Решение б/н Решение по жалобе ООО ОПК «Сибэкохим» на действия заказчика ... от 17 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО ОПК «Сибэкохим»

ул. 17-я рабочая, д. 30, г. Омск, 644079
 

  1. ПАО «Мосэнерго»
    пр-кт Вернадского, д. 101, корп. 3, Москва, 119526

     

  2. ООО «ГазНефтеторг.ру»
    ул. Вавилова, д. 5, корп.3, офис 218, Москва. 119334

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2561/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров
 

07.12.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии:

от заявителя — ООО ОПК «Сибэкохим»,

от заказчика — ПАО «Мосэнерго»,

ООО «ППТК»,

в отсутствие:

ООО «ГазНефтеторг.ру» (уведомлено надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 04.12.2017 № ИШ/62306/17),

рассмотрев жалобу ООО ОПК «Сибэкохим» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ПАО «Мосэнерго» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку растворов моющих ТМС-ЛК, ТМС-ЛН для нужд ПАО «Мосэнерго» (реестровый № 31705767037) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном установлении требований Закупочной документации, влекущих ограничение количества участников.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Вместе с тем согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могу привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

21.11.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подачи заявок - 06.12.2017, дата рассмотрения заявок - 12.01.2018, дата подведения итогов Закупки – 12.01.2018.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно тексту жалобы, Заявителем обжалуется неправомерное предъявление требования к участнику о наличии специального опыта поставки растворов моющих для промывки маслосистем турбоагрегатов, энергетических котлов ТЭС.

В соответствии с пунктами 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

-требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Аналогичные требования установлены пунктом 9.3 Положения о закупках.

Согласно пункту 1.9.3.2 Положения о закупках при проведении закупок могут быть установлены квалификационные требования к участникам закупки, в том числе: осуществление участниками закупки за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке, поставок товаров, выполнение работ (оказание услуг), аналогичных поставкам товаров, выполнению работ (оказанию услуг), являющихся предметами закупок.

В соответствии с пунктом 4.8 Технического задания Закупочной документации участник обязан предоставить информацию о договорах поставки растворов моющих для промывки маслосистем турбоагрегатов, энергетических котлов ТЭС по форме «Специальный опыт участника» Закупочной документации за последние 3 года.

Пунктом 4.4.7 Раздела 4 «Образцы форм документов, включаемых в заявку» установлена соответствующая форма представления информации «Специальный опыт Участника».

Таким образом, Заказчиком установлено требование о наличии у участника опыта поставки товаров, аналогичных предмету Закупки за 3 года, что не противоречит Положению о закупках.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, установление обжалуемого требования нацелено на выявление в результате проведения Закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений, а также при условии возможности установления квалификационных требований в соответствии с Положением о закупках.

Заявителем, в свою очередь, не представлено доказательств невыполнимости данного требования, а также доказательств ограничения количества участников.

Таким образом, жалоба в части неправомерного установления указанного требования признается необоснованной.

Кроме того, Заявитель в тексте жалобы указывает на неразмещение Заказчиком конкретных характеристик закупаемой продукции (в редакции документации, размещенной в ЕИС 21.11.2017).

Заказчик указанный довод не оспаривал, при этом указал, что ответом на разъяснение положений Закупочной документации 01.12.2017 (после подачи жалобы Заявителем) Заказчиком были внесены изменения в Закупочную документацию путем установления конкретных характеристик закупаемой продукции.

К числу основных принципов, которым надлежит руководствоваться заказчикам, относятся принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 9.3 Положения о закупках, жалоба Заявителя в указанной части признается обоснованной.

При этом Заказчиком 01.12.2017 устранены указанные нарушения путем внесения изменений в Закупочную документацию.

Также Заявитель обжалует неправомерное установление требования о представлении в составе заявки технической документации на товар, письма производителя, подтверждающего возможность поставки, а также требования о возможности Заказчика на любом из этапов Закупки провести инспекцию заявленной имеющейся в наличии продукции.

Согласно пункту 4.3 Технического задания Закупочной документации участник в составе своей заявки должен представить следующие документы:

-сертификат/паспорт качества на Продукцию;

-паспорт безопасности (если применимо);

-санитарно – эпидемиологическое заключение, с указанием гигиенических характеристик Продукции или обоснование отсутствия данного документа.

В соответствии с пунктом 4.5.1 Технического задания Закупочной документации в случае, если Участник не является производителем (изготовителем) Продукции, в состав своей заявки он должен включить письмо, выданное производителем (изготовителем) Продукции, о готовности производителя (изготовителя) Продукции осуществлять отпуск Продукции для нужд Заказчика (форма согласно Приложению № 2 к ТЗ).

Пунктом 4.5.2 Технического задания Закупочной документации установлено, что Участник/коллективный участник может не располагать возможностью по предоставлению письма от производителя (изготовителя) Продукции, указанной выше, если Продукция приобретается не у производителя (изготовителя) Продукции, а у лица, уполномоченного производителем (изготовителем) Продукции на реализацию Продукции (далее – Уполномоченное лицо).

Уполномоченным лицом может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, полномочия на реализацию Продукции удостоверены соответствующим актуальным (действительным) документом, выданным производителем (изготовителем) Продукции.

В этом случае Участником/коллективным участником в состав своей Заявки включается письмо, выданное Уполномоченным лицом, о готовности Уполномоченного лица осуществить отпуск Продукции для нужд Заказчика (форма Приложению № 2 к ТЗ). При этом Участником/коллективным должна быть приложена копия актуального (действительного) документа, выданного производителем (изготовителем) Продукции, удостоверяющего полномочие Уполномоченного лица на реализацию Продукции данной (изготовителя) Продукции.

В качестве такого удостоверяющего документа может быть представлен, например: документ, удостоверяющий у участника статус дилера или дистрибьютера или представителя производителя (изготовителя) Продукции; договор/соглашение, заключенные с производителем (изготовителем) Продукции на реализацию/ приобретение Продукции указанной производителя (изготовителя); письмо производителя (изготовителя) Продукции, удостоверяющее передачу полномочий на реализацию Продукции указанного производителя (изготовителя) Продукции и т.п. Каких-либо требований к форме удостоверяющего документа не устанавливается.

В соответствии с пунктом 2.3.1.9 Закупочной документации участник обязан, в том числе: предоставить Организатору/Заказчику (по требованию Организатора/Заказчика) возможность на любом из этапов запроса предложений провести инспекцию заявленной имеющейся в наличии Продукции.

Таким образом, Заказчиком установлено требование о представлении в составе заявки технической документации на поставляемый товар, а также письма/удостоверяющего документа, выданного производителем/уполномоченным лицом, подтверждающего возможность поставки товара, а также обязанность участника представить возможность Заказчику провести инспекцию имеющегося в наличии товара.

Требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование о представлении в составе заявки технической документации на товар, документов, подтверждающих возможность поставки участником продукции в установленные сроки, выданных производителем/уполномоченным лицом, ставят участников Закупки в зависимость от лиц, изготавливающих соответствующий товар.

Требование о представлении, в том числе, технической документации на товар, а также письма/удостоверяющего документа, выданного производителем/ уполномоченным лицом на этапе подачи заявки обременяют участника закупки заблаговременно обратиться к производителю продукции, а также налагает дополнительные обязательства на участника для целей принятия участия в Закупке.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя продукции как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении указанных документов, возможность участников закупки подать заявку на участие в Закупке в соответствии с указанными требованиями всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителей/уполномоченных лиц, что ограничивает возможность участия в Закупке.

Требование о возможности Заказчика провести инспекцию имеющегося в наличии товара и обязанности участника обеспечить такую возможность на любом этапе Закупки также обременяют участника закупки заблаговременно приобрести указанную в Техническом задании продукцию, а также налагает дополнительные финансовые обязательства на участника для целей принятия участия в Закупке.

Заказчиком на заседании Комиссии не представлено обоснование установления требований о представлении указанных документов на этапе подачи заявок, как и не представлено доказательств влияния представления указанных документов на возможность исполнения условий договора, в том числе, невозможность исполнения условий договора без указанных требований. Также Заказчиком не представлено доказательств правомерности установления требования о возможности проведения Заказчиком проверки имеющегося в наличии товара на любом этапе Закупки.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений необходимо учитывать требования антимонопольного законодательства, запрещающие осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные требования в указанном случае являются избыточными, поскольку для их исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе запросить вышеуказанные документы у производителя, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Кроме того, установленное требование может привести к ограничению количества участников Закупки, способных исполнить условия договора, но не предоставивших указанные документы на этапе подачи заявки, в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя обоснованной в указанной части.

При этом, согласно представленным сведениям, Закупка была отменена Заказчиком 05.12.2017 (до окончания подачи заявок).

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неразмещения Заказчиком конкретных характеристик закупаемой продукции, неправомерного установления требования о представлении в составе заявки технической документации на товар, письма производителя, подтверждающего возможность поставки, а также требования о возможности Заказчика на любом из этапов Закупки провести инспекцию заявленной имеющейся в наличии продукции, в остальной части — необоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1, пункта 1 части 10 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 9.3 Положения о закупках.

    3. Обязательное для исполнения предписание Заказчику не выдавать, так как Закупка отменена 05.12.2017.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны