Решение б/н Решение по жалобе УФНС России по г. Москве на действия орга... от 22 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. УФНС России по г. Москве

ш. Хорошевское, д. 12А, Москва, 125284

 

  1. ООО «Экстра-ОК»

ул. Нижегородская, д. 29-33, стр. 4, Москва, 109052
 

  1. Конкурсному управляющему <...>
     

  2. ООО «МЭТС»
    ул. 3-я Курская, д. 15, г. Орел, 302004

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-2728/77-17 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

09.01.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

в отсутствие: УФНС России по г. Москве, ООО «Экстра-ОК», конкурсного управляющего <...>, ООО «МЭТС» (уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 27.12.2017 № ИШ/67750/17),

рассмотрев жалобу УФНС России по г. Москве (далее — Заявитель) на действия организатора торгов – ООО «Экстра-ОК» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов посредством открытого аукциона по продаже имущества должника ООО «Печорская энергетическая компания» (извещение № 2190650) (далее — Аукцион),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Организатора торгов выразилось в размещении противоречивой информации о результатах Аукциона, нарушении срока размещения сообщения о проведении Аукциона, неразмещении на сайте электронной торговой площадки договора о задатке, установлении неправомерных требований к составу заявки на участие.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Согласно пункту 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном подпунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 указанного закона.

Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 утвержден Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок проведения торгов).

Сообщение о проведении торгов посредством открытого аукциона по продаже имущества должника ООО «Печорская Энергетическая Компания» № 77032406070 от 27.10.2017 опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 28.10.2017 № 202, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) (сообщение № 2190650 от 27.10.2017). Форма проведения торгов: открытый аукцион.

Согласно сообщению о проведении Торгов Организатор торгов - ООО «ЭКСТРА-ОК» (почтовый адрес: 109052, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 29-33, стр. 4, ОГРН 1157746233700, ИНН 7722320725, электронный адрес: exstra-oc@bk.ru, тел. 89035719455) по поручению конкурсного управляющего ООО «Печорская Энергетическая Компания» (ОГРН 1021100877049; ИНН 1105011643; адрес: 117393, г. Москва, ул. Профсоюзная, 56, комнаты 42,43,44,45) сообщает о проведении торгов в электронной форме на электронной площадке ООО «МЭТС» (адрес: 302030, Орловская область, г. Орел, ул. Новосильская, д 11, помещение 4, ИНН 5751039346; адрес сайта электронной торговой площадки - http://m-ets.ru/) в форме открытого аукциона с открытой формой подачи предложения о цене имущества.

Лот №1:

- права требования к ИП Румынин М.В. на сумму 2 649,47 руб., права требования к ЗАО «Газ и Нефть Транс» на сумму 3 471 107,70 руб., права требования к ООО «Коми-Ухта» на сумму 148 380 568,00 руб., права требования к ООО «Компания Газ и Нефть» на сумму 102 962 641,00 руб.

- 100% акций Акционерного общества «Новая Печорская Энергетическая компания» (ИНН 7728348981), образованного в результате замещения активов в рамках процедуры банкротства ООО «Печорская Энергетическая Компания» (дело о банкротстве №А40-235084/15-36-114Б).

Начальная цена лота №1 - 692 758 878 руб.

Прием заявок на участие в торгах производится по адресу Электронной площадки. Дата и время начала представления заявок: 30.10.2017 10.00 (время московское), дата и время окончания представления заявок: 06.12.2017 10.00 (время московское).

Торги состоятся 07.12.2017 в 10.00 (время московское) по адресу Электронной площадки.

Комиссия, изучив предоставленные документы и сведения, установила следующее.

Исходя из текста жалобы, Организатором торгов в ЕФРСБ размещена противоречивая информации о результатах Аукциона.

Согласно части 17 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если не были представлены заявки на участие в торгах или к участию в торгах был допущен только один участник, организатор торгов принимает решение о признании торгов несостоявшимися.

Частью 18 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что в случае признания торгов несостоявшимися и незаключения договора купли-продажи с единственным участником торгов, а также в случае незаключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов внешний управляющий в течение двух дней после завершения срока, установленного настоящим Федеральным законом для принятия решений о признании торгов несостоявшимися, для заключения договора купли-продажи предприятия с единственным участником торгов, для заключения договора купли-продажи предприятия по результатам торгов, принимает решение о проведении повторных торгов и об установлении начальной цены продажи предприятия

Согласно пункту 7.1 Порядка проведения торгов по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися, в том числе, при проведении торгов с использованием открытой или закрытой формы представления предложений о цене - не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах не допущен ни один заявитель или допущен только один участник.

Организатор торгов на заседание Комиссии не явился, однако представил письменные пояснения, согласно которым в соответствии с решением от 06.12.2017 № 23240-ОАОФ/1 (опубликовано на ЭТП) в связи с тем, что до участия в Аукционе допущен один участник ООО «ПЕРСЕЙ-КАНЦ», принято решение о признании торгов несостоявшимися.

Организатором торгов было опубликовано сообщение о результатах Аукциона (№ 2304579 от 11.12.2017 в ЕФРСБ), согласно которому торги признаны не состоявшимися.

Договор купли-продажи акций и договор купли-продажи прав требований были заключены с единственным участником Аукциона - ООО «ПЕРСЕЙ-КАНЦ» (сообщение о заключении договора № 2319772 от 19.12.2017 в ЕФРСБ).

Таким образом, Организатором торгов был заключен договор с единственным участником Аукциона, что не противоречит требованиям законодательства о банкротстве.

Кроме того, вопреки доводу Заявителя, в составе сообщения о результатах Аукциона в ЕФРСБ № 2304579 от 11.12.2017 не содержится информации об отсутствии заявок на участие в Аукционе.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного, а также доказательств наличия в указанных сообщениях противоречий.

В связи с изложенным, жалоба Заявителя признается необоснованной в указанной части.

Также Заявителем обжалуется нарушение Организатором торгов срока размещения сообщения о проведении Аукциона, неразмещение на сайте электронной торговой площадки договора о задатке.

Согласно части 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в ЕФРСБ без опубликования в официальном издании.

Согласно представленным пояснениям Организатора торгов, сообщение о проведении Аукциона опубликовано газете «Коммерсантъ» (№ 77032406070 от 27.10.2017), а также в ЕФРСБ (сообщение № 2190650 от 27.10.2017).

Согласно сообщению о проведении Аукциона дата и время начала представления заявок: 30.10.2017 10:00, дата и время окончания представления заявок: 06.12.2017 10:00.

Таким образом, срок представления заявок на участие в Аукционе составляет более чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении Аукциона (с 27.10.2017 по 06.12.2017).

Также Организатором торгов представлены пояснения, согласно которым проект договора купли-продажи и подписанный электронной подписью Организатора торгов договор о задатке размещены на сайте электронной площадки ООО «МЭТС» http://m-ets.ru/.

Комиссией установлено, что проект договора о задатке размещен на сайте ЭТП (сообщение № 23240-ОАОФ, файл «Проект Соглашения о задатке.doc»).

Следовательно, вопреки доводу Заявителя, договор о задатке размещены на сайте ЭТП в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.

Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств обратного.

Таким образом, жалоба Заявителя признается необоснованной в указанной части.

Также Заявитель указывает на установление Организатором торгов требований к составу заявки на участие в Аукционе, не соответствующих требованиям Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе: порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению.

Согласно части 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Учитывая, что рассматриваемые Торги проходят в электронной форме, участнику процедуры необходимо представить в составе заявки вышеуказанную информацию.

Изучив представленные на заседание документы, Комиссия установила следующее.

Согласно сообщению о проведении Аукциона к заявке на участие в торгах должны прилагаться посредством электронного документооборота в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью, копии следующих документов: выписки из ЕГРЮЛ, действительной на день представления заявки, или нотариальной копии такой выписки (для юридического лица), выписки из ЕГРИП, действительной на день представления заявки, или нотариальной копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), документов, удостоверяющих личность (для физического лица), надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица); документов, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; копии документов, подтверждающих полномочия руководителя (для юридических лиц); решения об одобрении или о совершении крупной сделки, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и если для участника открытых торгов приобретение имущества (предприятия) или внесение денежных средств в качестве задатка являются крупной сделкой и документов, подтверждающих наличие или отсутствие оснований для получения указанного разрешения для заявителя (для юридического лица), описи представленных заявителем документов.

Организатором торгов представлены письменные пояснения, согласно которым требования сообщения к составу заявки соответствуют требованиям части 11 статьи 110 Закона о банкротстве (в редакции, действующей для процедуры банкротства ООО «ПЭК»).

Вопреки доводу Организатора Комиссия не может согласиться с доводом Организатора торгов относительно правомерности включения в сообщение о проведении Аукциона требований к составу заявки, указанных в абз. 8, 9 части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, в том числе: выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

При этом, исходя из упомянутой нормы права (в редакции, действовавшей на момент объявления о проведении торгов (27.10.2017), к заявке на участие в торгах прилагается указанный перечень документов (кроме случаев проведения торгов в электронной форме).

Таким образом, исходя из буквального толкования положений части 11 статьи 110 Закона о банкротстве необходимость представления указанных документов не отнесена к случаям проведения торгов в электронной форме.

Организатор торгов в письменных пояснениях указал, что изменения в положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 23.06.2016 № 222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу названного закона.

Комиссией данный довод Организатора торгов отклоняется в связи со следующими обстоятельствами.

Изменения в положения указанной нормы (в части состава заявки на участие в торгах) внесены подпунктом «г» части 6 статьи 4 Закона о внесении изменений согласно части 4 статьи 13 которого названные изменения вступают в силу с 01.09.2016.

Таким образом, на момент объявления о проведении Аукциона (27.10.2017) упомянутые изменения в законодательстве о банкротстве уже действовали.

В силу части 7 статьи 13 Закона о внесении изменений к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до вступления в силу названного закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу Закона о внесении изменений, применяются положения Закона о банкротстве без учета изменений, внесенных соответствующим законом.

Вместе с тем, такая юридическая категория, как «торги», по своей правовой природе представляет собой специальный способ реализации либо приобретения имущества, который в силу своей специфики не может быть отнесен к числу элементов, составляющих процедуру банкротства в понимании статей 2, 110 Закона о банкротстве.

Учитывая отсутствие в названном законе четкого исчерпывающего определения упомянутой процедуры и перечня составляющих ее элементов, вести речь об ограничении правового регулирования названной процедуры исключительно рамками Закона о банкротстве не приходится. В этой связи в целях применения названной категории в рамках процедуры банкротства необходимо исходить из того, что торги на реализацию имущества должника подлежат проведению в порядке, установленном Законом о банкротстве, по общим правилам, определенным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ), с соблюдением запретов и ограничений, установленных Законом о защите конкуренции.

Указанное обстоятельство означает, что торги, хотя и включенные номинально в процедуру банкротства, не являются ее частью в том смысле, который придан этой процедуре Законом о банкротстве.

Таким образом, применительно к Закону о банкротстве использованное в статье 13 Закона о внесении изменений понятие «дело о банкротстве» касается исключительно тех процессуальных действий, которые осуществляются сторонами дела по требованию суда либо судом самостоятельно (подача заявления на вступление в очередь кредиторов, назначение внешнего управляющего, удовлетворение требований кредиторов за счет реализованного имущества), однако торги, как особая и самостоятельная правовая категория в силу специфики процедуры ее проведения, подлежит исключению из названного понятия, в связи с чем требования части 7 упомянутой статьи Закона о внесении изменений на торги, проводимые в рамках процедуры банкротства, не распространяются, ввиду чего изменения в статью 110 Закона о банкротстве подлежат применению сразу после их вступления в силу (01.09.2016), вне зависимости от даты открытия конкурсного производства, поскольку торги составляющим элементом дела о банкротстве не являются, вопреки утверждению Организатора торгов об обратном.

Приведенный правовой подход наиболее полно отвечает основной цели выставления имущества на публичную продажу — достижению наивысшей цены за отчуждаемое имущество с тем, чтобы обеспечить максимально возможное удовлетворение требований кредиторов должника, поскольку названный подход направлен на расширение круга потенциальных участников торгов путем устранения возможных препятствий к подаче ими заявок на участие в торгах.

В связи с изложенным, приведенные Организатором торгов доводы о необоснованном применении антимонопольным органом нормоположений, не подлежащих применению в настоящем случае основаны на неправильном толковании норм материального права, что подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 № 09АП-15304/2017 по делу № А40-252089/16.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов должника.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

Установление требований к составу заявки, не соответствующих требованиям Закона о банкротстве, не соответствует ни целям реализации имущества должника, ни целям конкурсного производства.

Учитывая изложенное, действия Организатора торгов, выразившиеся в установлении требований к составу заявки, нарушают положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, ввиду чего жалоба Заявителя признается обоснованной в указанной части.

При этом, Заявитель заявку на участие в Аукционе не подавал, подал жалобу в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок, подведения итогов Аукциона.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Организатора торгов при проведении Аукциона обоснованной в части устанволения неправомерных требований к составу заявки, в остальной части - необоснованной.

    2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 11 статьи 110 Закона о банкростве.

    3. Организатору торгов обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку по итогам Аукциона заключен договор, выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны