения Конкурсной документации после окончания срока подачи заявок, Комиссия считает нецелесообразным и недопустимым, так как ведет к затягиванию процесса удовлетворения потребностей страхователей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя в рассмотренной выше части необоснованной.

Относительно довода Заявителя об установлении необоснованных критериев и порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 5.2.5 Конкурсной документации заявки на участие в конкурсе участников конкурса оцениваются исходя из следующих критериев (пункт 8.23 части III «Информационной карты Конкурса») стоимостный критерий указанный в приложении 1 к части III «Информационной карты Конкурса», нестоимостные критерии, установленные в приложении 1 к части III «Информационной карты Конкурса».

Пунктом 5.2.6 Конкурсной документации установлено, что содержание и значимость критериев установлены в приложении 1 к части III «Информационной карты Конкурса».

Оценка заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, осуществляется непосредственно конкурсной комиссией исходя из критериев оценки заявок на участие в конкурсе и величин их значимости, указанных в приложении 1 к части III «Информационной карты Конкурса» (пункту 5.2.7 Конкурсной документации).

Согласно пункту 5.2.8 Конкурсной документации на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условиях исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.

В соответствии с пунктом 8.23 Информационной карты критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость указаны в Приложении № 1 к названной карте.

Исходя из приложения № 1 к Информационной карты конкурса установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкуре (лоте), их содержание, значимость и порядок оценки:

№ п/п

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и их содержание

Наименование показателя

Диапазон значения показателя

Максимальное количество Баллов (К)

Значимость в %

Критерия в % (КЗх100)

Показатели в % (ВЗ)

1

2

3

4

5

6

7

 

СТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ

 

 

 

20

 

1

Предложения по условиям страхования (отношение страховой суммы. Определенной договором страхования, к страховой стоимости, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами города Москвы для целей настоящего страхования)

1

Основное предложение условий страхования

ЦБ1.1

ЦБ1.1 <85%

0

 

40

85% < ЦБ1.1

0

ЦБ1.1=85%

100

2

Альтернативное предложение условий страхования жилых помещений

ЦБ1.2

ЦБ1.2 <95%

0

 

20

95% < ЦБ1.2

0

ЦБ1.2=95%

100

3

Страхование объектов общего имущества

ЦБ1.3

ЦБ1.3 <75%

0

 

40

75% < ЦБ1.3

0

ЦБ1.3=75%

100

 

НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ

 

 

 

 

 

1

Качество услуг (НЦБ)

 

 

 

50

 

1.1

Содержание:

Показателя полноты страхового покрытия, характеризующие уровень страховой защиты, предложения по выполнению требований в рамках реализации системы страхования

КБ1.1

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

1.2

Предложения по организации работы при реализации системы страхования в жилищной сфере города Москвы, в том числе по обеспечению контроля качества оказания услуг, организации работы подразделений страховщика для обслуживания населения, организации рассылки комплектов страховых документов

КБ1.2

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

15

1.3

Качество применяемых условий страхования жилых помещений, в том числе предлагаемые формы и содержание страховых документов, а также порядка организации страховых выплат

КБ1.3

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

1.4

Качество применяемых условий страхования общего имущества, в том числе предлагаемый перечень документов, необходимых для заключения договора страхования, а также порядок заключения договоров страхования и организации страховых выплат

КБ1.4

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

1.5

Предложения о сроках осмотра застрахованных объектов при наступлении страхового события (рабочие дни)

КБ1.5

КБ1.5<3

0

 

1

3≤КБ1.5≤5

100

КБ1.5>5

0

1.6

Предложения о сроках выплаты страхового возмещения при страховании жилых помещений и объектов общего имущества (рабочие дни)

КБ1.6

КБ1.6<5

0

 

3

5≤КБ1.6≤7

100

КБ1.6>7

0

1.7

Предложения о сроках передачи участником конкурса Организатору материалов страхового расследования для выполнения обязательств Правительства Москвы при страховании жилых помещений и объектов общего имущества (рабочие дни)

КБ1.7

КБ1.7<3

0

 

1

3≤КБ1.7≤5

100

КБ1.7>5

0

1.8

Предложения, направленные на достижение прогнозных показателей по количеству жилых помещений, участвующих в программе страхования, объектов общего имущества собственников помещений и результаты, планируемые при их реализации

КБ1.8

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

1.9

Предложения по формам и методам организации и проведения

рекламно

-информационной работы с населением, управляющими

организациями, жилищными/жилищно

-строительными

кооперативами и ТСЖ по разъяснению условий системы

страхования в жилищной сфере города Москвы

КБ1.9

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

1.10

Предложения по объему средств, направляемых на организацию и проведение рекламно-информационной работы (в процентах от брутто-сборов за каждый год)

КБ1.10

КБ1.10<3%

0

 

10

3%≤КБ1.10

100

1.11

Предложения по перечню мероприятий и механизму реализации финансирования мероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев

КБ1.11

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

5

1.12

Предложения по объему финансирования имероприятий, направленных на снижение вероятности наступления страховых случаев (в процентах от брутто-сборов за каждый год)

КБ1.12

КБ1.12<12,1%

0

 

10

12,1%≤КБ1.12

100

1.13

Описание автоматизированной информационной системы, обеспечивающей учет и контроль работ при реализации услуги, в том числе на этапах: подготовки, заключения и сопровождения договоров страхования (включая начисления, сбор и учет страховых взносов); урегулирования заявленных убытков; формирования отчетов в порядке, установленном Организатором (демоверсия, описание и презентация), а также алгоритмов автоматизированного разнесения страховых взносов по договорам страхования жилых помещений.

КБ1.13

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

2

Квалификация участника конкурса (НЦБ)

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Показатели, характеризующие возможность участника выполнять принятые обязательства как текущие, так и возникающие в ходе страховой деятельности, в том числе в рамках реализации системы страхования

 

 

 

 

 

2.1

Доля собственного капитала в пассивах (в %)

КБ2.1

0≤КБ2.1<10

80<КБ2.1=100

0

 

10

40<КБ2.1≤80

50

10<КБ2.1≤40

100

2.2

Рентабельность собственного капитала (в %)

КБ2.2

-∞≤КБ2.2<0

50<КБ2.2<+∞

0

 

10

0≤ КБ2.2<10

50

10≤ КБ2.2≤50

100

2.3

Уровень убыточности -нетто перестрахование по страхованию иному, чем страхование жизни (в %)

КБ2.3

85<КБ2.3<+∞

0

 

10

70<КБ2.3≤85

50

0≤КБ2.3≤70

100

2.4

Уровень покрытия инвестиционными активами страховых резервов (в %)

КБ2.4

-∞≤КБ2.4<50

0

 

10

50≤КБ2.4<100

50

100≤КБ2.4≤+∞

100

2.5

Текущая платежеспособность (в %)

КБ2.5

-∞≤КБ2.5<70

0

 

10

70≤КБ2.5<+∞

100

2.6

Доля ликвидных активов в общем объеме активов (в %)

КБ2.6

0≤КБ2.6<5

0

 

10

5≤КБ2.6<20

50

20≤КБ2.6≤100

100

2.7

Доля перестраховщиков в страховых резервах (в %)

КБ2.7

0≤КБ2.7<10

85≤КБ2.7=100

0

 

10

50<КБ2.7<85

50

10≤КБ2.≤50

100

2.8

Результат от операций страхования без учета изменения страховых резервов на 31.12.2016 (в тыс. руб.)

КБ2.8

-∞ ≤ КБ2.8≤ 0

0

 

10

0<КБ2.8 < ∞

100

2.9

Доля кредиторской задолженности в пассивах (в %)

КБ2.9

КБ2.9 >20

0

 

10

15 < КБ2.9 ≤ 20

50

0 < КБ2.9 ≤ 15

100

2.10

Предложения участника по составу и численности специалистов, которые будут привлечены к выполнению работ по реализации системы страхования в жилищной сфере города Москвы, с указанием уровня квалификации каждого специалиста, уровня образования, стажа работы в сфере страхования

КБ2.10

Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения

100

 

10

 

С учетом изложенного, в Конкурсной документации установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Учитывая, что в Постановлении № 821-ПП отсутствуют какие-либо требования относительно установления критериев оценки и сопоставления заявок Комиссией не усматривается в действиях Организатора нарушения действующего законодательства Российской Федерации.

При этом доказательств обратного на заседании Комиссии не представлено.

Довод Заявителя относительно применения Организатором торгов в предыдущих конкурентных процедурах иных интервалов оценки по показателям № 2.1 «Доля собственного капитала в пассивах (в %)», № 2.3 «Уровень убыточности-нетто перестрахование по страхованию иному, чем страхование жизни (в %)», № 2.5 «Текущая платежеспособность (в %)» от указанных выше, что, по мнению Общества, свидетельствует об обеспечении получения максимального балла по соответствующему подкритерию конкретным участником признается Комиссией несостоятельным, поскольку порядок проведения процедуры разрабатывается индивидуально в целях удовлетворения конкретных потребностей Организатора торгов.

При этом Заявителем не представлены доказательства ограничения конкуренции среди участников Конкурса посредством установления интервалов оценки по показателям, приведенных выше.

Исходя из доводов жалобы Заявитель отмечает отсутствие диапазона значений показателя/формулы расчета по показателям №№ 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.8, 1.9, 1.11, 1.13 критерия «Качество услуг», а также показателя № 2.10 критерия «Квалификация участника конкурса».

Согласно пункту 8 Правил оценки заявок, являющихся составной частью Конкурсной документации, для оценки заявок (предложений) по каждому показателю используется 100-балльная шкала оценки и устанавливается величина его значимости, в соответствии с которой будет проводится оценка.

Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей (пункт 11 Правил оценки заявок).

В соответствии с пунктом 13 Правил оценки заявок при оценке заявок по критерию «Качество услуг» наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству услуг.

Оценка проводится каждым членом конкурсной комиссии по степени выгодности предложений для Организатора на основании анализа представленных участником конкурса предложений. Максимальное значение показателя зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения (пункт 14 Правил оценки заявок).

В соответствии с пунктами 21, 22 и 23 Правил оценки заявок количество баллов, присуждаемых по показателям нестоимостных критериев оценки (КБ), определяется по формуле:

КБi=КkiхВЗki,

 

где:

Кki — среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии присуждаемых заявке (предложению) участника, предложение которого оценивается;

k — количество установленных показателей;

ВЗki — величика значимости показателя в процентах.

Рейтинг, присуждаемый заявке по нестоимостному критерию (НЦБ), определяется по формуле:

НЦБ1i=КЗх100х∑k1КБi,

где:

КЗ — коэффициент значимости критерия;

∑k1КБi — сумма в баллах всех показателей с учетом их значимости

Итоговый рейтинг заявки (предложения) вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявок (предложения).

С учетом изложенного, в Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Между тем, исходя из представленного выше порядка оценки Комиссии не представляется возможным установить, каким образом будут оцениваться предложения участников конкурса по спорным показателям, а также каким образом члены конкурсной комиссии определяют «степень выгодности предложения», по каким параметрам определяется «лучшее предложение».

Само понятие «степень выгодности предложения» является абстрактным и не позволяет участникам Конкурса самостоятельно определить количество присваиваемых баллов по спорным показателям, так как участникам не известно, что будет являться для Организатора торгов «выгодностью» и каким образом Организатор торгов будет присваивать баллы заявкам участников по спорным показателям, что в свою очередь может привести к субъективному порядку оценки заявок участников Конкурса.

Исходя из представленных в дело доказательств, Комиссия не может признать, что установленный Организатором торгов порядок оценки заявок позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно параметрах конкурсная комиссия производит оценку заявок по спорным показателям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Так, отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком по спорным показателям, не позволяет участникам Конкурса формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей Заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок.

Таким образом, определить правомерность присвоения баллов по спорным показателям и порядок выбора победителя, Комиссии не представляется возможным.

Исходя из представленных доказательств, действия Организатора торгов по разработке и утверждению рассматриваемой документации привели к тому, что оценка и сопоставление заявок по спорным показателям была осуществлена исключительно по субъективному усмотрению конкурсной комиссии, так как вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить порядок начисления баллов по показателям, что, в свою очередь, не позволяет участникам Конкурса получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданных заявок, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки, равные условия для их участия в торгах.

Как было указано ранее, отбор страховых организаций для участия в системе страхования в городе Москве жилых помещений осуществляется на конкурсной основе (пункт 1.10 Положения о страховании общего имущества, пункт 7.2 Постановления № 821-ПП).

В рамках проведения конкурсного отбора Комиссия считает, что обязательному доведению до сведения участников Конкурса подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов оценки и сопоставления их заявок на участие в процедуре, поскольку результаты конкурентной процедуры напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины присвоения соответствующего количества баллов, с тем, чтобы исключить возможность Организатором торгов в последующем субъективно трактовать причины такого присвоения и предоставить участникам процедуры возможность в случае несогласия с таким решением Организатора торгов оспорить его в установленном законом порядке.

Используемый Организатором торгов порядок оценки и сопоставления заявок должен быть объективным, исчисляемым, измеряемым и администрируемым, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой конкурентной процедуры, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой процедуры и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения Организатором торгов при оценке поданных заявок.

Ввиду отсутствия в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок по спорным показателям в действиях Организатора торгов усматривается нарушение положения пункта 1.10 Положения о страховании общего имущества, пункта 7.2 Постановления № 821-ПП.

Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной в рассмотренной выше части.

В то же время, в рассматриваемом случае Комиссия лишена возможности в административном порядке восстановить нарушенные права Заявителя путем выдачи предписания о необходимости внесения изменений в порядок оценки и (или) повторном проведении оценки заявок, поскольку по итогам проведения Конкурса заключены договоры.

Относительно довода Заявителя об установлении неправомерного требования о заключении договора по итогам проведения Конкурса не позднее 5 дней с момента опубликования протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссией установлено следующее.

Пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Согласно сведениям с Официального сайта при проведении Конкурса Организатором торгов был составлен протокол заседания конкурсной комиссии по процедуре рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 09.11.2017 № 2, определяющий победителей по лотам №№ 1-10.

Также, на заседание Комиссии Организатором торгов были представлены договоры, заключенные по результатам проведения Конкурса (ВАО: договор от 15.11.2017 № 08/18-20-РСЖС; ЮАО: договор от 15.11.2017 № 06/18-20-РСЖС; ЮВАО: договор от 15.11.2017 № 05/18-20-РСЖС; СВАО: договор от 15.11.2017 № 09/18-20-РСЖС; ЗелАО/ТиНАО: договор от 15.11.2017 № 010/18-20-РСЖС; САО: договор от 15.11.2017 № 01/18-20-РСЖС; ЗАО: договор от 15.11.2017 № 02/18-20-РСЖС; ЮЗАО: договор от 15.11.2017 № 03/18-20-РСЖС; СЗАО: договор от 15.11.2017 № 04/18-20-РСЖС; ЦАО: договор от 15.11.2017 № 07/18-20-РСЖС).

Таким образом, договоры по итогам проведения Конкурса заключены на шестой день опубликования итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 8.25 Информационной карты конкурса, являющейся составной частью Конкурсной документации, договор с победителем конкурса подписывается не позднее пяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.

Таким образом, Конкурсной документацией не установлен мораторий на заключение договора в десять дней.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Конкурсной документации срока заключения договора по результатам проведения конкурентной процедуры, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемая участником процедуры Конкурсная документация не должна вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Таким образом, норма пункта 8.25 Информационной карты конкурса, позволяющая заключать договор по итогам конкурентной процедуры не позднее пяти дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия считает необходимым выдать Организатору торгов предписание о необходимости руководствоваться положениями Закона о защите конкуренции в части соблюдения десяти дневного срока для заключения договоров по итогам проведения конкурентных процедур в рамках Постановлений №№ 821-ПП, 391-ПП.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Конкурса обоснованной в части отсутствия порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, заключения по итогам проведения Конкурса договоров на шестой день после опубликования итогового протокола, в остальной части необоснованной.

    2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 1.10 Положения о страховании общего имущества, пункта 7.2 Постановления № 821-ПП, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание о необходимости руководствоваться положениями Закона о защите конкуренции в части соблюдения десяти дневного срока для заключения договоров по итогам проведения вновь объявленных конкурентных процедур в рамках Постановлений №№ 821-ПП, 391-ПП.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

1. СПАО «РЕСО-Гарантия»

пр-д Нагорный, д. 6, Москва, 117105

 

2. ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования»
ул. Б. Якиманка, д. 38, Москва, 119049
 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2465/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

27.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), на основании решения Комиссии от 27.11.2017 по делу № 1-00-2465/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования» при объявлении новых конкурентных процедур руководствоваться положениями Закона о защите конкуренции в части соблюдения десяти дневного срока для заключения договоров по итогам проведения конкурентных процедур в рамках Постановления Правительства Москвы от 01.10.2002 № 821-ПП «О мерах по дальнейшему развитию страхования жилых помещений в городе Москве», а также Постановления Правительства Москвы от 13.06.2006 № 391-ПП «О мерах по развитию страхования общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах».

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны