Решение б/н Решение по жалобе ООО «ОП Аллигатор-1» на действия - ОАО «Об... от 13 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ОП Аллигатор-1»

    143986, Московская область,
    г. Железнодорожный, ул. Юбилейная, д. 6, стр. 1

     

  2. ОАО «Обновление Арбата»

    119019, Москва, ул. Новый Арбат, д. 21

     

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-367/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

17 марта 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО «ОП Аллигатор-1» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Обновление Арбата» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по охране здания ОАО «Обновление Арбата», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Новый Арбат, д. 21 (реестровый № 31502007097) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном порядке оценки заявок на участие в Конкурсе, что привело к неправомерному определению победителя Конкурса.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 09.02.2015 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 02.03.2015. Подведение итогов — 03.03.2015.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок Конкурса от 03.03.2015 № 31502007097 победителем Конкурса признано ООО охранное предприятие «Альтаир» (58,33 балла), Заявителю присвоено второе место (37,66 баллов).

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением № 2 к Информационной карте Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

Оценка заявок по настоящему конкурсу осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

а) цена договора;

б) качественные характеристики услуг;

в) квалификация участника закупки.

1. Оценка заявок по критерию «Цена договора»

Для определения рейтинга заявки по критерию «цена договора» в конкурсной документации устанавливается начальная (максимальная) цена договора.

Содержание критерия: при оценке по данному критерию оцениваются предложения участников закупки по цене договора, предложенной такими участниками в заявках на участие в конкурсе.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена договора», определяется по формуле:

 

где:

– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

– начальная (максимальная) цена договора, установленная в конкурсной документации;

– предложение i-го участника конкурса по цене договора.

Значимость критерия: 50%.

Для расчета итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего Порядка рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «цена договора», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

При оценке заявок по критерию «цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение участника конкурса с наименьшей ценой договора.

Договор заключается на условиях по данному критерию, указанных в заявке победителя.

2. Оценка заявок по критерию «Качественные характеристики услуг»

Содержание критерия: При оценке заявок по настоящему критерию оцениваются предложения участников закупки по показателю «Качественные характеристики услуг».

Наименование показателя: «Качественные характеристики услуг»

Содержание показателя: Оценивается предложение по порядку, методам, технологии организации оказания услуг, в том числе развернутый план реализации требований, установленных Описанием объекта закупки (Техническим заданием).

Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от степени выгодности представленных предложений для обеспечения нужд заказчика с учетом требований Технического задания.

Максимальное количество баллов присваивается наиболее детализированной и содержательно проработанной заявке, остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений участников закупки для обеспечения нужд заказчика с учетом требований Технического задания. Минимальное количество баллов присваивается заявке участника закупки, предложение которого, по сравнению с предложениями других участников, наименее детально проработанное, своим внутренним содержанием не позволяющее или не в полной мере позволяющее составить представление о качестве оказываемых услуг с целью реализации контракта.

Порядок оценки:

Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю, указанному в пункте 2.1. настоящего Приложения, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю.

Значимость критерия: 30%.

Рейтинг заявки по критерию оценки рассчитывается путем умножения оценки в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки, на коэффициент значимости критерия оценки.

3. Оценка заявок по критерию «Квалификация участников закупки»

Содержание критерия: при оценке по данному критерию оцениваются предложения участников закупки по квалификации участника закупки, в том числе следующие показатели:

Показатель: Опыт оказания услуг по предмету конкурса за последние три года (Баллы по показателю присваиваются от 0 до 50 в зависимости от заявленного опыта. Оценивается количество объектов охраны, охранявшихся исполнителем на основании гражданско-правовых договоров и/или государственных (муниципальных) контрактов за последние три года, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе. Заявке, содержащей лучшее предложение по показателю, присваивается 50 баллов. Остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений). Максимальное значение показателя составляет 50 баллов.

Показатель: Предложение участника закупки по привлечению к оказанию услуг квалифицированного персонала (Баллы по показателю присваиваются от 0 до 25 баллов в зависимости от степени выгодности представленных предложений. Заявке, содержащей лучшее предложение по показателю, присваивается 50 баллов. Остальным заявкам баллы присваиваются по мере уменьшения степени выгодности предложений).

Максимальное значение показателя составляет 50 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участников закупки», определяется по формуле:

 

,

где:

– рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;

– значение в баллах показателей критерия, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k – количество показателей, определяемой по формуле:

а) Показатель: Опыт оказания услуг по предмету конкурса за последние три года

 

где:

– значение в баллах, присуждаемое i-й заявке по указанному показателю критерия;

– максимальное предложение по показателю «Опыт оказания услуг по предмету конкурса за последние три года» (количество объектов охраны, охранявшихся исполнителем на основании гражданско-правовых договоров и/или государственных (муниципальных) контрактов за последние три года, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе) из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

– предложение i-го участника конкурса по показателю «Опыт оказания услуг по предмету конкурса за последние три года» (количество объектов охраны, охранявшихся исполнителем на основании гражданско-правовых договоров и/или государственных (муниципальных) контрактов за последние три года, предшествующие дате подачи заявки на участие в конкурсе) из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

б) Показатель: Предложение участника закупки по привлечению к оказанию услуг квалифицированного персонала

 

где:

– значение в баллах, присуждаемое i-й заявке по указанному показателю критерия;

– максимальное предложение по показателю «Предложение участника закупки по привлечению к оказанию услуг квалифицированного персонала» (количественный состав сотрудников, имеющих удостоверение частного охранника, состоящих в штате охранной организации на момент подачи заявки на участие в конкурсе), заявка (предложение) которого оценивается;

– предложение i-го участника конкурса по показателю «Предложение участника закупки по привлечению к оказанию услуг квалифицированного персонала» (количественный состав сотрудников, имеющих удостоверение частного охранника, состоящих в штате охранной организации на момент подачи заявки на участие в конкурсе), заявка (предложение) которого оценивается.

Значимость критерия: 20%.

Для расчета итогового рейтинга по заявке в соответствии с пунктом 6 раздела I настоящего Порядка рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участников закупки», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Качественные характеристики услуг», значимость которого составляет 30%, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критерию «Качественные характеристики услуг», установленному в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критерию «Качественные характеристики услуг» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заказчиком представлен договор от 06.03.2015 № 01-К-15, заключенный по результатам Конкурса.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как заключен договор.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны