Решение б/н Решение по жалобе ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на дейс... от 16 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «РегионСтройСервисАвтоматика»

ул. Конева, д. 14, г. Омск, 644123
 

2. Федеральное государственное унитарное предприятие«Спорт-Инжиниринг» (ФГУП «Спорт-Ин»)
ул. Казакова, д. 18, Москва, 105064
 

3. АО «ЕЭТП»
ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5, Москва, 115114
 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2658/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

21.12.2017 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

в присутствии представителей ФГУП «Спорт-Ин»

в отсутствие АО «ЕЭТП», ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (надлежащим образом уведомлены письмом Московского УФАС России от 19.12.2017 № ИГ/65868/17),

рассмотрев жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» (далее — Заявитель, Общество) на действия заказчика — ФГУП «Спорт-Ин» (далее — Заказчик) при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на поставку: мебели для оснащения спортивных объектов; оборудования для оснащения административных зон спортивных объектов; мебельных товаров для оснащения административных зон спортивных объектов; сантехнических аксессуаров для оснащения спортивных объектов; оборудования для оснащения спортивных объектов; специализированных товаров для оснащения спортивных объектов (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858723, 31705858692, 31705858755) (далее — Закупки),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в следующем:

    1. завышение цены за единицу продукции (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858692);

    2. установление неправомерного порядка оценки опыта участников Закупок (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858723, 31705858692) ;

    3. установление порядка предоставления разъяснений положений Закупочной документации, ограничивающего конкуренцию среди участников Закупок (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858723, 31705858692, 31705858755).

Заказчик против удовлетворения жалобы возражал, представил документы по оспариваемой процедуре.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг.

Согласно частям 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции жалобы участников закупок на действия субъектов контроля, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении процедуры торгов в соответствии с Законом о закупках, подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.04.2017 по делу № 304-КГ16-17592, и на основании письма ФАС России от 30.08.2017 № ИА/59767/17 жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, содержащие основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, либо ссылки на части 1, 5 статьи 17 Закона защите конкуренции, подлежат рассмотрению в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалобы Заявителя содержат ссылки на часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления процедур (далее — Положение о закупках), размещено в Единой информационной системы в сфере закупок на www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858690) опубликовано в ЕИС 09.12.2017. Дата окончания приема заявок — 16.12.2017, дата рассмотрения заявок — 18.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 18.12.2017 № 31705858690-01 на участие в закупке подано четыре заявки.

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858482) опубликовано в ЕИС 08.12.2017. Дата окончания приема заявок — 16.12.2017, дата рассмотрения заявок — 18.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 18.12.2017 № 31705858482-01 на участие в закупке подано четыре заявки.

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858277) опубликовано в ЕИС 08.12.2017. Дата окончания приема заявок — 16.12.2017, дата рассмотрения заявок — 18.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 18.12.2017 № 31705858277-01 на участие в закупке подано четыре заявки.

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858723) опубликовано в ЕИС 09.12.2017. Дата окончания приема заявок — 18.12.2017, дата рассмотрения заявок — 18.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 18.12.2017 № 31705858723-01 на участие в закупке подано две заявки.

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858692) опубликовано в ЕИС 09.12.2017. Дата окончания приема заявок — 18.12.2017, дата рассмотрения заявок — 18.12.2017, дата подведения итогов — 18.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 18.12.2017 № 31705858692-01 на участие в закупке подано две заявки.

Извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858755) опубликовано в ЕИС 09.12.2017. Дата окончания приема заявок — 22.12.2017, дата рассмотрения заявок — 22.12.2017, дата подведения итогов — 22.12.2017.

Исходя из протокола вскрытия конвертов от 22.12.2017 № 31705858755-01 на участие в закупке подана одна заявка.

Между тем Заявитель заявки на участие в Закупках не подавал.

Относительно довода Заявителя о завышение цен за единицу продукции (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858692), Комиссией установлено следующее.

В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства России от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

С учетом изложенного, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов и порядок заключения договоров.

Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган не наделен полномочиями по рассмотрению вопросов, связанных с правомерностью формирования начальной (максимальной) цены, в том числе начальной цены за единицу продукции.

Таким образом, доводы жалоб Заявителя в рассмотренной части остаются без рассмотрения.

Вместе с тем Заказчик на заседании пояснил, что начальная (максимальная) цена сформирована на основании коммерческих предложений.

Как отмечает Заявитель, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерного порядка оценки опыта участников Закупок (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858723, 31705858692).

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 20.5 Закупочной документации установлены следующие критерии оценки заявок:

п/п

Значимость критерия, %

(коэффициент значимости, КЗ)

Значение показателя в баллах (коэффициент значимости, КЗП)

Наименование

2.6.6

60 (0,6)

 

Цена договора (ЦБi),

2.6.7

40 (0,4)

 

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (КVi):

2.6.7.1

 

80 (0,8)

Опыт участника по успешной поставке аналогичного товара (КVAi)

2.6.7.2

 

20 (0,2)

Деловая репутация участника закупки по успешной поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) (КVBi)

 

Пунктом 20.6.7.1 Закупочной документации установлен следующий порядок оценки по критерию «Опыт участника по успешной поставке аналогичного товара (КVAi)»:

 

Показатели

Предельные

величины значимости

Опыт участника закупки по успешной поставке аналогичного товара

(величина значимости показателя: 80 баллов)

Опыт участника. К оценке принимаются договоры (контракты), заключенные и исполненные в полном объеме в период с 01.01.2013 и до даты подачи заявки на участие в закупке. Такие договоры (контракты) должны быть на поставку аналогичных предмету настоящей закупки товаров для оснащения объектов, предназначенных для подготовки и проведения спортивных мероприятий и/или объектов инфраструктуры, предназначенных для подготовки и проведения спортивных мероприятий (к учету принимаются контракты и договоры на поставку аналогичных товаров на футбольные стадионы, ледовые арены, тренировочные площадки, спортивные комплексы и иные спортивные объекты, а также на поставку аналогичных товаров на любые объекты инфраструктуры, входящие в состав таких объектов). К подсчету принимаются контракты и/или договоры на поставку аналогичного товара на сумму не менее 60% от начальной (максимальной) цены настоящей закупки. Для оценки данного показателя участнику необходимо заполнить Форму 3 и предоставить копии исполненных в период с 01.01.2013 и до даты подачи заявки на участие в закупке участником закупки контрактов /договоров с итоговыми актами о выполнении без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта/договора по вине участника. Сведения о наличии опыта участника должны подтверждаться копиями контрактов, договоров (актами о приемке товара, подтверждающими исполнение контракта/договора в полном объеме). В качестве документов, подтверждающих исполнение контракта/договора в полном объеме, могут быть представлены итоговые акты, акты сверки взаиморасчетов, подтверждающие выполнение Участником закупки обязательств в полном объеме.

При отсутствии подтверждающих сведений

0 баллов

 

1-4 контракта (договора) с подтверждающими копиями актов о приемке товара

15 баллов

 

5-9 контрактов (договоров) с подтверждающими копиями актов о приемке товара

40 баллов

 

10 и более контрактов (договоров) с подтверждающими копиями актов о приемке товара

80 баллов

 

При этом указанный порядок оценки не противоречит Положению о закупках.

Исходя их письменных пояснений Заказчик указывает, что оценка опыта поставки товаров именно на спортивные объекты или объекты инфраструктуры, входящие в состав таких объектов, связана со сложностью поставки и последующего монтажа на семь стадионов, площадь каждого из которых в среднем более 80 000 кв.м. Указанные объекты только вводятся в эксплуатацию, необходим опыт взаимодействия на подобных объектах поставщика и подрядчика по строительству для решения всех возникающих вопросов в ходе поставок.

Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Комиссия отмечает, что спорное положение Закупочной документации соотносимо с предметом Торгов, не противоречит действующему законодательству, Положению о закупках, поскольку ни Закон о защите конкуренции, ни Закон о закупках не содержат закрытого перечня критериев, которые могут предъявляться к участникам закупки. Заказчик определяет их в соответствии с основными целями Закона о закупках, в том числе создавая условия для своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ для своих нужд и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Включение в Закупочную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из числа участников размещения заказа лиц, не отвечающих предъявляемым квалификационным требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупочной процедуре и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Повышенные требования к участникам закупки, связанные с наличием у них финансовых ресурсов, производственных мощностей, технологического оборудования, материальных ресурсов, технологий, опыта работы, связанного с предметом закупки и деловой репутации, а также необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора сами по себе не могут свидетельствовать об ограничении конкуренции при условии добросовестности действий заказчика, предъявившего повышенные требования к участникам закупки исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности. Данные требования не исключают конкуренции, не могут расцениваться как ограничение одних и предоставление преимуществ другим субъектам и направлены на удовлетворение нужд заказчика путем формирования любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа.

Невозможность исполнения условий Закупочной документации сама по себе не свидетельствует о неправомерности установленных требований.

Кроме того, Заявитель также не представил доказательств, подтверждающих факт необоснованного ограничения количества участников Закупок путем установления спорного требования.

Также заказчик на заседании Комиссии пояснил, что иным участникам присвоены максимальные баллы при отсутствии опыта.

Учитывая изложенное, жалобы Заявителя в рассмотренной части признаются необоснованными.

В соответствии с доводами Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении порядка предоставления разъяснений положений Закупочной документации, ограничивающего конкуренцию среди участников Закупок (реестровые №№ 31705858690, 31705858482, 31705858277, 31705858723, 31705858692, 31705858755).

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.

В соответствии с пунктом 10 статьи 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 4.1 Закупочной документации участник закупки вправе направить Заказчику запрос на разъяснения положений настоящей документации в электронном виде через личный кабинет Участника закупки на ЭТП в соответствии с регламентом ЭТП в срок не позднее чем за 5 (Пять) рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕИС:

извещения о проведении Закупок (реестровые №№ 31705858482, 31705858277) опубликованы в ЕИС 08.12.2017, при этом сроком окончания подачи заявок определено 16.12.2017.

извещение о проведении Закупки (реестровый № 31705858690) опубликовано в ЕИС 09.12.2017, при этом сроком окончания подачи заявок определено 16.12.2017;

извещения о проведении Закупок (реестровые №№ 31705858723, 31705858692) опубликованы в ЕИС 09.12.2017, при этом сроком окончания подачи заявок определено 18.12.2017;

извещение о проведении Закупки (реестровые №31705858755) опубликовано в ЕИС 09.12.2017, при этом сроком окончания подачи заявок определено 22.12.2017.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

С учетом изложенного, у участников Закупок (реестровые №№ 31705858482, 31705858277) имелась возможность направить запрос о предоставлении разъяснений положений Закупочной документации только 08.12.2017.

Относительно закупочных процедур под реестровыми №№ 31705858692, 31705858723 Комиссия отмечает, что у участников Закупок в принципе отсутствовала возможность подать запрос на разъяснение положений Закупочной документации.

Комиссия приходит к выводу, что установление подобного короткого срока на направление соответствующего запроса либо отсутствие вообще такой возможности ограничивает права и законные интересы потенциальных участников закупок и нарушает пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, жалоба Заявителя на действия Заказчика признается обоснованной.

Заказчик на заседании Комиссии сообщил, что на все запросы о разъяснении положений Закупочных документаций (даже направленные за пределами установленного срока) были предоставлены ответы.

Между тем Комиссия отмечает, что Заявитель заявку на участие в Закупках не подавал, запрос о разъяснении положений Закупочных документаций в адрес Заказчика не направлял, на заседание Комиссии не явился, доказательств нарушения своих прав и законных интересов не представил.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупок обоснованными в части нарушения порядка предоставления разъяснений положений Закупочной документации, необоснованной в части установления неправомерного порядка оценки опыта участников Закупок, в остальной части оставить жалобы Заявителя без рассмотрения.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как права и законные интересы Заявителя не нарушены.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны