Решение б/н РЕШЕНИЕ и предписание по делу № 1-00-326/77-18 о нарушении п... от 13 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ассмотрев жалобу ООО «Бытовая химия» на действия заказчика - ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина при проведении открытого запроса цен в электронной форме на приобретение моющих и чистящих средств (реестровый № 31806085442) (далее - Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России 16.02.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отказе в допуске заявки Заявителя на участие в Закупке.

Представители Заказчика возражали против удовлетворения жалобы, представили запрашиваемые в соответствии с письмом Московского УФАС России исх. № ИГ/8866/18 от 22.02.2018 документы по спорной закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

28.06.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

01.02.2018 в ЕИС опубликовано извещение о проведении Закупки. В соответствии с извещением о проведении Закупки дата окончания подача заявок - 09.02.2018, дата рассмотрения заявок - 09.02.2018, дата проведения Аукциона - 09.02.2018. Начальная (максимальная) цена договора (лота) - 871 519,62 руб.

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 09.02.2018 на участие в закупке до окончания срока подачи заявок на участие в закупке подано 7 заявок.

Согласно протоколу об определении участников от 09.02.2018 заявка ООО «Бытовая химия» признана не соответствующей требованиям документации со следующим обоснованием: «заявка на участие в запросе цен признается не соответствующей требованиям, установленным документацией, в случае непредоставления документов и информации, установленных документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документаций, наличия в указанных документах недостоверой информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен и отклоняется».

Комиссия, изучив представленные документы и сведения установила следующее.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

    1. 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно п. 8 Документации о закупке заявка на участие в запросе цен составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему извещению и заверяется подписью уполномоченного представителя участника закупки (участником закупки).

Согласно п. 16 Документации о закупке заявка на участие в запросе цен признается не соответствующей требованиям, установленным документацией, в случае непредставления документов и информации, установленных документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен и отклоняется.

Согласно п. 14 Документации о закупке  любой участник закупки вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа Заказчику запрос о разъяснении положений документации. В течение двух рабочих дней, с даты поступления указанного запроса, разъяснения размещаются Заказчиком в форме электронного документа в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания Участника закупки, от которого поступил запрос на разъяснение положений документации, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания подачи Заявок на участие в Запросе цен.

В соответствии с доводами жалобы, Заявитель указывает на соответствие технических и функциональных характеристик представленного им в заявке товара требованиям документации. Кроме того, в протоколе об определении участников от 09.02.2018 не содержится конкретного обоснования признания заявки не соответствующей требованиям документации.

Установлено, что в Техническом задании документации о закупке содержатся требования к качественным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров, требуемых к поставке по условиям договора по пунктам 1-32, в частности:

п. 3 Порошкообразное чистящее средство для кухни «Comet», предназначено для очищения таких поверхностей, как плита, кухонная мебель, кафель, унитаз, раковина, ванна. Содержит хлоринол и абразивный компонент на меловой основе, удаляет пятна внутри поверхности. Масса флакона не менее 475 гр.

п. 8 Жидкое мыло Ника-свежесть, яблочный запах. Состав: сульфоэтоксилат натрия, диэтаноламиды, глицерин, пропиленгликоль, лимонная кислота, хлористый натрий, парфюмерная композиция, краситель, консервант, вода. Объем канистры не менее 5 литров.

Заявителем в составе заявки предложены к поставке эквивалентные товары с иным товарным знаком с соответствующими установленным в документации техническими, качественными характеристиками, в частности:

  • по пункту 3: «Порошкообразное чистящее средство для кухни, предназначено для очищения таких поверхнастей как плита, кухонная мебель, кафель, унитаз, раковина, ванна. Содержит хлоросодержащий отбеливатель и абразивный компонент на меловой основе, удаляет пятна внутри поверхности. Масса флакона 475 гр. Примечание: «Хлоринол» маркетинговое название вещества или смеси (права принадлежат ООО «Проктер энд Гэмбл). Представляет собой ни что иное, как, обычный «Хлоросодержащий отбеливатель», входящий в состав множества аналогичных «Комету» средств. К поставке средство с хлоросодержащим отбеливателем в составе, Блеск, Россия»;

  • по пункту 8: «Жидкое мыло, яблочный запах. Состав: сульфоэтоксилат натрия, диэтаноламиды, глицерин, пропиленгликоль, лимонная кислота, хлористый натрий, парфюмерная композиция, краситель, консервант, вода. Объем канистры 5 литров, Вендо, Россия».

Представитель Заказчика в представленных возражениях указал на то, что в соответствии с заявкой участник соглашается поставить товар на всех условиях, предусмотренных документацией, при этом предлагая к поставке товар с несоответствующим документации товарным знаком по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 25, 26, 28, 29, 31, 32; а также товар с несоответствующими требованиям документации техническими характеристиками по пунктам 3, 4, 12, 13.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в составе заявки не предоставлено каких-либо документов, подтверждающих тот факт, что предлагаемые Заявителем товары эквивалентны установленным в документации, например, пунктом 3 Технического задания установлены требования к товару - «порошкообразное чистящее средство для кухни «Comet», одной из характеристик которого является содержание в средстве «хлоринола». Участником по указанному пункту представлено «Порошкообразное чистящее средство для кухни «Блеск», при этом вместо «хлоринола» данное средство содержит «хлоросодерждащий отбеливатель». В связи с чем, по мнению Заказчика, Заявителем в заявке предоставлена несоответствующая документации и недостоверная информация.

Комиссия отмечает, что Заявитель при указании по вышеуказанному пункту 3 Технического задания характеристик «Порошкообразное чистящее средство для кухни» «хлоросодерждащего отбеливателя» вместо «хлоринола» в примечании указал на равнозначность данных веществ. Также, с учетом отсутствия у являющихся объектом закупки товаров какой-либо исключительной специфики, отсутствия в Аукционной документации запрета на предоставление участниками эквивалентных указанным в документации товаров, у участника имелись основания для представления по вышеуказанным пунктам документации товаров, обладающих идентичными потребительскими свойствами, но имеющих отличный от установленного в документации товарный знак.

Кроме того, установлен факт направления Заявителем 02.02.2018 в адрес Заказчика запроса разъяснений положений документации относительно допустимости поставки эквивалентных товаров с иным товарным знаком, а именно: «Просьба пояснить, возможна ли поставка эквивалентного товара с требуемыми характеристиками».

02.02.2018 в ответ на указанный запрос Заказчиком размещены в единой информационной системе следующие разъяснения: «Все заявки будут рассмотрены в соответствии с нормами 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положения о закупках ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина», а также документацией об электронном запросе цен, во избежание нарушения действующего законодательства РФ, а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия приходит к выводу, что у Заказчика отсутствовали основания для вывода о неэквивалентности предлагаемых заявителем товаров, и, соответственно, об их несоответствии требованиям документации. Заказчиком не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих позицию о предоставлении Заявителем недостоверных сведений, тем самым свидетельствующих о правомерности отказа заявке заявителя в дальнейшем участии в процедуре.

Более того, вопреки положениям пункта 5 статьи 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, Организатор торгов презюмировал недобросовестность участников торгов, полагая сведения, которые ими представлены, ненадлежащими.

Организатор торгов, не доказав того обстоятельства, что сведения, предоставленные Заявителем, являются недостоверными, посчитал их таковыми.

Вместе с тем, для формирования подобного вывода, Организатор торгов должен был обладать подобными доказательствами на момент рассмотрения заявок, однако в материалы дела доказательств данного обстоятельства также представлено не было.

Принимая во внимание изложенную конкретную совокупность обстоятельств, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы в связи с неправомерным признанием заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации в нарушение частей 1, 6 статьи 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с доводами жалобы, в протоколе об определении участников от 09.02.2018 не содержится конкретного обоснования признания заявки не соответствующей требованиям документации.

Согласно п. 16 Документации о закупке заявка на участие в запросе цен признается не соответствующей требованиям, установленным документацией, в случае непредставления документов и информации, установленных документацией, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе цен и отклоняется.

Вместе с тем, приведенное в протоколе об определении участников от 09.02.2018 обоснование отклонения заявки Заявителя фактически дублирует положения п. 16 Документации, не конкретизируя при этом по какому именно основанию отказано Заявителю: непредставление документов и информации, установленных документацией, несоответствие документов и информации требованиям, установленным документацией, наличие в указанных документах недостоверной информации об участнике.

Таким образом, приведенное в протоколе обоснование отклонения заявки не позволяет участнику определить допущенные им нарушения, в связи с чем не является достаточным в контексте информационного обеспечения закупки, обеспечения принципа ее информационной открытости.

Комиссия Управления отмечает, что все решения и действия Заказчика при проведении публичных конкурентных процедур должны находить свое отражение в открытом информационном пространстве и должны быть администрируемы с целью соблюдения баланса частных и публичных интересов, законодательно закрепленного принципа равенства участников гражданских правоотношений.

Отсутствие в протоколах закупки обоснованного решения о признании заявки участника несоответствующей требованиям документации априори влечет нарушение его прав, в том числе права на обжалование результата оценки заявок в уполномоченный орган (поскольку участнику конкурентной процедуры неизвестна непосредственная причина отклонения заявки).

Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы в связи с отсутствием мотивированного обоснования принятого решения о несоответствии заявки требованиям документации и, соответственно, о нарушении Заказчиком части 1 статьи 3 Закона о закупках в части обеспечения информационной открытости закупки.аа

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

    1. 1. Признать жалобу ООО «Бытовая химия» на действия ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина» при проведении Закупки обоснованной.

2. Установить в действиях ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина» нарушение частей 1, 6 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Снять ограничение на проведение Закупки, наложенное письмом Московского УФАС России от 22.02.2018 № НО/8866/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

  1. руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 06.03.2018,

  2. ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. ФГБОУ ВО «Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина» (далее — Организатор торгов) устранить нарушения, допущенные при проведении открытого запроса цен в эжлектронной форме на приобретение моющих и чистящих средств (реестровый № 318060854442) (далее - Закупка), а именно:

      2. 1. Организатору торгов отменить протоколы закупки от 09.02.2018.

      3. 2. Организатору торгов разместить информацию о вышеуказанных изменениях на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов http://zakupki.gov.ru (далее — Официальный сайт).

      4. 3. Организатору торгов разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок, новой дате проведения Закупки, новой дате подведения итогов Закупки.

      5. 4. Оператору электронной площадки обеспечить доступ к участию в проведении Закупки лицам, признанным участниками закупки в соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 09.02.2018.

      6. 5. Организатору торгов пересмотреть заявки участников, признанных участниками закупки в соответствии с протоколом вскрытия конвертов от 09.02.2018 и с учетом решения по делу № 1-00-326/77-18.

      7. 6. Организатору торгов исполнить настоящее предписание в срок до 20.07.2018

      8. 7. Организатору торгов о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 23.07.2018 с приложением подтверждающих документов.

      9.  

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

  1. Примечание:

    1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

    2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны