Решение б/н Решение по жалобе ООО «Чистый Город» на действия заказчика —... от 22 февраля 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF-
ООО «Чистый Город»
пер. Б. Саввинский, д. 16, пом. I, ком. 1, Москва, 119435
-
ГБУ г. Москвы «Жилищник района Бибирево»
ул. Пришвина, д. 12, корп. 2, Москва, 127549
-
ООО «РТС-тендер»
наб. Тараса Шевченко, д. 23-А, Москва, 121151
РЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-2513/77-17 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
04.12.2017 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),
при участии:
от заявителя — ООО «Чистый Город»,
от заказчика — ГБУ г. Москвы «Жилищник района Бибирево»,
в отсутствие:
ООО «РТС-тендер» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 28.11.2017 № ИШ/60898/17),
рассмотрев жалобу ООО «Чистый Город» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ГБУ г. Москвы «Жилищник района Бибирево» (далее — Заказчик) при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по видеодиагностике, очистке, мойке, дезинфекции и гидроизоляции внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода в многоквартирных домах Северо-Восточного административного округа в 2018-2019 годах (реестровый № 31705589345) (далее — Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требований Закупочной документации, несоответствующих требованиям Положения о закупках; а также в неправомерном установлении порядка оценки по показателям С1, С7, С5; а также в несоответствии протокола оценки требованиям Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.
Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона защите конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
10.11.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 21.11.2017, дата рассмотрения заявок - 28.11.2017, дата подведения итогов Закупки – 04.12.2017.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Заявитель в тексте жалобы указывает на неправомерное установление Заказчиком требований Конкурсной документации (квалификационные требования к участникам, основания отклонения заявок), несоответствующих требованиям Положения о закупках.
В соответствии с пунктом 9, части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 14.2 Положения о закупках Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе: квалификационные требования (включая требования к опыту работы).
Согласно пункту 14.4 Положения о закупках участник закупки, подавший заявку, не допускается Закупочной комиссией к участию в закупке в случае, в том числе: непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений; несоответствия участника процедуры закупки обязательным требованиям, установленным документацией о закупке.
В соответствии с подпунктом 12.3 пункта 18 Информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе (лоте) должна содержать указанные ниже документы, если иное не предусмотрено документацией о закупке, в том числе: документы или копии документов, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в документации о закупке установлены квалификационные требования к участникам закупки и/или установлены данные критерии для оценки заявки. В статье 27 части 2 Информационной карты Конкурсной документации указан перечень документов, необходимый для представления участником закупки для подтверждения квалификационных требований к участника закупки.
Также пунктом 18 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что непредставление данных документов является основанием для недопуска к участию в Конкурсе.
Таким образом, Положением о закупках предусмотрена возможность установления в документации дополнительных требований к участникам закупок, в том числе, квалификационное требование о наличии опыта. При этом согласно пункту 18 Информационной карты Конкурсной документации непредставление документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, влечет отклонение заявки на участие в Конкурсе, что противоречит требованиям пунктов 14.2, 14.4 Положения о закупках Заказчика.
Заказчиком доказательств обратного не представлено, доводы Заявителя не опровергнуты.
При этом, согласно письменным пояснениям Заказчика, для участия в Конкурсе подано 4 заявки, ни одна заявка не была отклонена от участия, в том числе на указанном основании.
К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 14.2, 14.4 Положения о закупках.
Комиссия, основываясь на представленных сторонами сведениях, решила признать жалобу в части неправомерного установления требований Конкурсной документации, не предусмотренных Положением о закупках, обоснованной.
Также Заявителем обжалуется неправомерное установлении порядка оценки по показателям С1, С7, С5.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 24.3 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются, в том числе: качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг.
Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе установлен Приложением 1 к Информационной карте Конкурсной документации «Критерии оценки заявок на участие в конкурсе их показатели, содержание, значимость и порядок рассмотрения и оценки», согласно которому по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» присуждение баллов производится пропорционально относительно лучших показателей.
Шкала оценки по показателю «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» (С1, С7, С5):
(С1) Предложенные участником закупки отражающие совокупность действий (методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований технического задания), воплощаемых при выполнении работ (мероприятий) предусмотренных Техническим заданием. |
От 0 до 35 баллов |
Отсутствие предложений отражающие совокупность действий (методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований технического задания), воплощаемых при выполнении работ (мероприятий) предусмотренных Техническим заданием (описанием объекта закупки). |
0 баллов |
Предложение отражает совокупность организационных действий (методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований технического задания), воплощаемых при выполнении работ (мероприятий) предусмотренных Техническим заданием (описанием объекта закупки). Представленное предложение не выходит за рамки требований Технического задания. |
5 баллов |
Предложение отражает совокупность организационных действий (методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований технического задания), воплощаемых при выполнении работ предусмотренных Техническим заданием (описанием объекта закупки), включая описание способов и методов оказания услуг, порядка взаимодействия заинтересованных сторон. Представленная совокупность организационных действий при оказании услуг включает: - предложения, в состав которых входит описание методов, технологий, способствующих повышению уровня качества оказания услуг, схемы (описания) процесса контроля качества выполнения работ, информацию о нормативно-правовых актов (включающих локальные акты) применяемых (используемых) Участником; - обеспечение соблюдения техники безопасности, включая обеспечение безопасности жизни и здоровья третьих лиц на всех стадиях выполнения работ (подготовка, проведение и завершающая стадия); - непроработанное (неполное) описание производства работ и/или не на всех стадиях выполнения работ. |
15 баллов |
Предложение отражает совокупность организационных действий (методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований технического задания), воплощаемых при выполнении работ предусмотренных Техническим заданием (описанием объекта закупки), включая описание способов и методов оказания услуг, порядка взаимодействия участников мероприятия. Детальное описание совокупность организационных действий и описание дополнительных условий, обеспечивающих более качественное и эффективное исполнение контракта. Представленная совокупность организационных действий при оказании услуг включает: - предложения, в состав которых входит описание методов,технологий, способствующих повышению уровня качества оказания услуг, схемы (описания) процесса контроля качества оказания услуг, информацию о нормативно-правовых актов(включающих локальные акты) применяемых (используемых) Участником, способствующих повышению уровня качества услуг; - по организации подготовительных работ; - обеспечение соблюдения техники безопасности, включая обеспечение безопасности жизни и здоровья третьих лиц на всех стадиях проведения мероприятий (подготовка, проведение и завершающая стадия); - проработанное (полное) описание производства работ на всех стадиях выполнения работ; - дополнительные предложения участника не учтенные в техническом задании. |
35 баллов |
|
|
(С5) наличие/отсутствие согласованного Центром госсанэпиднадзора в г. Москве плана (программы) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации и применения дезинфицирующих средств, а также выполнения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ, в том числе и при проведении дезинфекции мусоропроводов, транспортных средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха. |
от 0 до 10 баллов |
- в составе заявки не представлен, согласованный Центром госсанэпиднадзором в г. Москве план (программы) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства,хранения, транспортировки, реализации и применения дезинфицирующих средств, а также выполнения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ,в том числе и при проведении дезинфекции мусоропроводов,транспортных средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха. |
0 баллов |
- в составе заявки представлен, согласованный Центром госсанэпиднадзором в г. Москве план (программы)производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий в процессе производства,хранения, транспортировки, реализации и применения дезинфицирующих средств, а также выполнения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ,в том числе и при проведении дезинфекции мусоропроводов,транспортных средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха. |
10 баллов |
|
|
(С7) наличие/отсутствие разработанной Участником технологической карты, разработанной в соответствии с регламентом на проведение работ по содержанию (очистке, обезжириванию, промывке, дезинфекции, гидроизоляции) и видеодиагностике на электронном носителе внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода утвержденному Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы, согласованной с ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова, ГУП «МосжилНИИпроект», Роспртребнадзором |
От 0 до 10 баллов |
в составе заявки не представлена технологическая карта по видеодиагностике, очистке, промывке, дезинфекции и гидроизоляции внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода. |
0 баллов |
в составе заявки представлена технологическая карта, утвержденная Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 28.06.11 №05-14-373/1. |
3 балла |
в составе заявки представлена разработанная Участником и утвержденная в установленном порядке технологическая карта (с учетом согласования): ОАО «Ордена Трудового Красного Знамени Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Панфилова, ГУП «МосжилНИИпроект», Роспртребнадзором. |
10 баллов |
Согласно письменным пояснениям Заказчика, отраженная шкала присвоения баллов (С1) основана на предоставлении описания методов, технологий, способов организации производства работ и построения деятельности при исполнении требований Технического задания. Для получения наибольшего балла участнику предлагается помимо предложения, описывающего применяемые методы, технологии и способы организации производственного процесса, дать предложение по обеспечению соблюдения техники безопасности, включая обеспечение безопасности жизни и здоровья третьих лиц, а так же дополнительные предложения участника не учтенные в Техническом задании.
Относительно порядка оценки по показателю С7 Заказчиком даны пояснения, согласно которым Приложением к распоряжению Департамента ДЖКХиБ г. Москвы от 21.08.2014 № 05-14-256/4 в Акте оценки качества выполняемых работ по содержанию (очистке, обезжириванию, промывке, дезинфекции, гидроизоляции) и видеодиагностике внутренней поверхности асбестоцементных стволов мусоропроводов в многоквартирных домах имеется требования о предоставлении следующей технической документации (Подрядчика), в том числе:
-Технологические карты, утвержденные распоряжением Департамента ДЖКХиБ г. Москвы от 28.06.2011 № 05-14-373/1;
или
-Технологические карты, разработанные подрядной организацией и утвержденные в установленном (с учетом согласования): Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей И благополучия человека по городу Москве; Главным управлением МЧС России по г. Москве; ГУП «МосжилНИИпроект»; ОАО «АКХ ИМ. К.Д. Памфилова».
Таким образом, данные требования закреплены в нормативных документах Правительства города Москвы и относятся ко всем организациям, выполняющих данные виды работ (услуги).
Также Заказчиком представлены пояснения относительно порядка оценки заявок по показателю С5, согласно которым выполнение работ по видеодиагностике, очистке, мойке, дезинфекции и гидроизоляции внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода в многоквартирных домах должно осуществляться ежегодно, так как они относятся к осуществлению безопасности для жизни и здоровья людей в многоквартирных жилых домах, в которых проживает большое количество людей. При этом речь идет не просто о выполнении определенного ряда работа, но и о предложении участника о повышении степени безопасности вверенных ему по договору жилых домах, мер, направленных на обеспечение мер по сохранению жизни и здоровья населения. Согласно постановления Правительства Москвы от 30.12.2003 № 1065-ПП «О совершенствовании организации и проведения дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах города Москвы»: в целях совершенствования организации и проведения дезинфекционных‚ дезинсекционных и дератизационных мероприятий, проводимых на объектах города Москвы, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и реализации Федеральных законов от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве И безопасности пищевых продуктов» и от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Правительство Москвы постановляет Центру госсанэпиднадзора в г. Москве: организовать рассмотрение и согласование планов (программ) производственном контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации и применения дезинфицирующих средств, а также выполнения дезинфекционных‚ дезинсекционных и дератизационных работ, в том числи и при проведении дезинфекции мусоропроводов, транспортных средств, систем вентиляции И кондиционирования воздуха. Следовательно, подкритерий С5 основан на требованиях постановления Правительства Москвы от 30.12.2003 № 1065-ПП и не может ограничивать количество участников и нарушать их права и законные интересы.
Таким образом, указанный порядок оценки по показателям (С1, С7, С5) позволяет оценить правомерность присвоения баллов.
Кроме того, Комиссией установлено, что по показателю С5 всем участникам, в том числе Заявителю присвоено максимальное количество баллов. Таким образом, включение в документацию данного показателя не повлекло ограничения прав и законных интересов Заявителя.
Доказательств обратного Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.
При этом, Заявитель не обжаловал установленный порядок оценки на этапе подачи заявок, а обратился в антимонопольный орган после определения победителя в соответствии с указанным порядком оценки.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной в указанной части.
Также Заявитель указывает на несоответствие протокола оценки требованиям Положения о закупках в части неуказания присвоенных значений по каждому критерию оценки.
Согласно пункту 24.7 Положения о закупках закупочная комиссия ведет протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в котором должны содержаться следующие сведения, в том числе: о решении закупочной комиссии о присвоении заявкам на участие в конкурсе значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 16.11.2017 № 31705589345 заявке ООО «Чистый Город» присвоены значения по всем критериям оценки, в том числе, по критерию «Совокупная цена договоров» - 13,47, по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок» - 29,20, по критерию «Квалификация участников закупки» - 4,84.
Таким образом, вопреки доводу Заявителя, в протоколе оценки содержится информация о присвоении заявкам значений по каждому из предусмотренных критериев.
Доказательств обратного Заявителем на заседании Комиссии не представлено.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя необоснованной в указанной части.
Кроме того, согласно представленным сведениям, по итогам Конкурса заключены договоры от 28.11.2017.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного установления требований Конкурсной документации, не предусмотренных Положением о закупках, в остальной части — необоснованной.
-
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 14.2, 14.4 Положения о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя, а также по итогам Конкурса заключен договор.
-
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.