Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ПрофитСервис» на действ... от 15 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «ПрофитСервис»
ул. Авиаконструктора Микояна, д. 12, оф. 3, Москва, 125252
-
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт фундаментальной и прикладной паразитологии животных и растений имени К.И. Скрябина»
(ФГБНУ «ВНИИП им. К.И. Скрябина»)
ул. Б. Черемушкинская, д. 28, Москва, 117218
-
ЗАО «Сбербанк-АСТ»
пер. Б. Саввинский, д.12, стр.9, Москва, 119435
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2489/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии представителей:
от заказчика — ФГБНУ «ВНИИП им. К.И. Скрябина»,
в отсутствие ООО «ПрофитСервис», ЗАО «Сбербанк-АСТ» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 23.11.2017 № ИГ/60274/17),
рассмотрев жалобу ООО «ПрофитСервис» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ФГБНУ «ВНИИП им. К.И. Скрябина» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ежедневной комплексной и дневной поддерживающей уборке помещений (реестровый № 31705688379) (далее — Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требований Аукционной документации, несоответствии установленных требований Положению о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
31.10.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 21.11.2017, дата рассмотрения заявок - 22.11.2017, дата подведения итогов Закупки – 24.11.2017.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участнику, не соответствующее Положению о закупках, а также требование о соответствии участника постановлению Правительства, утратившему силу.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 раздела 1.2 Требования к участникам закупки Аукционной документации при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
-участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ);
-соответствие участника Указу Президента Российской Федерации от 28.11.2015 № 583 «О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики». Организации под юрисдикцией Турции, а также организации, контролируемые гражданами Турции и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не вправе выполнять работы, оказывать услуги для государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457, письмо Минэкономразвития России № 12589-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/28993/16 от 28.04.2016).
Пунктом 5.1 Положения о закупках установлен перечень обязательных требований к участникам закупки, в том числе: неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренной КоАП РФ.
Таким образом, Положением о закупках установлен закрытый перечень допустимых к установлению в документации обязательных требований к участникам закупок. При этом данный перечень не предусматривает возможность установления в документации требования к участнику об отсутствии в течение двух лет до момента подачи заявки административной ответственности за совершение административного правонарушения (статья 19.28 КоАП РФ).
В связи с чем, включение в Аукционную документацию указанного требования противоречит требованиям Положения о закупках Заказчика.
Кроме того, согласно тексту жалобы, указанное постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено», утратило силу с 09.06.2017, что не оспаривается Заказчиком.
Доказательств правомерности включения в Аукционную документацию требований к участникам, не соответствующим требованиям Положения о закупках, а также соответствия правовому акту, утратившему силу, не представлено, а Комиссией не установлено.
К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Указанные принципы не могут быть признаны соблюденными при неправомерном включении в Аукционную документации требований к участникам.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 5.1 Положения о закупках, в связи с чем жалоба в части неправомерного установления указанных требований признается обоснованной.
Также Заявителем обжалуется неправомерное установление Заказчиком противоречивых условий Аукционной документации в части сроков оплаты и оказания услуг.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
-форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Аналогичные требования установлены пунктом 6.2.1 Положения о закупках.
Согласно пункту 33 раздела 1.4 Аукционной документации оплата производится Заказчиком ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 10-ти банковских дней с момента подписания сторонами акта приема-передачи товара, товарной накладной, на основании выставленного поставщиком счета-фактуры (счета).
Пунктом 2.2 Проекта договора Аукционной документации установлено, что оплата по настоящему договору будет производиться в рублях, безналичным расчётом на расчетный счет исполнителя до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, согласно счета, счет-фактуры, акта приема-сдачи оказанных услуг подписанного сторонами.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, указанный срок 10 банковских дней не противоречит и укладывается в календарный период 15 дней.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного, в связи с чем жалоба признается необоснованной в указанной части.
Пунктом 3 Технического задания Аукционной документации установлен срок оказания услуг: с 01 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г.
В соответствии с пунктом 3.1 Проекта договора Аукционной документации исполнитель обязуется оказать услуги в следующие сроки:
дата начала оказания услуг - с 01 декабря 2018 г.
дата окончания оказания услуг - 31 декабря 2018 г.
Таким образом, Заказчиком в составе Аукционной документации установлены различные даты начала оказания услуг: 01.01.2018 и 01.12.2018.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, данный факт обусловлен наличием технической ошибки, при этом Заказчиком 17.11.2017 в ЕИС были размещены разъяснения положений Аукционной документации, согласно которым срок оказания услуг: с 01.01.2018 по 31.12.2018.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что указанные разъяснения были размещены в ЕИС 17.11.2017 в 17:42, тогда как срок окончания подачи заявок - 21.11.2017 в 07:00. Таким образом, после размещения разъяснений потенциальные участники имели только 1 рабочий день (20.11.2017) для подачи заявки, что могло привести к ограничению количества участников Аукциона.
Заказчиком доказательств обратного не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 6.2.1 Положения о закупках.
Комиссия, основываясь на представленных сторонами сведениях, решила признать жалобу обоснованной в части неправомерного установления срока оказания услуг.
Кроме того, Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком требований к товару.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Аналогичные требования установлены пунктом 6.2.1 Положения о закупках.
Пунктом 4.9 Технического задания установлены требования к качественным характеристикам работ и услуг, требования к функциональным характеристикам товаров, в том числе подлежащих использованию при выполнении работ, оказании услуг.
При этом Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил объективных доказательств избыточности установленных требований, невозможности поставки товаров, соответствующих установленным требованиям, а также доказательств ограничения его прав и законных интересов.
Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств ограничения его прав и законных интересов.
В связи с чем, ввиду недоказанности довода, жалоба признается необоснованной в указанной части.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного установления требований к участникам Аукциона, а также срока оказания услуг, в остальной части — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 4, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 5.1, 6.2.1 Положения о закупках.
-
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 1-00-2489/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
27.11.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия),
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 27.11.2017 по делу № 1-00-2489/77-17,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ФГБНУ «ВНИИП им. К.И. Скрябина» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по ежедневной комплексной и дневной поддерживающей уборке помещений (реестровый № 31705688379) (далее — Аукцион), а именно:
-
-
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
-
Заказчику вернуть участникам Аукциона ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.
-
Заказчику внести изменения в Аукционную документацию с учетом решения Комиссии от 27.11.2017 по делу № 1-00-2489/77-17.
-
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Аукционе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Аукционную документацию до даты окончания приема заявок.
-
Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Аукциона с учетом решения Комиссии от 27.11.2017 по делу № 1-00-2489/77-17.
-
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в сети Интернет.
-
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.03.2018.
-
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.03.2018 с приложением подтверждающих документов.
-
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.