Решение б/н Решение по жалобе МОО «Единство и честь» на действия заказчи... от 19 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. МОО «Единство и честь»

ул. Болотниковская, д. 36, корп. 3, пом. 5, комн. 1, Москва, 117149
 

  1. Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК»)
    ул. Маши Порываевой, д.34, Москва, 107078

     

  2. ЭТЗП ОАО «РЖД»

ул. Новая Басманная, д. 2, Москва, 107174
 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2504/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

30.11.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей:

от заявителя — МОО «Единство и честь»,

от заказчика — АО «ФПК»,

ОАО «РЖД»,

рассмотрев жалобу МОО «Единство и честь» (далее — Заявитель) на действия заказчика — АО «ФПК» (далее — Заказчик) при проведении предварительного отбора с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для оказания услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности (реестровый № 31705693871) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в неправомерном установлении требований Закупочной документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 01.11.2017. Согласно извещению о проведении Закупки, дата окончания приема заявок - 22.11.2017, дата рассмотрения заявок - 04.12.2017, дата подведения итогов — 05.12.2017.

Согласно протоколу вскрытия заявок от 22.11.2017 № 25752/ПОЭ-АО «ФПК»/2017/Д/1 для участия в Закупке подано 5 заявок, Заявитель заявку на участие не подавал.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

По мнению Заявителя, Заказчиком не установлен уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК», которые требуется защищать от актов незаконного вмешательства.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 171 Положения о закупках в документации о закупке определяются требования к товарам, работам, услугам, поставляемым (выполняемым, оказываемым) в рамках исполнения договора, заключаемого по результатам закупки.

В рамках заседания Комиссии Заказчиком даны пояснения, согласно которым в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» (далее — Постановление № 940) установлены следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: уровень № 1; уровень № 2; уровень № 3.

Пунктом 2 Постановления № 940 установлено, что уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Таким образом, поскольку не объявлен иной уровень безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры Заказчика, являющихся предметом Закупки, действует уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 1.

Заявителем доказательств обратного не представлено, а Комиссией не установлено.

Исходя из протокола вскрытия заявок от 22.11.2017 № 25752/ПОЭ-АО «ФПК»/2017/Д/1 Заявитель заявку на участие не подавал.

Кроме того, жалоба подана в антимонопольный орган в день окончания подачи заявок на участие — 22.11.2017, что свидетельствует о незаинтересованности Заявителя в участии в Закупке.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод Заявителя необоснованным.

Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное исключение из участников Закупки частных охранных организаций, а также неустановление требования о наличии лицензии на оказание частной охранной деятельности.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 2.1 Закупочной документации участник должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной квалификационной документацией.

В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет:

- свидетельство об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности, выданное федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним», и/или

- иной документ предоставляющий право оказывать услуги, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2009 № 540 «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» (для подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта).

Согласно пункту 2 Технического задания Закупочной документации победитель процедуры закупки (лицо, с которым по итогам проведения процедуры закупки принято решение заключить договор) обязуется, в том числе: осуществлять подготовку рекомендаций Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, совершенствованию системы защиты.

По мнению Заявителя, согласно Закону Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной детективной и охранной деятельности) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств является видом охранных услуг.

Согласно статье 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.

В рамках заседания Комиссией установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее — Закон о транспортной безопасности) к объектам транспортной инфраструктуры отнесены, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции, участки железнодорожных путей, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее — Постановление № 495).

Согласно пункту 5 Постановления № 495 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в том числе, образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности (далее - группы быстрого реагирования), специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры (транспортных средств), включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры и (транспортного средства), совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства), а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Частью 2 статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Указанные нормы позволяют сделать вывод о возможности оказания услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» юридическим лицами, обладающими свидетельством об аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности в соответствии с приказом Минтранса России от 01.04.2015 № 145 «Об утверждении порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к ним» или подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта.

Доказательств обратного не представлено.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с пунктом 2 Технического задания победитель Закупки обязуется подготовить рекомендации Заказчику по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств, совершенствованию системы защиты пассажирских поездов от актов незаконного вмешательства, которую могут осуществлять только аккредитованные подразделения транспортной безопасности. В соответствии с действующим законодательством защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства осуществляют специально аккредитованные подразделения транспортной безопасности, которыми не являются частные охранные предприятия, имеющие лицензию на частную охранную деятельность. Таким образом, установление в Закупочной документации требования о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности может привести к ограничению конкуренции в части недопуска к участию в Закупке участников, аккредитованных как подразделения транспортной безопасности и не имеющих лицензии на охранную деятельность.

Таким образом, неустановление требования о представлении в составе заявки лицензии на оказание частной охранной деятельности направлено на выявление по результатам Закупки лица, соответствующего требованиям законодательства о транспортной безопасности, а также на расширение круга участников Закупки.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, как и не представлено доказательств ограничения количества участников Закупки.

Как указано ранее, Заявитель заявку на участие не подавал, подал жалобу в антимонопольный орган в день окончания подачи заявок.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод Заявителя необоснованным.

Также Заявителем обжалуется установление порядка оценки заявок по критерию «Квалификация персонала», поскольку Заказчиком неправомерно установлен такой порядок оценки, при котором учитывается только тот персонал, который уже задействован в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК», что в свою очередь ограничивает конкуренцию.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 4.2 Закупочной документации установлен, в том числе, критерий оценки «Квалификация персонала», согласно которому квалификация оценивается путем деления количества аттестованного персонала участника, задействованного в оказании услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности, имеющемся у j-ого участника, на максимальное количество персонала, задействованного в оказании услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности из всех имеющихся у участников:

Бj= (Пj/Пmax)*7, где

j = 1...n, n – количество участников

Бj - количество баллов j-ого участника;

Пj – количество аттестованного персонала, задействованного в оказании услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности, имеющегося у j-ого участника;

Пmax – максимальное количество аттестованного персонала, задействованного в оказании услуг по обеспечению транспортной безопасности в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК» подразделениями транспортной безопасности из всех имеющихся у участников

7 – максимально возможное количество баллов.

В соответствии с пунктом 4.3. Закупочной документации оценка квалификационных заявок осуществляется на основании технического предложения, иных документов, представленных в подтверждение соответствия квалификационным требованиям, требованиям технического задания, а также следующих документов, представляемых участником дополнительно при наличии, в том числе: сведения о наличии квалифицированного персонала, прошедшего аттестацию на оказание услуг по транспортной безопасности:

- свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданные Федеральным агентством железнодорожного транспорта;

- документ по форме приложения № 5 к квалификационной документации;

и

- штатное расписание.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в АО «ФПК» в настоящее время отсутствуют подразделения транспортной безопасности, осуществляющие защиту от актов незаконного вмешательства в пассажирских поездах дальнего следования, поэтому данное условие не ограничивает количество участников Закупки.

Таким образом, вопреки доводу Заявителя, Заказчиком в рамках критерия оценки «Квалификация персонала» не оценивается исключительно персонал, который уже задействован в пассажирских поездах дальнего следования формирования АО «ФПК». В качестве подтверждения наличия квалифицированного персонала участник должен представить свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, выданные Федеральным агентством железнодорожного транспорта, а также штатное расписание и сведения о квалифицированном персонале участника по форме № 5 Закупочной документации.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, как и не представлено доказательств ограничения количества участников Закупки.

Как указано ранее, Заявитель заявку на участие не подавал, подал жалобу в антимонопольный орган в день окончания подачи заявок.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод Заявителя необоснованным.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 23.11.2017 № ИГ/60230/17.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны