Решение б/н Решение и предписание по жалобе САО «ВСК» на действия заказч... от 12 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. САО «ВСК»

ул. Островная, д. 4, Москва, 121552

 

  1. Акционерное общество «Системный оператой Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»)
    пр-д Китайгородский, д. 7, стр. 3, Москва, 109074

 

  1. АО «Центр развития экономики»
    ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 22, Москва, 107113

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2554/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.12.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

 

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — АО «СО ЕЭС» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров добровольного медицинского страхования и страхования на случай смерти или утраты трудоспособности (реестровый № 31705646438) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в отсутствии в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе по критериям «Качество услуг и квалификация Участника» и «Сроки оказания услуг», а также в неразмещении в протоколе оценки информации о предложениях участников процедуры по критерию «Сроки оказания услуг».

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедуры (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 20.10.2017. Дата окончания приема заявок —10.11.2017, дата рассмотрения заявок — 24.11.2017, дата подведения итогов — 24.11.2017.

В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии по вскрытию поступивших на конкурс № 53073 конвертов от 10.11.2017 № 2-кс-1-1 на участие в Конкурсе заявки подали следующие участники: АО «АльфаСтрахования», АО «Согаз», ЗАО «МАКС», ООО «СК «Согласие». САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», СПАО «РЕСО-Гарантия».

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом конкурсе № 53073 от 24.11.2017 № 2-кс-2 АО «АльфаСтрахование» отказано в допуске к участию в открытом конкурсе на право заключения договора по лоту № 1. АО «Согаз», ЗАО «МАКС», ООО «СК «Согласие». САО «ВСК», СПАО «Ингосстрах», СПАО «РЕСО-Гарантия» допущены до участия в Конкурсе по соответствующим лотам, в отношении которых поданы зявки, АО «АльфаСтрахование» допущено к участию в Конкурсе по лоту № 5.

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса № 53073 от 24.11.2017 № 2-кс-3 Заявитель признан победителем по лотам №№ 1, 2, 4, 5, 6, 7.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 6.8.3.1 Конкурсной документации для определения лучших условий исполнения договора комиссия по страхованию оценивает и сопоставляет конкурсные заявки по степени выгодности для Заказчика, исходя из следующих критериев:

№ п/п

Наименование критерия/
подкритерия

Обозначение выставленного по критерию/ подкритерию балла

Значимость критерия/ подкритерия

Обозначение значимости критерия/ подкритерия

1.

Качество услуг и квалификация Участника, в том числе:

ККК

30%

ВКК

1.1.

Предложения по объему страхового покрытия

k1

50%

p1

1.2.

Финансовая надежность Участника конкурса

k2

30%

p2

1.3.

Опыт оказания аналогичных услуг за период 2014 – 9 мес. 2017 гг.

k3

20%

p3

2.

Цена Договора

КЦ

60%

ВЦ

3.

Сроки оказания услуг

КСУ

10%

ВСУ

 

Исходя из пункта 6.8.3.2 Конкурсной документации оценка и сопоставление Конкурсных заявок осуществляется по каждому лоту отдельно каждым членом Комиссии по страхованию в соответствии с критериями, указанными в пункте 6.8.3.1, в следующем порядке:

По подкритериям критерия 1 «Качество услуг и квалификация Участника» присвоение баллов (от «1,000», с тремя знаками после запятой, до «5,000») осуществляется каждым членом комиссии по страхованию отдельно, экспертным путем, по мере убывания выгодности предложений участников конкурса. Максимальный балл – «5» присваивается лучшей конкурсной заявке по подкритерию, минимальный балл – «1» – худшей. В случае тождественности конкурсных заявок разных участников конкурса по подкритерию, конкурсным заявкам в отношении данного подкритерия могут присваиваться одинаковые баллы.

Присвоение баллов конкурсным заявкам по критерию «Качество услуг и квалификация Участника» осуществляется по следующей формуле:

где:

– балл, присваиваемый конкурсной заявке i-ого участника конкурса по критерию «Качество услуг и квалификация Участника»;

− среднее арифметическое баллов всех присутствующих членов комиссии по страхованию по соответствующим подкритериям критерия «Качество услуг и квалификация Участника» в отношении конкурсной заявки i-ого участника конкурса;

− значимость каждого подкритерия критерия «Качество услуг и квалификация Участника».

Присвоение баллов конкурсным заявкам по критерию 3 «Сроки оказания услуг» осуществляется по следующей формуле:

– по Лотам №№ 1-8:

 

где:

– балл, присваиваемый конкурсной заявке i-ого участника по критерию «Сроки оказания услуг»;

– максимальный срок передачи Страховщиком Страхователю именных полисов добровольного медицинского страхования установленной формы, подписанных Страховщиком, и/или именных пластиковых карточек, удостоверяющих наличие полисов добровольного медицинского страхования, на каждое Застрахованное лицо, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– минимальный срок передачи Страховщиком Страхователю именных полисов добровольного медицинского страхования установленной формы, подписанных Страховщиком, и/или именных пластиковых карточек, удостоверяющих наличие полисов добровольного медицинского страхования, на каждое Застрахованное лицо, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– срок передачи Страховщиком Страхователю именных полисов добровольного медицинского страхования установленной формы, подписанных Страховщиком, и/или именных пластиковых карточек, удостоверяющих наличие полисов добровольного медицинского страхования, на каждое Застрахованное лицо, предложенный i-ым Участником конкурса в отношении оцениваемого лота;

– максимальный срок возмещения документально подтвержденных расходов Застрахованного лица на получение медицинской помощи (медицинских услуг) и иных услуг, предусмотренных договором страхования, организованных и (или) согласованных Страховщиком, установленный конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– минимальный срок возмещения документально подтвержденных расходов Застрахованного лица на получение медицинской помощи (медицинских услуг) и иных услуг, предусмотренных договором страхования, организованных и (или) согласованных Страховщиком, установленный конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– срок возмещения документально подтвержденных расходов Застрахованного лица на получение медицинской помощи (медицинских услуг) и иных услуг, предусмотренных договором страхования, организованных и (или) согласованных Страховщиком, предложенный i-ым Участником конкурса в отношении оцениваемого лота;

– максимальный срок организации по заявлению Застрахованного лица плановой госпитализации в соответствии с медицинскими показаниями в одно из медицинских учреждений, предусмотренных договором страхования, установленный конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– минимальный срок организации по заявлению Застрахованного лица плановой госпитализации в соответствии с медицинскими показаниями в одно из медицинских учреждений, предусмотренных договором страхования, установленный конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– срок организации по заявлению Застрахованного лица плановой госпитализации в соответствии с медицинскими показаниями в одно из медицинских учреждений, предусмотренных договором страхования, предложенный i-ым Участником конкурса в отношении оцениваемого лота.

– по Лотам №№ 9-16:

 

где:

– балл, присваиваемый Конкурсной заявке i-ого Участника по критерию «Сроки оказания услуг»;

– максимальный срок принятия решения о признании или непризнании страхового события страховым случаем и оформления страхового акта после получения Страховщиком всех необходимых документов, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– минимальный срок принятия решения о признании или непризнании страхового события страховым случаем и оформления страхового акта после получения Страховщиком всех необходимых документов, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– срок принятия решения о признании или непризнании страхового события страховым случаем и оформления страхового акта после получения Страховщиком всех необходимых документов, предложенный i-ым Участником конкурса в отношении оцениваемого лота;

– максимальный срок осуществления страховой выплаты в полном объеме с момента признания события страховым случаем и составления страхового акта, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– минимальный срок осуществления страховой выплаты в полном объеме с момента признания события страховым случаем и составления страхового акта, установленный Конкурсной документацией в отношении оцениваемого лота;

– срок осуществления страховой выплаты в полном объеме с момента признания события страховым случаем и составления страхового акта, предложенный i-ым Участником конкурса в отношении оцениваемого лота.

Согласно пункту 6.8.3.3 Конкурсной документации на основании результатов оценки конкурсных заявок комиссией по страхованию каждой конкурсной заявке относительно других по мере уменьшения итогового значения суммы баллов присваивается порядковый номер <...> Первый номер присваивается конкурсной заявке, набравшей по результатам оценки максимальную итоговую сумму баллов. Такая конкурсная заявка считается содержащей лучшие условия исполнения договора. В случае если несколько конкурсных заявок получили одинаковые итоговые суммы баллов, меньший порядковый номер присваивается конкурсной заявке, которая поступила ранее других конкурсных заявок, получивших такую же итоговую сумму баллов.

С учетом изложенного, в Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Между тем, исходя из представленного выше порядка оценки Комиссии не представляется возможным установить, каким образом будут оцениваться предложения участников конкурса по спорным критериям, а также каким образом члены конкурсной комиссии применяют «экспертный метод», на основании каких параметров определяют лучшие и худшие предложения.

Само понятие «экспертный метод» является абстрактным и не позволяет участникам Конкурса самостоятельно определить количество присваиваемых баллов по спорным критериям, так как участникам не известно, что будет являться для Заказчика «лучшим предложением», а что «худщим предложением» и каким образом Заказчик будет присваивать баллы заявкам участников по спорным критериям, что в свою очередь может привести к субъективному порядку оценки заявок участников Конкурса.

Исходя из представленных в дело доказательств, Комиссия не может признать, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, на основании каких именно параметрах конкурсная комиссия производит оценку заявок по спорным критериям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным баллами.

Данное обстоятельство не позволяет участникам Конкурса формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей Заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность своих заявок.

Таким образом, определить правомерность присвоения баллов по спорным показателям и порядок выбора победителя, Комиссии не представляется возможным.

Исходя из представленных доказательств, действия Заказчика по разработке и утверждению рассматриваемой документации привели к тому, что оценка и сопоставление заявок по спорным критериям была осуществлена исключительно по субъективному усмотрению конкурсной комиссии, так как вышеуказанный порядок оценки не позволяет определить порядок начисления баллов по показателям, что, в свою очередь, не позволяет участникам Конкурса получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданных заявок, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки, равные условия для их участия в торгах.

В рамках проведения конкурсного отбора Комиссия считает, что обязательному доведению до сведения участников Конкурса подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов оценки и сопоставления их заявок на участие в процедуре, поскольку результаты конкурентной процедуры напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины присвоения соответствующего количества баллов, с тем, чтобы исключить возможность Заказчиком в последующем субъективно трактовать причины такого присвоения и предоставить участникам процедуры возможность в случае несогласия с таким решением Организатора торгов оспорить его в установленном законом порядке.

Используемый Заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок должен быть объективным, исчисляемым, измеряемым и администрируемым, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой конкурентной процедуры, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой процедуры и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения Заказчиком при оценке поданных заявок.

Ввиду отсутствия в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок по спорным критериям в действиях Заказчика усматривается нарушение положения пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной в рассмотренной части.

Относительно неразмещения в протоколе информации о предложениях участников процедуры по критерию «Сроки оказания услуг» Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 78 Положения о закупках решение закупочной комиссии об определении Победителя оформляется протоколом подведения итогов, в котором должны содержаться сведения о месте, дате и времени проведения оценки и сопоставления заявок, о членах закупочной комиссии, принявших участие в заседании, об Участниках, заявки которых были рассмотрены, об оценке и сопоставлении заявок, о принятом на основании результатов оценки и сопоставления заявок решении о присвоении порядковых номеров.

Согласно пункту 6.12 Конкурсной документации в протоколе о результатах конкурса должны быть зафиксированы наименование и место нахождения сторон договора, существенные условия договора, срок, в течение которого такой договор должен быть заключен. Протокол о результатах конкурса подписывается уполномоченными лицами и скрепляется печатями Организатора конкурса и Победителя конкурса (при наличии у Победителя конкурса печати). Протокол о результатах конкурса составляется в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон.

На заседании Комиссией установлено, что в протоколе заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса № 53073 от 24.11.2017 № 2-кс-3 представлены сведения о сроке оказания услуг в виде периода страхования.

Так, в частности, указанный протокол содержит сведения том, что по лоту № 1 Заявителем указан следующий период страхования: начинается с 00 часов 00 минут 01.01.2018 и прекращается в 24 часа 00 минут 31.12.2018.

Таким образом, вопреки доводу Заявителя, в названном выше протоколе имеются сведения относительно предложениях участников Конкурса о сроках оказания услуг (периоде страхования).

При этом доказательств обратного Комиссии не представлено.

С учетом указанного, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя необоснованной в рассмотренной части.

Помимо изложенного, Комиссией в ходе заседания выявлено иное нарушение в действиях Заказчика.

Исходя из информации, размещенной в ЕИС, 05.12.2017 по итогам проведения Конкурса заключены договора №№ 57705454461170006810001, 57705454461170006800001, 57705454461170006790001, 57705454461170006780001, 57705454461170006770001, 57705454461170006760001, 57705454461170006750001, 57705454461170006740001, 57705454461170006730001, 57705454461170006720001, 57705454461170006710001, 57705454461170006700001, 57705454461170006690001, 57705454461170006680001, 57705454461170006670001, 57705454461170006660001.

В соответствии с частью 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления о поступлении жалобы уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

Между тем, письмо Московского УФАС России от 01.12.2017 № ИШ/61964/17 о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу направлено в адрес Заказчика 01.12.2017.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Таким образом, указанные выше договоры заключены с нарушением части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в связи с чем является ничтожными в силу части 2 статьи 168 ГК РФ.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неразмещения в Конкурсной документации порядка оценки и сопоставления заявок по критериям «Качество услуг и квалификация Участника» и «Сроки оказания услуг», в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2554/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.12.2017 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 11.12.2017 по делу № 1-00-2554/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «СО ЕЭС» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договоров добровольного медицинского страхования и страхования на случай смерти или утраты трудоспособности (реестровый № 31705646438) (далее — Конкурс), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса.

    2. Заказчику вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе.

    3. Заказчику внести изменения в Конкурсную документацию с учетом решения Комиссии от 11.12.2017 по делу № 1-00-2554/77-17.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Конкурсе таким образом, чтобы он составлял не менее пятнадцати дней с момента размещения информации о внесении изменений в Конкурсную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику назначить новую дату окончания подачи заявок, дату рассмотрения заявок, дату подведения итогов Конкурса с учетом решения Комиссии от 11.12.2017 по делу № 1-00-2554/77-17.

    6. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.02.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.02.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны