Решение б/н Решение по жалобе ООО ЧОП «Викан» на действия заказчика - ПА... от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО ЧОП «Викан»

394018, г. Воронеж, ул. Никитинская,
д. 42, оф. 502

 

  1. ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра

121353, Москва, ул. Беловежская, д. 4,
к. Б

 

  1. ОАО «ЭССК ЕЭС»

121353, Москва, ул. Беловежская, д. 4,
к. Б

 

  1. ООО «Би.Ай.Маркт»

119072, Москва, Берсеневская наб., д. 16, стр. 5

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-367/77-16 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

11.03.2016 Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО ЧОП «Викан» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов ПС 220кВ: Вологда-южная (старая), Ростилово, Зашекснинская, Сокол, Первомайская; РПП-1, РПП-2, склады, здание управления филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Вологодского ПМЭС (реестровый № 30963/0000153980) (далее - Закупка),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в установлении начальной (максимальной) цены договора несопоставимой с оказываемыми услугами, в установлении неправомерных требований в Закупочной документации.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Единая информационная система; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «ФСК ЕЭС» (далее - Положение о закупках).

11.02.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

В соответствии с извещением о проведении Закупки от 11.02.2016 дата окончания подачи заявок - 29.02.2016, дата рассмотрения заявок - 29.02.2016, дата подведения итогов Закупки - 29.03.2016.

Из протокола по вскрытию заявок, представленных участниками Закупки от 29.02.2016 2.30963 следует, что на участие в Закупке было подано 6 заявок.

В соответствии с доводами Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Закупки выразились в следующем:

    1. в установлении необоснованной начальной (максимальной) цены договора;

    2. в установлении в Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении договора о взаимодействии с территориальными подразделениями полиции;

    3. в установлении в Закупочной документации необоснованного требования о наличии у частной охранной организации охранников 5-6 разрядов по количеству постов;

    4. в установлении в Закупочной документации необоснованного необязательного условия о расположении частной охранной организации на территории области, где будут оказываться услуги, так как за удовлетворение данного требования начисляются дополнительные баллы.

В ходе заседания Комиссии Заказчик с доводами жалобы Заявителя не согласился и представил письменные возражения, согласно которым начальная (максимальная) цена договора была сформирована на основании стоимости аналогичных работ по действующим договорам на оказание охранных услуг для нужд МЭС Центра.

Вместе с тем, из письменных возражений Заказчика также следует, что при получении информации об угрозе совершения диверсионно-террористических акций на объектах энергетики или в отношении его работников, либо при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, чрезвычайных происшествиях, в результате которых пострадали объекты энергетики, персонал, сотрудники охраны и т. д. Руководством структур охраны производится выставление вооруженной охраны со служебным оружием, причем персонал охраны должен пройти обучение по применению оружия и иметь 5-6 разряды.

Кроме того, план взаимодействия Администрации объектов филиала ПАО «ФСК ЕЭС» с территориальными подразделениями УМВД России и ООО ЧОП, обеспечивающим охрану объектов ПМЭС в регионах МЭС Центра разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.1992 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2013 № 861 «Об утверждении правил информирования субъектов ТЭК об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах ТЭК

Вместе с тем, желательное условие, предусмотренное в Закупочной документации, а именно «расположение ЧОО предпочтительно на территории Вологодской области», не является обязательным условием, как и не служит основанием для отклонения заявки участника.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

    1. В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Согласно пункту 3.3.7 Закупочной документации начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 30 265 350,00 рублей с НДС.

В ходе заседания Комиссия, исходя из письменных возражений Заказчика, установила, что расчет начальной (максимальной) цены договора был определен исходя из стоимости услуг 1 часа охраны, полученной на основании стоимости аналогичных работ по действующим договорам на оказание охранных услуг для нужд МЭС Центра.

При этом, Заявитель не доказал необходимость использования иного способа расчета начальной (максимальной) цены договора.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик, изучив стоимость услуг охраны, полученные на основании стоимости аналогичных работ по действующим договорам, установил начальную (максимальную) цену договора по итогам Закупки.

Вместе с тем, В соответствии с постановлением Правительства от 30.06.2004
№ 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее - Положения о ФАС России)
ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая изложенное, Комиссия сообщает, что иные вопросы, связанные с формированием начальной (максимальной) цены договора, не входят в компетенцию антимонопольного органа на основании Положения о ФАС России и части 1 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно установления необоснованной начальной (максимальной) цены договора.

2. Согласно подпункту 5 пункта 3.3.1.1 Закупочной документации участник должен подготовить заявку, включающую в себя, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника требованиям Закупочной документации (подраздел 3.3.8 Закупочной документации).

В соответствии с пунктов 3.3.8.1 Закупочной документации участвовать в процедуре Закупки могут организации, имеющие лицензию, выданную органами внутренних дел на осуществление соответствующих видов частной охранной деятельности, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные в системе ЭТП «ТЗС-Электра» и получившие на ЭТП статус принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства

Пунктом 3.3.8.2 Закупочной документации установлено, что претендент на победу в Закупке должен отвечать, в том числе требованию о наличии за последние 3 (три) года не менее одного завершенного проекта аналогичного типа по структуре и составу оказываемых услуг, в том числе: наличие договоров (соглашений) о взаимодействии с территориальными подразделениями полиции, на территории которой расположен объект.

Таким образом, участникам в составе заявки на участие в Закупке необходимо представить договоры о взаимодействии с территориальными подразделениями полиции, на территории которой расположен объект.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 «Правил предоставления частным охранным организациям права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и предоставлениям частным детективам права содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» (далее - Правила), установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» настоящие Правила, разработанные на основании части 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», устанавливают порядок предоставления права содействовать правоохранительным органам частным охранным организациям в обеспечении правопорядка на основании соглашения об обеспечении правопорядка, заключенного с соответствующим правоохранительным органом (его структурным подразделением).

Пунктом 4 Правил установлено, что в соглашении об обеспечении правопорядка может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:

    1. участие работников частной охранной организации в обеспечении правопорядка в местах проведения массовых мероприятий;

    2. содействие работников частных охранных организаций в вывозе дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности;

    3. содействие работников частной охранной организации органам внутренних дел в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;

    4. незамедлительное информирование работниками частных организаций правоохранительных органов о ставших им известными нарушениях общественного порядка, готовящихся, совершаемых и совершенных правонарушениях и преступлениях;

    5. организация совместных патрулей, в составе которых включаются сотрудники органов внутренних дел или других правоохранительных органов, в том числе с использованием транспортных средств частной охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов или имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;

    6. предоставление правоохранительным органам имеющихся в частной охранной организации или используемых на охраняемых объектах технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения дия использования их в целях обеспечения общественной безопасности.

Пунктом 7 Правил установлено, что в соглашении о предупреждении и раскрытии преступлений может предусматриваться порядок осуществления следующих обязанностей:

    1. содействие частных детективов розыску лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;

    2. информирование правоохранительных органов частными детективами о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых и совершенных преступлениях и административных правонарушениях.

На основании вышеуказанных норм можно сделать вывод о том, что Правилами установлен закрытый перечень обязательств, которые могут возлагаться на частную охранную организацию на основании заключенного между частной охранной организацией и правоохранительным органом. Вместе с тем, заключение каких-либо иных договоров Правилами не предусмотрено.

В соответствии с Техническим заданием Закупочной документации услуги будут предоставляться последующим адресам:

  • Административное здание (здание управления Вологодского ПМЭС) г. Вологда, ул. Планерная 18 «а»;

  • ПС 220кВ «Вологда-Южная» г. Вологда, ул. Пошехонское шоссе 40 «а»;

  • ПС 220кВ «Ростилово» Вологодская область, Грязовецкий район, Ростиловская с/а;

  • ПС 220кВ «Сокол» Вологодская область, г. Сокол, ул. Коллективная 2 «а»;

  • ПС 220кВ «Первомайская» Вологодская область, г. Череповец, ул. Командарма Белова;

  • ПС 220кВ «Зашекснинская», Вологодская область, г. Череповец, проспект Октябрьский;

  • ПС 220кВ РПП-1 Вологодская область, г. Череповец, район Ясной Поляны;

  • ПС 220кВ РПП-2 Вологодская область, Череповецкий район, дер. Большой Двор Тоншаловского п/c;

  • Склады аварийного резерва Вологодская область, Череповецкий р-он Нелазское с/п.

Таким образом, принять участие и быть признанной победителем по итогам Закупки может только та частная охранная организация, которая имеет соглашения с территориальными правоохранительными органами по всем 9 (девяти) адресам, указанным в Техническом задании Закупочной документации.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии, Заявителем было представлено уведомление от 10.03.2016 № 61/3974, согласно которому МВД Российской Федерации ГУ МВД России по Воронежской области сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» принято решение о нецелесообразности заключения соглашения об обеспечении правопорядка между ООО ЧОП «Викан» и ОМВД России по г. Нововоронеж по следующим основаниям: ООО ЧОП «Викан» не имеет действующих договоров на оказание охранных услуг на объектах, расположенных на территории ОМВД, ООО ЧОП «Викан» и/или его филиалы/обособленные подразделения не зарегистрированы и не находятся в г. Нововоронеж, ни разу не представляли необходимую отчетность в отдел лицензионно-разрешительной работы. Из чего следует, что ООО ЧОП «Викан» не имеет возможности и необходимых материально-технических, кадровых и иных ресурсов для реализации своего права на содействие правоохранительным органам в г. Нововоронеж на законных основаниях.

Из представленных документов и сведений следует, что соглашение между частной охранной организацией и правоохранительным органом может быть заключено при условии нахождения частной охранной организации или охраняемых им объектов на территории, относящейся к подразделению правоохранительного органа.

Следовательно, организация, не отвечающая вышеуказанным требованиям не может иметь договора (соглашения) с территориальным правоохранительным органом.

При этом, Заказчик не доказал, что договоры (соглашения) с территориальными правоохранительными органами могут быть заключены с частными охранными организациями, подразделения которых не находятся на территории, на которой будут оказываться услуги и/или ими ранее не оказывались услуги по указанным Техническом задании Закупочной документации адресам.

Согласно пункта 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Подпунктом 6 пункта 1.3 Положения о закупках установлены нормы, аналогичные части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Исходя из вышеизложенного, Заказчик, устанавливая в Закупочной документации требование о наличии соглашений (договоров) с территориальными правоохранительными органами на территории которых будут оказываться услуги, ограничивает круг участников, которые могут иметь возможность принять участие в Закупке, так как участники могут не иметь соглашения с территориальными правоохранительными органами, указанными в Техническом задании Закупочной документации, в силу того, что потенциальные участники могут не иметь подразделения и /или ранее ими не оказывались услуги в указанных городах.

Вместе с тем, пунктом 3.6.2.4 Закупочной документации установлено, что по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия имеет право отклонить заявки, которые поданы участниками, которые не отвечают требованиям Закупочной документации.

В указанных действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 6 пункта 1.3 Положения о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении договора о взаимодействии с территориальными подразделениями полиции.

    1. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 6.3.2.2 Положения о закупках установлено, что документация о закупке должна содержать установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика; порядку подтверждения соответствия этим требованиям.

Таким образом, Положением о закупке Заказчика предусмотрено право установления требований к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), соответствующим потребностям Заказчика.

В соответствии с пунктом 3.3.8.2 Закупочной документации чтобы претендовать на победу в Закупке и получить право заключить с Заказчиком договор, участник должен отвечать, в том числе требованию о наличии охранников не ниже 5-6-го разряда в соответствии с пунктом 5 Технического задания Закупочной документации (подтвержденные удостоверениями охранников).

Пунктом 5 Технического задания Закупочной документации указаны основания, в соответствии с которыми охранники должны обладать разрядами не ниже 5-6-го уровня.

Вместе с тем, в ходе заседания Комиссия, исходя из пояснений Заказчика и положений Закупочной документации, установила, что постоянное нахождение охранников 5-6-го разрядов на объектах, на территории которых будут оказываться услуги охраны, не обязательно и необходимо только в случаях получения информации об угрозе совершения диверсионно-террористических акций на объектах энергетики или в отношении его работников, либо при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, чрезвычайных происшествиях, в результате которых пострадали объекты энергетики, персонал, сотрудники охраны и так далее.

Доказательств обратного Заявителем представлено не было.

Учитывая ранее изложенное, Комиссия пришла к выводу, что предъявленное Заказчиком в Закупочной документации требования о наличии у частной охранной организации охранников 5-6 разрядов по количеству постов не приводит к ограничению конкуренции. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности соответствия требованиям, определенным Заказчиком в Закупочной документации, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.

Учитывая изложенное, установление в Закупочной документации требования о наличии у частной охранной организации охранников 5-6 разрядов по количеству постов не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках Заказчика

Исходя из вышеизложенного, в указанных действиях Заказчика не усматривается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно установления в Закупочной документации необоснованного требования о наличии у частной охранной организации охранников 5-6 разрядов по количеству постов.

    1. Подпунктом 12 пункта 3.3.8.2 Закупочной документации установлено необязательное (желательное) условие о расположении частной охранной организации на территории Вологодской области.

Вместе с тем, имеется следующее примечание:

«Желательное условие не является обязательным требованием к участникам и будет учитываться на оценочной стадии рассмотрения заявок»

При этом, Комиссия установила, что согласно пункту 3.6.4.4.2 Закупочной документации, за наличие расположенного в Вологодской области частой охранной организации участники Закупки получают 1 балл.

Исходя из вышеизложенного, вышеуказанное необязательное условие о расположении частной охранной организации на территории Вологодской области не является обязательным условием, как и не служит основанием для отклонения заявки участника Закупки. Вместе с тем, данное условие является потребностью Заказчика.

При этом, Заявитель не доказал неправомерность установления вышеуказанного условия в Закупочной документации.

Учитывая изложенное, установление в Закупочной документации требования необязательного условия о расположении частной охранной организации на территории Волгодской области не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках Заказчика

Исходя из вышеизложенного, в указанных действиях Заказчика не усматривается нарушение действующего законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной в части довода относительно установления в Закупочной документации необоснованного необязательного условия о расположении частной охранной организации на территории области, где будут оказываться услуги, так как за удовлетворение данного требования начисляются дополнительные баллы.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части довода относительно установления в Закупочной документации необоснованного требования о предоставлении договора о взаимодействии с территориальными подразделениями полиции. В остальной части жалобу признать необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункта 6 пункта 1.3 Положения о закупках.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны