Решение б/н Решение и предписание по жалобе САО «ВСК» на действия зака... от 16 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. САО «ВСК»

ул. Островная, д. 4, Москва, 121552
 

  1. Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда прямых инвестиций»
    (АО «УК РФПИ»)
    наб. Пресненская, д. 8, стр. 1 МФК «Город Столиц», Южная башня, 7, 8 этаж, Москва, 123112
     

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2597/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.12.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей:

от САО «ВСК»:

от АО «УК РФПИ»

от ООО «РС Управление инвестициями»/ООО «РФПИ Корпоративнй центр»/ООО «РКИФ Управление инвестициями»/АО «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций»

рассмотрев жалобу САО «ВСК» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — АО «УК РФПИ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций», группы компаний РФПИ (ООО «РФПИ Корпоративный центр», ООО «РКИФ Управление инвестициями», ООО «РС Управление инвестициями») и членов их семей (реестровый № 31705722201) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка оценки и сопоставления заявок по критерию «Полнота предоставляемых услуг».

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылку на часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедуры (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Закупки опубликовано в ЕИС 09.11.2017. Дата окончания приема заявок — 17.11.2017, дата рассмотрения заявок — 22.11.2017, дата подведения итогов — 27.11.2017.

Исходя из итогового протокола рассмотрения заявок, оценки и сопоставления предложений участников процедуры закупки от 30.11.2017 заявке Общества присвоено третье место (56,93 баллов). По критерию «Полнота предоставляемых услуг» Обществу присвоено 0 баллов.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 4.16.1 Закупочной документации оценка заявок допущенных Участников закупок осуществляется в порядке и в соответствии с критериями оценки заявок, указанными в Разделе 5 «Информационная карта» Закупочной документации.

Пунктом 18 Информационной карты установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки:

Стоимостные критерии оценки:

Цена Цi - 60 %;

Нестоимостные критерии оценки:

Квалификация участника запроса предложений Квi -10 %;

Полнота предоставляемых услуг Оуi -25 %;

Условия Уi -5 %.

Согласно пункту 19 Информационной карты установлен следующий порядок оценки по критерию «Полнота предоставляемых услуг» (Боуi):

распределение баллов по подкритериям производится в соответствии с формой 6 (Таблица 1) закупочной документации. Баллы присваиваются в зависимости от присвоенного Участнику места (1-е - самое высокое) в зависимости от количества совпадений ответов Участника с заданными Целевыми значениями. Распределение мест/присвоение баллов производится по след. Таблице:

 

№ места

Кол-во совпадений Целевых значений с ответами Участника, минимум

Набранные баллы (максимальная оценка: 25 баллов)

1 место

187

25

2 место

182

10

3 место

177

5

4 место

172

2,5

5 место и ниже

167

0

 

С учетом изложенного, в Конкурсной документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.

Как отмечает Заявитель, по спорному критерию Обществом было указано 187 целевых значений, что означает присвоение заявке 25 баллов и определение Заявителя победителем процедуры.

Исходя из представленных Заказчиком на заседании Комиссии письменных пояснений последний отмечает, что САО «ВСК» представило в своей заявке заполненную Форму 6, указав во всех 187 ячейках целевое значение «Да» без предоставления каких-либо комментариев и пояснений.

Как указывает Заказчик, в соответствии с Закупочной документацией Форма 6 предоставляется участником Закупки исключительно с одновременным приложением к ней полных описаний программ/правил страхования, в том числе объема услуг и исключений из программ. Данные документы являются приложениями и неотъемлемой частью Формы 6 и должны оцениваться в совокупности.

Между тем Комиссия отмечает, что указанные Заказчиком сведения о необходимости предоставления документов в качестве подтверждения предоставления соответствущих услуг в Форме 6 отсутствуют.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае к Обществу были предъявлены требования, отсутствующие в Закупочной документации, что привело к начислению 0 баллов по спорному критерию.

Подтверждение обратного не представлено.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке (часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

В рамках проведения процедуры Комиссия считает, что обязательному доведению до сведения участников Закупки подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов оценки и сопоставления их заявок на участие в процедуре, поскольку результаты конкурентной процедуры напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников. Такая информация должна детально раскрывать причины присвоения соответствующего количества баллов, с тем, чтобы исключить возможность Заказчиком в последующем субъективно трактовать причины такого присвоения и предоставить участникам процедуры возможность в случае несогласия с таким решением Заказчика в оспорить его в установленном законом порядке.

Используемый Заказчиком порядок оценки и сопоставления заявок должен быть объективным, исчисляемым, измеряемым и администрируемым, что обеспечит гласность и прозрачность проводимой конкурентной процедуры, равноправие всех ее участников, возможность контроля за ходом ее проведения и правильностью выбора победителя такой процедуры и, наоборот, будет способствовать исключению субъективного правоусмотрения Заказчиком при оценке поданных заявок.

С учетом изложенного, в действиях Заказчика усматривается нарушение положения пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссией принято решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Помимо вышеизложенного, Комиссией установлено, что Заказчиком был заключен договор добровольного медицинского страхования от 01.12.2017 № 17LM2685.

Пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно информации из ЕИС при проведении Закупки 30.11.2017 был составлен итоговый протокол рассмотрения заявок, оценки и сопоставления предложений участников процедуры закупки. Размещение указанного протокола было осуществлено Заказчиком в ЕИС 01.12.2017.

Также, на заседание Комиссии Заказчиком был представлен договор добровольного медицинского страхования от 01.12.2017 № 17LM2685, заключенный по результатам проведения Закупки.

Таким образом, договор по итогам Закупки заключен в день опубликования итогового протокола, то есть до истечения срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии, заказчика в десять дней, установленного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2.2.7.2 Положения о закупках договор заключается в срок, установленный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, Положением о закупках не установлен мораторий на заключение договора в десять дней.

Между тем, из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

На основании вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое Заказчиком Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014 Арбитражного суда Свердловской области.

Таким образом, норма пункта 2.2.7.2 Положения о закупках, не предусматривающая запрет на заключение договора по итогам проведения процедуры в течение десяти дней после опубликования итогового протокола, исключает возможность применение оперативных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и лишает права на обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Положение о закупках в части срока заключения договора.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  1. САО «ВСК»

ул. Островная, д. 4, Москва, 121552
 

  1. Акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда прямых инвестиций»
    (АО «УК РФПИ»)
    наб. Пресненская, д. 8, стр. 1 МФК «Город Столиц», Южная башня, 7, 8 этаж, Москва, 123112
     

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-2597/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

19.12.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 19.12.2017 по делу № 1-00-2597/77-17,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «УК РФПИ» (далее — Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций», группы компаний РФПИ (ООО «РФПИ Корпоративный центр», ООО «РКИФ Управление инвестициями», ООО «РС Управление инвестициями») и членов их семей (реестровый № 31705722201) (далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику внести изменения в Положение о закупках товаров, работ, услуг с учетом решения Комиссии от 19.12.2017 по делу № 1-00-2597/77-17, а именно установить сроки заключения договора, не ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    2. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.

    3. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 19.03.2018.

    4. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 26.03.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны