Решение б/н Решение и предписание по жалобам ООО «Мегаполис» на действия... от 17 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

    1. Вместе с тем, доводом жалобы Заявителя также является неправомерное отклонение заявок Заявителя ввиду нарушение требований пункта «з» подраздела «Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе» раздела 3 информационной карты Аукционной документации.

  1. В соответствии с подпунктом «з» подраздела «Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе» Информационной карты Аукционной документации заявка на участие в аукционе должна содержать в том числе сведения о функциональных и качественных характеристиках работ (услуг), сроках предоставлений гарантий качества на выполненные работы (оказанные услуги) (предоставляется по Форме № 3 Аукционной документации).

    В ходе заседания Комиссия, Заказчик сообщил, что Форма № 3 Аукционной документации, представленная в заявках Заявителя, не соответствует требованиям Аукционной документации, так как Заявитель не указал в Форме № 3 предусмотренные Аукционной документацией сведения, а именно:

    «Исполнитель гарантирует, что он и/или привлеченные им для выполнения работ (оказания услуг) лица соблюдают требования, установленные законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и/или настоящим договором к лицам и/или их работникам (в том числе установленные профессиональными стандартами требования к квалификации, необходимой работникам для выполнения определенной трудовой функции(, и/или видам деятельности, предусмотренным настоящим Техническим заданием, а также имеют необходимые разрешения, сертификаты, лицензии, аттестацию, допуск и т. п. (если требования об их наличии установлены законодательством Российской Федерации и/или настоящим Договором). По требованиям Заказчика исполнитель обязуется представить запрашиваемые документы и информацию в течение 1 (одного) рабочего дня с момента поступления такого требования».

    При этом, Форма № 3 не содержит инструкции по ее заполнению, а следовательно имеет свободную форму ее заполнения, ввиду чего участникам Аукционе не предоставляется возможны указать вышеуказанную информацию в данной форме, так как участникам заранее не известно что должно быть указано в этой форме.

    Учитывая изложенное, Заказчик неправомерно отклонил заявки Заявителя от участия в Аукционах по вышеуказанному основанию.

    Таким образом, Комиссия приняла решение признать указанный довод жалобы Заявителя обоснованным.

    1. Вместе с тем, из жалобы Заявителя следует, что Заказчик не разместил ответы на запросы разъяснения положений Аукционной документации, направленные в его адрес в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 2.2 Аукционной документации любой претендент вправе направить Заказчику через сайт ЭП запрос разъяснений положений аукционной документации в срок не позднее, чем за пять рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе, указанного в Информационной карте аукциона. Днем поступления запроса считается день регистрации запроса Заказчиком. Запросы о разъяснении положений аукционной документации, полученные позднее срока, указанного в настоящем пункте, не рассматриваются. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня поступления запроса, разместит на сайте ЭП разъяснения положений аукционной документации. В течение трех рабочих дней со дня поступления запроса на разъяснение положений документации об аукционе Заказчик размещает такие разъяснения (без указания наименования или адреса претендента, от которого был получен запрос на разъяснения) на официальном сайте ЕИС.

При необходимости сроки подачи заявок на участие в аукционе могут быть продлены на срок, достаточный для учета претендентами разъяснений положений документации об аукционе при подготовке заявок на участие в аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте ЕИС внесенных в аукционную документацию изменений до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Из информационной карты Аукционной документации следует, что срок, по окончании которого не принимаются запросы на разъяснение документации об аукционе: не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Дата окончания приема заявок на участие в Аукционах - 07.12.2016.

В ходе заседания Комиссия, исходя из представленных материалов и сведений, а также пояснений сторон, установила, что в адрес Заказчика были направлены запросы на разъяснение положений Аукционной документации от 30.11.2016. При этом, Заказчиком не были даны ответы на данные запросы.

В соответствии с частью 11статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Учитывая изложенное, Заказчиком были нарушены сроки на размещение ответов на запросы разъяснения положений Аукционной документации.

Таким образом, Комиссия приняла решение признать вышеуказанный довод жалобы Заявителя обоснованным.

Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В ходе заседания Комиссии, Заказчиком были представлены договоры 22.12.2016 №№ 118/4.11-12-16, 117/4.11-12-16, 127/4.11-12-16, 123/4.11-12-16, 126/4.11-12-16, 119/4.11-12-16, 129/4.11-12-16, заключенные по итогам Аукционов.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Вместе с тем, итоговые протоколы Аукционов от 15.12.2016 № 2 размещены на Официальном сайте 15.12.2016. Таким образом, договоры по итогам Аукционов заключен на седьмой день, после опубликования итоговых протоколов в ЕИС, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 21.5 Положения о закупках договор может быть заключен не ранее чем через три рабочих дня со дня размещения на официальном сайте протокола, составленного по результатам закупки товаров, работ, услуг, а в случае закупки товаров, работ, услуг путем проведения упрощенных процедур - со дня определения победителя по результатам проведения упрощенных процедур.

Аналогичное условие установлено пунктом 2.9 Аукционной документации.

Таким образом, договор по итогам запроса котировок должен быть заключен не ранее трех рабочих дней со дня размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, отсутствие в Положении о закупках ограничения на заключение договора в десятидневный срокисключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционов обоснованными в части доводов относительно необоснованного отклонения заявки Заявителя от участия в Конкурсе ввиду непредоставления сведений, подтверждающих причастность Заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также ввиду предоставления Формы 3 не в соответствии с требованиями Аукционной документации, а также в части довода относительно нарушения сроков размещения ответов на запросы разъяснения положений Аукционной документации. В остальной части жалобы признать необоснованными.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, пункта 2.7 Аукционной документации.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны