Решение б/н ООО «Росгосстрах» (далее – Заявитель) на действия заказчика ... от 18 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

1.       ООО «Росгосстрах»

140002, Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3

 

2.       ФГУП «Почта России»

131000, Москва, Варшавское ш., д. 37

 

3.       ЗАО «Сбербанк-АСТ»

115184, Москва, Милютинский пер., д. 10, стр. 4

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-256/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

25 февраля 2015 года                                                                                                г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «Росгосстрах» (далее – Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Почта России» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса с возможностью подачи заявки в бумажной форме на право заключения договора на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в хозяйственном ведении, а также переданных во временное владение и пользование на основании договоров долгосрочной финансовой аренды (лизинга) (реестровый № 31501935011) (далее — Конкурс),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

  1. В неправомерном отказе в допуске коллективной заявки ООО «Росгосстрах», ОАО «Росгосстрах» ОАО «Капитал страхование» и ОСАО «Ингосстрах» (далее – Коллективная заявка) к участию в Конкурсе.
  2. В неправомерном допуске к участию в Конкурсе участника ОАО «СОГАЗ».

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения на жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления Закупки (далее — Положение о закупке, Положение) размещено на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 19.12.2014.

Извещение и закупочная документация размещены на Официальном сайте 21.01.2015. Дата окончания подачи заявок – 10.02.2015. Дата подведения итогов – 12.02.2015.

  1. Согласно протоколу от 16.02.2015 № 31501935011-02, Заказчиком принято решение о несоответствии Коллективной заявки требованиям Конкурсной документации, а именно:

на основании пункта 17.1.4 Положения о закупке, подпункта 4 пункта 1.7.1 Конкурсной документации - несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации (разделение лицами, подавшими заявку (участниками консорциума) обязательства, предусмотренного требованиями конкурсной документации: наличие в составе заявки цены договора от каждого участника консорциума, подпункты 2.2, 2.3 Соглашения о консорциуме от 09.02.2015 № б/н, что не соответствует требованиям пункта 3.2 части 7 Конкурсной документации, а также подпунктов 1.1, 4.1, 4.2 Проекта генерального договора и подпунктов 6, 9 Информационной карты Конкурсной документации).

Заявитель с данным решением Заказчика не согласен, обжалует неправомерный отказ в допуске.

Заслушав доводы сторон, проанализировав представленные на обозрение документы, Комиссия установила следующее.

Согласно подпункту 4 пункта 1.7.1 Конкурсной документации, при рассмотрении заявок на участие в конкурсе участник закупки не допускается Комиссией к участию в конкурсе, в том числе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации, в том числе в случае наличия в такой заявке предложения о цене договора, превышающей начальную (максимальную) цену договора (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара (каждого товара), начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.

В соответствии с пунктом 7.3.2 Конкурсной документации, при исполнении договора не допускается перемена Исполнителя, за исключением случаев, если новый Исполнитель является правопреемником Исполнителя по такому договору вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, разделения, выделения или присоединения.

Согласно разделу V Техническая часть Конкурсной документации, установлены следующие начальные параметры страхования.

В соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с учетом изменений, согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 223-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также в соответствии с Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014  № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Правила обязательного страхования) и  Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях у структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – страховые тарифы) ФГУП «Почта России» планирует заключить Генеральный договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Страхование осуществляется в отношении каждого из транспортных средств, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП «Почта России», а также переданных ФГУП «Почта России» во временное владение и пользование на основании договоров долгосрочной финансовой аренды (лизинга), путем выдачи страхового полиса по такому транспортному средству в рамках Генерального договора.

Предметом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности ФГУП «Почта России» по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации.

В соответствии с доводами Заказчика, раздел IV Проект договора, раздел V Технической части Конкурсной документации, утвержденные Заказчиком, не предполагают разделение общей страховой премии и транспортных средств, подлежащих страхованию, между несколькими страховщиками. Предложение об оказании услуг, представленное в составе Коллективной заявки, предполагает разделение страховой премии и транспортных средств, подлежащих страхованию, между страховщиками, что противоречит положениям конкурсной документации, а именно подпунктам 4.1, 4.2 Раздела IV Проект договора и Раздела V Техническая часть Конкурсной документации.

Пунктом 4.2 Проекта договора установлено общее количество транспортных средств, подлежащих страхованию по Договору, что составляет 20 347 (двадцать тысяч триста сорок семь) единиц техники (Приложение №4) из них:

- на Аппарат управления ФГУП «Почта России» приходится 94 единицы техники;

- на филиалы ФГУП «Почта России» приходится 20 253 единицы техники.

При этом разделение указанного объема обязательств не предусмотрено документацией о закупке и проектом договора.

В соответствии с пунктом 2.2. Соглашения о консорциуме от 09.02.2015 № б/н (Далее - Соглашение), входящего в состав заявки, осуществление взаимодействия между Участниками Соглашения по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с требованиями законодательства с учетом условий, указанных в заявке Консорциума.

Согласно пункту 2.3 Соглашения стороны условились, что в случае объявления Консорциума победителем, ответственным за взаимодействие с Заказчиком по вопросам оказания услуг, являющихся предметом закупки, является ООО «Росгосстрах». При этом указанная ответственность не распространяется на выплату страхового возмещения по выданным участниками страховым полисам обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортных средств и связанные с этим расходы.

Кроме того, в составе коллективной заявки содержится документ, устанавливающий разделение обязательств между лицами, подавшими Коллективную заявку, а именно «расчет цены заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения договора на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, находящихся в хозяйственном ведении Страхователя, а также переданных Страхователю во временное владение и пользование на основании договоров долгосрочной финансовой аренды (лизинга)», что не соответствует пункту 13.1.10 Положения о закупке (согласие участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке).

Вместе с тем, разделение участниками между собой обязательств и ответственности по договору ведет к тому, что Заказчик, фактически, не получает услуги такого качества, из которого исходил при оценке Коллективной заявки, при этом коллективный участник закупки получает необоснованное преимущество перед остальными участниками закупки. При этом разделение обязательств между участниками закупки, не увеличивает уровень страховой защиты и сопутствующих услуг, а также ведет к увеличению административных издержек Заказчика, в виде необходимости взаимодействия с каждым из участников коллективной заявки в части принятых ими на себя обязательств

Отсутствие солидарной ответственности между участниками коллективной заявки может привести к злоупотреблениям со стороны ее участников путем привлечения к участию в закупке лиц с целью получения большего количества баллов по оцениваемым критериям, без последующего привлечения таких лиц к исполнению договора.

Вместе с тем, Комиссия установила следующее.

Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Данное требование является императивным и не может быть регулироваться заказчиками.

Согласно статье 322 Гражданского Кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.

Таким образом, по общему правилу при подаче коллективной заявки несколькими юридическими лицами они в случае заключения контракта по результатам закупки несут солидарные обязанности относительно его предмета, за исключением случаев, когда законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрены положения, исключающие солидарность участников коллективной заявки. Вместе с тем, изложенное не должно отменять предусмотренную частью 5 статьи 3 Закона о закупках возможность подачи заявки несколькими юридическими лицами, в связи с чем в случаях, исключающих возможность солидарной ответственности, на заказчике лежит обязанность обеспечить возможность подачи участникам такую форму ответственности исполнения обязательств по предмету закупки, который заменяет собой солидарную ответственность и соответствует специфике обязательства, являющегося предметом закупки.

Особенностью ОСАГО как услуги, являющейся предметом Конкурса, является выдача страхового полиса установленного образца, который выдается конкретным страховщиком.

В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

Пунктом 1.4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Банком России от 19.09.2014               № 431-П (далее - Правила ОСАГО), документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, указанной в Приложении № 2 к указанному Положению. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации. Страховой полис обязательного страхования выдается страхователю в течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика наличными деньгами, а в случае уплаты страховой премии в безналичном порядке - не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии.

Указанной формой полиса предусмотрена выдача полиса исключительно конкретным страховщикам. Выдача связана с уплатой страховой премии конкретному страховщику.

В соответствии с пунктом 21 статьи 15 Закона об ОСАГО в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или выдать ему направление на ремонт транспортного средства с указанием срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховой выплате. При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или возмещения причиненного вреда в натуре страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.

Таким образом, выплата страхового возмещения также осуществляется конкретным страховщиком, который непосредственно несет за осуществление выплаты ответственность.

Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 3.10 Правил ОСАГО потерпевший в числе прочих документов прилагает к заявлению на страховую выплату справку о дорожно-транспортном происшествии, выданную подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года № 154, если оформление документов о дорожно-транспортном происшествии осуществлялось при участии уполномоченных сотрудников полиции; извещение о дорожно-транспортном происшествии.

Указанные документы выдаются в одном экземпляре, предоставляются страховщику в виде оригиналов. Таким образом, они не могут быть предоставлены для осуществления выплаты нескольким страховщикам.

Следовательно, выдача нескольких полисов на одно транспортное средство не обеспечивает разделение обязательств по выплате страхового возмещения, поскольку предусмотренный законом пакет документов определяет возможность подачи документов по ДТП на страховую выплату только по одному из выданных страховых полисов.

Отсутствие возможности сострахования по ОСАГО определяет индивидуальную ответственность страховщика по обязательствам, следующим из ОСАГО в виде выдачи полиса конкретным страховщиком на конкретное транспортное средство, то есть разделение парка транспортных средств между страховщиками в рамках закупки. В свою очередь разделение парка транспортных средств, страхование ответственности владельца по которым является предметом закупки определяет разделение сумм страховой премии.

Таким образом, предложенное подателями Коллективной заявки разделение предмета договора соответствует условиям обязательства и не противоречит положениям Конкурсной документации.

Следовательно, Заказчик неправомерно отклонил Коллективную заявку, нарушив тем самым часть 5 статьи 3 Закона о закупках, не обеспечив возможность подачи участникам такую форму ответственности исполнения обязательств по предмету закупки, которая заменяет собой солидарную ответственность и соответствует специфике обязательства, являющегося предметом закупки.

Соответственно, Комиссия признает жалобу заявителя в части вышеизложенного довода обоснованной.

  1. В соответствии с доводами Заявителя, согласно разъяснениям ФГУП «Почта России» от 05.02.2015 при расчете страховых премий необходимо применять математическое округление до целых копеек. Ценовое предложение ОАО «СОГАЗ» указанным разъяснениям не удовлетворяет, что привело к завышению ценового предложения ОАО «СОГАЗ» страховой премии на 68 копеек.

Принимая во внимание данный довод Заявителя, Комиссия сообщает, что определение правомерности расчета страховых премий участников закупки не входит в компетенцию антимонопольного органа. В связи с чем вышеизложенный довод Заявителя не может быть рассмотрен по существу.

Таким образом, Комиссия оставляет жалобу Заявителя, в части довода о неправомерном допуске к участию в Конкурсе участника ОАО «СОГАЗ», без рассмотрения.

Вместе с тем Комиссия установила иные нарушения.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Так, в соответствии с информацией, опубликованной на Официальном сайте, Заказчик подписал протокол вскрытия конвертов № 31501935011-01 от 10.02.2015. При этом данный протокол был размещен Заказчиком на Официальном сайте лишь 16.02.2015.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 12 статьи 4 Закона о закупках, выразившееся в наразмещении протокола вскрытия конвертов от 10.02.2015 № 31501935011-01 в установленный Законом о закупках трехдневный срок.

На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного отказа в допуске Коллективной заявки.
  2. Оставить жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса без рассмотрения в части неправомерного допуска участника ОАО «СОГАЗ».
  3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 3, части 12 статьи 4 Закона о закупках.
  4. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны