Решение б/н Решение по жалобе ООО «Сфера» на действия заказчика – ФГУП «... от 24 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2627/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

18.12.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Сфера» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика – ФГУП «ГРЧЦ» (далее — Заказчик) при проведении редукциона на право заключения договора на оказание услуг по хранению, архивированию документов (реестровый № 31705813587) (далее — Редукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Редукциона.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. установление неправомерных требований к составу заявки на участие в Редукционе;

    2. установление неправомерных требований относительно расположения помещения хранилища, размеров такого хранилища, системы пожаротушения и квалифицированного персонала;

    3. отсутствие сведений относительно выполнения дополнительных работ.

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба Заявителя содержит ссылки на часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедуры (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Редукциона опубликовано в ЕИС 30.11.2017. Дата окончания приема заявок — 11.12.2017, дата рассмотрения заявок — 13.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола рассмотрения первых частей заявок аукциона от 13.12.2017 на участие в процедуре подано две заявки, в том числе и заявка Общества, которая признана соответствующей требованиям Документации о закупке. По итогам проведения процедуры Заявителю присвоено второе место.

Согласно доводам жалобы Заявитель указывает на установление неправомерных требований к составу заявки на участие в Редукционе.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 14 Документации о закупке установлено, что участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать лицензиями, разрешениями, свидетельствами или иными документами, необходимыми для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель отмечает, что исходя из изложенного выше пункта Документации о проведении закупки не представляется возможным установить, какая лицензия требуется в составе заявки.

Исходя из письменных пояснений Заказчика следует, что пункт 14 Документации о проведении закупки применяется в случае поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющимися лицензируемыми видами деятельности, требующими разрешений, свидетельств или иных документов. В Техническом задании на оказание услуг по хранению, архивированию документов, входящим в состав Документации о проведении закупки требование к обладанию участником лицензией Заказчиком не установлено.

При этом Заявителем не представлено доказательств обратного.

В соответствии с доводом Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного требования относительно расположения помещения хранилища, размеров такого хранилища, системы пожаротушения и квалифицированного персонала.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1 Документации о закупке первая часть заявки на участие в редукционе должна содержать конкретные показатели предлагаемых услуг (наименование, количество, иные), соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) и согласие оказать эти услуги заказчику.

Согласно пункту 1.1 Технического задания место настоящего хранения документов Заказчика: г. Москва, г. Зеленоград, пр-т 4801, д. 7, стр. 3.

Пунктом 2.1 Технического задания установлено, что оказание услуг должно осуществляться квалифицированными сотрудниками Исполнителя в течение всего срока действия настоящего Договора.

В соответствии с пунктом 10.2 Технического задания установлены следующие требования к помещениям хранилища:

высота хранилища должна зависеть от технологического оборудования, принятого для хранения архивных документов, но не менее 2,25 м и, как правило, не выше 4 м;

наличие в хранилище газовой системы пожаротушения;

хранилище должно быть расположено на территории города Москвы.

По мнению Заявителя, изложенные выше требования установлены Заказчиком неправомерно.

Как следует из пояснения Заказчика, Генеральная дирекция Заказчика ФГУП «ГРЧЦ» и филиал ФГУП «ГРЧЦ», для обеспечения нужд которых проводится закупка, располагаются в Центральном федеральном округе г. Москвы, что обосновывает требование о расположении архива на территории г. Москвы.

Относительно требования Заказчика о необходимости осуществления оказания услуг квалифицированными сотрудниками не подразумевает проверку квалификации сотрудников при исполнении договора и не используется для оценки заявок участника.

Комиссия отмечает, что потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Спорные требования Документации о проведении закупки не противоречат действующему законодательству, поскольку ни Закон о защите конкуренции, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам или предмету закупки. Заказчик определяет их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ для своих нужд и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Включение в Документацию о проведении закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из числа участников размещения заказа лиц, не отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупочной процедуре и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов, производственных мощностей, технологического оборудования, материальных ресурсов, технологий, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, а также необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции при условии добросовестности действий заказчика, предъявившего повышенные требования к участникам закупки исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Данные требования не исключают конкуренции, не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам и направлены на удовлетворение нужд заказчика путем формирования любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа.

Кроме того, Заявитель также не представил доказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников Закупки путем установления спорных требований.

Согласно пункту 1.1 Технического задания оказание услуг по хранению, архивированию документов включает в себя, в том числе дополнительные работы, в том числе на территории Заказчика, в период действия настоящего Договора. Объем дополнительных услуг определяется на основании заявок Заказчика.

Заявитель также указывает, что в Документации о закупке отсутствуют сведения относительно выполнения дополнительных работ.

Между тем Комиссией установлено, что вопреки доводу Заявителя в Приложении № 2 к договору возмездного оказания услуг указано, что в дополнительные услуги включается следующее:

погрузочно-разгрузочные работы и перемещение документов Заказчика от места их хранения к Исполнителю, переупаковка в фирменные короба, наклейка новых Идентификационных номеров, составление описи;

транспортировка хранящихся документов Заказчику и обратно к месту хранения;

погрузочные и разгрузочные работы;

подготовка документов к хранению, составление описи;

переплет документов, архивная обработка дел;

выделение дел к уничтожению;

упаковка в короба;

уничтожение документов.

Таким образом, данный довод Заявителя признается несостоятельным.

Комиссия отмечает, что Заявитель, подавая заявку на участие в конкурентной процедуре, согласился с условиями такой документации, порядком заключения и исполнения договора.

Резюмируя изложенное, жалоба Заявителя на действия Заказчика признается необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Редукциона необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Редукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 15.12.2017 № ИШ/64982/17.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны