Решение б/н ЗАО «МАКС» на действия заказчика - ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» от 23 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ЗАО «МАКС»

115184, Москва, ул. Малая Ордынка, д. 50

 

2. ФГУП «ГНЦ «НИОПИК»

123995, Москва, ГСП 5, ЦАО, ул. Большая Садовая, д. 1, корп. 4

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-267/77-15 о нарушении

 

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

03.03.2015 г. Москва

 

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

рассмотрев ЗАО «МАКС» на действия заказчика - ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (реестровый № 31501983303), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

 

В Московское УФАС России поступила ЗАО «МАКС» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса котировок на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (реестровый № 31501983303) (далее — Закупка).

 

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в нарушении порядка определения победителя Закупки.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

 

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

29.09.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» (далее — Положение о закупках).

 

03.02.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

 

Согласно извещению о проведении Закупки от 03.02.2015 дата окончания подачи заявок - 09.02.2015, дата рассмотрения и оценки заявок - 09.02.2015.

 

В соответствии с протоколом оценки и сопоставления заявок от 09.02.2015 № б/н Закупочной комиссией принято решение признать победителем и присвоить первый номер заявке САО«ВСК» (ИНН/КПП 7710026574/775001001, ОГРН 1027700186062, 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4). ЗАО «Макс» (ИНН/КПП 7709031643/774401001, ОГРН 1027739099629, 115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, д.50) присвоено второе место.

 

Согласно доводам Заявителя, Заказчиком нарушен порядок определения победителя Закупки. 09.02.2015 года на Официальном сайте был опубликован протокол оценки и сопоставления заявок на право заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, согласно которому победителем Закупки признано САО «ВСК» предложившее цену договора в размере 287 000 рублей. Поскольку САО «ВСК» выиграло запрос котировок с ценой договора в размере 287 000 рублей, то при расчете страхового тарифа участником был применен тариф с учетом коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта. Однако информация об уровне безопасности объекта страхования в Закупочной документации отсутствовала, что говорит о том, что страховщики должны были применить базовую ставку без учета коэффициента в зависимости от уровня безопасности опасного объекта. Учитывая изложенные обстоятельства, ЗАО «Макс» не согласно с признанием САО «ВСК» в качестве победителя Закупки в связи с тем, что ценовое предложение участника не соответствует требованиям действующего законодательства.

 

Заказчик доводам Заявителя возразил и пояснил, что оценка заявок участников осуществлялась исходя из ценовых предложений предложенных участниками Закупки. Единственным критерием, которым руководствовалась Закупочная комиссия была цена. Предложение САО «ВСК» оказалось наиболее выгодным, в связи с чем Закупочной комиссией было принято решение о признании данного участника победителем Закупки.

 

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 6 Извещения о проведении Закупки характеристики оказываемых услуг: в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 № 916.

 

Согласно пункту 13 Извещения котировочная заявка должна содержать:

 

1-заполненную форму котировочной заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок (оригинал);

 

2-выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) подлинник, либо нотариально заверенную копию;

 

3- оформленный проект договора в 2-х экземплярах.

 

Пунктом 15 Извещения к участникам закупки установлены следующие требования:

 

- участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе:

 

- быть правомочным заключать договор;

 

- обладать необходимыми лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;

 

- обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, являющиеся предметом заключаемого договора;

 

- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

 

- не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность, которой приостановлена;

 

- не иметь задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедуры закупки, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник процедуры закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято;

 

- участник процедур закупки должен обладать профессиональной компетентностью, финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, системой управления охраной труда, если указанные требования содержатся в документации процедуры закупки.

 

- не состоять в Реестре недобросовестных поставщиков.

 

В соответствии с пунктом 4.7 Положения о закупках комиссия обязана отстранить участника закупочной процедуры на любом этапе его проведения вплоть до заключения договора в следующих случаях:

 

- установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником закупки в составе заявки;

 

- установление факта проведения в отношении участника закупки ликвидации или наличия решения суда о признании участника закупочной процедуры банкротом и об открытии конкурсного производства;

 

- установление факта приостановления деятельности участника закупки, участника юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

 

- несоответствие заявки требованиям закупочной документации;

 

- наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды на дату подачи заявки;

 

- не внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, на момент рассмотрения заявок, если требование об обеспечении заявки указано Заказчиком;

 

- наличия сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 44-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

 

    • наличия в заявке участника закупки, предложения о цене договора, превышающую начальную (максимальную) цену договора.

 

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее — Закон об обязательном страховании) регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 6 Закона об обязательном страховании для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений не предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения страховая сумма по договору обязательного страхования составляет: 50 миллионов рублей - для опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности.

 

В соответствии с частью 9 статьи 7 Закона об обязательном страховании при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.

 

Согласно части 11 статьи 7 Закона об обязательном страховании порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта устанавливается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Таким образом, понижающий коэффициент принимается исходя из уровня безопасности, который устанавливается профессиональным объединением страховщиков.

 

Президиумом Национального союза страховщиков ответственности протоколом от 13.04.2011 № 27 утвержден «Порядок определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта».

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2011 № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуру и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии» утверждены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуру и порядок применения страховщиками при расчете страховой премии (далее — Страховые тарифы).

 

Базовая ставка страхового тарифа для опасного производственного объекта химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, спецхимии, а также других взрывопожароопасных и вредных производств составляет 0,41% от страховой суммы.

 

Изучив документацию о Закупке, Комиссия установила, что в составе документации отсутствуют сведения, позволяющие участникам Закупки применять при расчете страховой премии дополнительный понижающий коэффициент, в связи с чем участникам Закупки необходимо руководствоваться нормами действующего законодательства, устанавливающими базовые страховые тарифы по типам опасных объектов. Применительно к объекту, являющимся предметом Закупки, подлежит применению базовая ставка 0,41 от страховой суммы.

 

Таким образом, страховая премия по каждому объекту обязательного страхования должна составлять 205 000 руб., в отношении двух объектов — 410 000 руб.

 

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что ценовые предложения участников, не соответствующие ранее названной сумме, не могут оцениваться Закупочной комиссией в качестве надлежащих в силу норм действующего законодательства.

 

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

 

Комиссия, ознакомившись с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в Закупке от 09.02.2015 установила, что к участию в Закупке поступило девять заявок. Семь из поступивших на участие в Закупке заявок признаны не соответствующими требованиям Закупочной документации и отклонены. Так, ООО «БИН страхование» признано не соответствующим требованиям Закупочной документации ввиду следующего - выписка из ЕГРЮЛ просрочена – от 12.08.2013, отсутствует подтверждения наличия профессиональной компетентности, финансовых ресурсов, опыта и людских ресурсов, необходимых для исполнения договора и справка об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков. Заявка ОАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» отклонена в связи с отсутствием в составе заявки заполненной формы котировочной заявки и оформленного проекта договора. ОАО «СОГАЗ» признано несоответствующим в связи с отсутствием справки о ненахождении организации в процессе ликвидации, справки об отсутствии наложенного ареста, справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, подтверждения наличия профессиональной компетентности, финансовых ресурсов, опыта и людских ресурсов, необходимых для исполнения договора, справки об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков. ООО «РОСГОССТРАХ» отклонено ввиду отсутствия копий необходимых лицензий или свидетельств о допуске к оказанию требуемых услуг.

 

Одновременно пунктом 13 Извещении о проведении закупки утвержден закрытый перечень документов, необходимых для представления участниками в составе заявки, а именно: заполненная форма котировочной заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок (оригинал); выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) подлинник, либо нотариально заверенная копия; оформленный проект договора в 2-х экземплярах.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

 

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

Таким образом, оценка заявок на соответствие требованиям документации о Закупке Закупочной комиссией была проведена неправомерно. Отклонение заявок участников, в связи с непредставлением в составе заявке документов, не предусмотренных пунктом 13 Извещении о проведении закупки противоречит Положению о закупке Заказчика, а также Закону о закупках.

 

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об обоснованности довода Заявителя о нарушении порядка определения победителя Закупки.

 

Одновременно Заказчиком на заседание Комиссии представлен договор от 26.02.2015 № 2015/2-110 заключенный по итогам закупки между ФГУП «ГНЦ «НИОПИК» и САО «ВСК».

 

При этом, уведомление о принятии жалобы к рассмотрению направлено в адрес Заказчика 24.02.2015 в 13:38 по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении Закупки.

 

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

 

В соответствии с частью 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

 

Согласно части 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

 

Учитывая ранее изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу, договор от 26.02.2015 № 2015/2-110 заключен с нарушением части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (уведомление о принятии жалобы к рассмотрению направлено в адрес Заказчика 24.02.2015 в 13:38, при этом договор заключен 26.02.2015).

 

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

 

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

    3. Выдать Заказчику обязательно к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны