Решение б/н Решение по жалобе ООО ПГ «УралВторМет» на действия - ОАО «Т... от 13 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО ПГ «УралВторМет»

    620014, г. Екатеренбург, ул. Добролюбова,
    д. 16А, оф. 8

     

  2. ОАО «Торговый дом «РЖД»

    105066, Москва, Нижняя Красносельская,
    д. 39, кор. 1

     

  3. ОАО «РЖД»

    107174, Москва, ул. Басманная Н., д. 2

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-310/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

10 марта 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО ПГ «УралВторМет» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Торговый дом «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора с целью выбора организаций, осуществляющих работу по демонтажу и разборке объектов основных средств и материальных ценностей ОАО «РЖД», переработку, заготовку лома черных и цветных металлов в 2015-2017 гг. (реестровый № 31401879929) (далее — Закупка).

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

  1. в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Закупке;

  2. во внесении изменений в извещение о проведении Закупки с нарушением сроков;

  3. в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о порядке размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг для осуществления основных видов деятельности Заказчика, утверждено решением совета директоров Заказчика, протокол от 30.11.2012 № 22-2012 (далее — Положение о закупке).

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 26.12.2014 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок — 21.01.2015. Подведение итогов — 17.02.2015.

1. Согласно выписке из протокола совместного заседания экспертной группы и организатора по рассмотрению заявок от 17.02.2015 № 7627 прошедшими прежварительный квалификационный отбор признаны: ООО «КРОНОС», ООО «ТрансЛом», ООО «Черметинвест-Т», ООО «Компания ЛЕСТА-М». ООО ПГ «УралВторМет» отказано в допуске к участию в Закупке на основании подп. 1 п. 2.7.9. квалификационной документации в связи с непредставлением в полном объеме документов в соответствии с требованиями, указанными в пп. 5 п. 2.4. квалификационной документации предварительного квалификационного отбора № 7627/ПО – ОАО «ТД РЖД»/2015-2017/Д.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.7.9 Закупочной документации претендент не допускается к участию в квалификационном отборе в случае непредставления определенных квалификационной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и/или информации не соответствующей действительности.

В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 2.2 Закупочной документации претендент должен иметь оборудование, указанное в приложении № 6 к квалификационной документации, необходимое для выполнения работ по демонтажу и разборке объектов основных средств и материальных ценностей ОАО «РЖД».

Согласно подпункту 5 пункта 2.4. Закупочной документации, в подтверждение соответствия указанному в пп. 2 п. 2.2. квалификационной документации требованию, претендент в составе квалификационной заявки представляет сведения об имеющемся у претендента оборудовании, необходимом для осуществления работ по демонтажу и разборке объектов основных средств и материальных ценностей ОАО «РЖД» (по форме приложения № 8 к квалификационной документации, с приложением заверенных печатью претендента и подписью уполномоченного лица копий правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие у претендента оборудования (акты приемо-передачи основных средств (форма № ОС-1) или инвентарные карточки учета объекта основных средств (форма № ОС-6) или акты передачи в эксплуатацию (требование-накладная) или ведомости передачи в эксплуатацию материальных ценностей, не относящихся к основным средствам или договоры аренды оборудования и материальных ценностей)).

Таким образом, в подтверждение соответствия квалификационному требованию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 2.2 Закупочной документации претендент представляет действительные правоустанавливающие документы, указанные в пп. 5 п. 2.4. квалификационной документации, подтверждающие наличие у претендента оборудования, необходимого для осуществления работ, по виду и количеству, указанному в приложении № 6 квалификационной документации.

На заседании Комиссия, согласно пояснениям Заказчика, установила, что в составе заявки Заявителем представлен договор аренды от 01.04.2014 № 1-2014, заключенный с ООО «УЗПМ», и договор аренды от 01.04.2013 № 6, заключенный с ООО «Компания ПРАЙД», подтверждающие наличие в пользовании и владении заявителя оборудования, указанного в приложении № 6 квалификационной документации. Однако в соответствии с условиями указанных договоров срок действия аренды оборудования, заявленного ООО ПГ «УралВторМет» истек 31.12.2014.

Принимая, в том числе, во внимание, что квалификационный отбор проводился с целью выбора организаций на период с 2015 по 2017 год, представление правоустанавливающих документов с истекшим сроком действия является нарушением требований пп. 5 п. 2.4. квалификационной документации.

Более того, заявка заявителя подписана 16.01.2015, что свидетельствует о преднамеренном представлении недействительных правоустанавливающих документов и отсутствии необходимого оборудования у заявителя и квалификации на дату подачи заявки, в связи с чем, заявитель не соответствует квалификационному требованию, установленном подпункта 5 пункта 2.2 Закупочной документации.

Таким образом, отклонение заявки ООО ПГ «УралВторМет» от участия в Закупке является правомерным.

    1. Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках ивещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.

Согласно части 11 статьи 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

В соответствии с пунктом 91 Положение о закупке конкурс с предварительным квалификационным отбором является единой процедурой, проводимой в два этапа. Для проведения такого конкурса организатор проводит сначала предварительный квалификационный отбор организаций, обладающих достаточной квалификацией для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По итогам квалификационного отбора проводится конкурс среди организаций, прошедших квалификационный отбор с целью выбора победителя конкурса.

В соответствии с пунктом 92 Положения о закупке для организации процедуры размещения заказа готовится извещение о проведении предварительного квалификационного отбора, которое размещается в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения не менее чем за 20 дней до окончания срока подачи квалификационных заявок.

На заседании Комиссия установила, что 10.02.2015 на Официальном сайте размещено уведомление о переносе даты подведения итогов Закупки на 17.02.2015. При этом изменения в извещение о проведении Закупки, в Закупочную документацию не вносились.

Таким образом, довод Заявителя в части внесения изменений в извещение о проведении Закупки с нарушением сроков признается необоснованным.

3. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Разделом 2.8 Закупочной документации определен порядок оценки и сопоставления квалификационных заявок, согласно которому при сопоставлении квалификационных заявок и определении претендентов прошедших квалификационный отбор оцениваются следующие критерии:

1) Опыт выполнения работ по демонтажу и разборке грузовых и пассажирских вагонов, электропоездов, локомотивов, путевых машин, прочего специального подвижного состава (далее – ТМЦ), имеющийся у претендента за 2011-2013 гг. Максимальное количество баллов по критерию – 20. Количество баллов определяется путем сопоставления объема выполненных претендентом работ за 2011-2013 гг., с ориентировочным объемом планируемых работ по демонтажу и разборке ТМЦ.

2) Опыт заготовки и переработки металлолома, имеющийся у претендента за 2011-2013 гг. Максимальное количество баллов по критерию – 10. Количество баллов определяется путем сопоставления среднегодовой стоимости заготовленного и переработанного претендентом металлолома за 2011-2013 гг. с ориентировочной стоимостью металлолома, образующегося за квартал на предприятиях ОАО «РЖД».

3) Квалификация претендента, деловая репутация. Максимальное количество баллов по критерию – 3. Оцениваются положительные отзывы/рекомендации/благодарности, представленные претендентом.

4) Квалификация претендента. Производственные площадки, на которых претендентом организовано осуществление работ в соответствии с представленными лицензиями. Максимальное количество баллов по критерию – 39. Оценивается количество полигонов железной дороги ОАО «РЖД», на которых имеются производственные площадки с учётом наличия территории с твердым покрытием для хранения материалов повторного использования и подъездных ж/д путей.

5) Квалификация претендента. Финансовые ресурсы - сроки внесения предоплаты за металлолом. Максимальное количество баллов по критерию – 5. Оценивается срок внесения предоплаты, предлагаемый претендентом.

6) Квалификация претендента. Финансовые ресурсы размер предоплаты за металлолом. Максимальное количество баллов по критерию – 5. Оценивается размер предоплаты, предлагаемой претендентом.

7) Квалификация претендента. Финансовые ресурсы - срок отсрочки платежа за выполненные работы. Максимальное количество баллов по критерию – 5. Оценивается размер отсрочки платежа, предлагаемой претендентом.

8) Квалификация претендента. Наличие у претендента испытательной лаборатории/центра для проведения неразрушающего контроля ремонтопригодных деталей. Максимальное количество баллов по критерию – 8. Оценивается наличие у претендента либо организации, с которой у претендента имеются договорные отношения аккредитованной испытательной лаборатории/центра.

9) Наличие у претендента системы менеджмента качества применительно к осуществлению деятельности по предмету квалификационного отбора. Максимальное количество баллов по критерию – 5. Оценивается система менеджмента качества, применяемая участником закупки.

Оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов, соответствующего условиям, изложенным в квалификационной заявке.

Заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов.

Претенденты, набравшие при оценке необходимое количество баллов (не менее 70), признаются прошедшими предварительный квалификационный отбор и становятся участниками конкурсов на право заключения договоров на право осуществления работ по демонтажу и разборке объектов основных средств и материальных ценностей ОАО «РЖД», переработку, заготовку лома черных и цветных металлов в 2015-2017 гг.

Итоговая оценка заявки каждого из претендентов определяется суммарным количеством баллов на основании вышеуказанных критериев.

На заседании Комиссия установила, что Закупочная документация не содержит информации о прозрачном порядке оценки заявок на участие в Закупке с указанием значимости критериев, также не содержит указания градации баллов по критериям и порядка их присвоения, ограничиваясь наличием только максимального балла по критериям.

Более того, Закупочная документация не содержит даже указания на минимальный показатель, который может быть выставлен по названным критериям. Названное обстоятельство, в свою очередь, лишает участников закупки возможности получить информацию о причинах такого начисления баллов и, при несогласии с решением заказчика, оспорить его действия в установленном порядке, а у контролирующего органа, в свою очередь, отсутствует возможность проверить объективность начисления баллов и правильность определения победителя закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Закупки по критериям, установленным в Закупочной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Закупочной документации отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Закупке признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанное нарушение Заказчика не повлияло на законные права и интересы Заявителя, так как ООО ПГ «УралВторМет» не был допущен до процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке по причине неподтверждения наличия у претендента оборудования, необходимого для осуществления работ, по виду и количеству, указанному в приложении № 6 Закупочной документации.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части неправомерного порядка оценки заявок на участие в Закупке. В остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на законные права и интересы Заявителя.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за проведение оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в закупочной документации, согласно части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны