Решение б/н Решение по жалобе ООО «ЛаМО» на действия заказчика — ФГБУ «Ц... от 2 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ООО «ЛаМО»

ул. Ольминского, д. 14, стр. 1,
Санкт-Петербург, 192029

 

  1. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки»
    (ФГБУ «Центр оценки качества зерна»)
    пр-кт Маршала Жукова, д. 1, Москва, 123308

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-40/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

15.01.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

при участии представителей ООО «ЛаМО», ФГБУ «Центр оценки качества зерна»,

рассмотрев жалобу ООО «ЛаМО» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ФГБУ «Центр оценки качества зерна» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку лабораторной мебели (реестровый № 31705886555) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в установлении неправомерных требований Закупочной документации, неразмещения порядка представления запросов о разъяснении положений документации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

14.12.2017 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно извещению о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок, рассмотрения заявок — 22.12.2017.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 22.12.2017 № 294-17 заявка ООО «ЛаМО» отклонена от участия в Закупке в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4.1 Положения о закупках и подпунктом 2 пункта 6.4 Закупочной документации по причине несоответствия заявки требованиям к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а именно: технические характеристики не соответствуют данным указанным в Техническом задании (раздел 3 Закупочной документации). В котировочной заявке участник закупки (ООО «ЛаМО») не указал конкретные значения функциональных характеристик товара, указал конкретные значения функциональных характеристик товара, не соответствующие требованиям Технического задания, указал недостоверные конкретные значения функциональных характеристик товара, в том числе: для позиции 1 «Стол-мойка с одной раковиной, расположенной слева» Заказчиком было установлено требование «Балки и стойка должны быть изготовлены из стальной прямоугольной трубы сечением более 60х30 мм с толщиной стенок 2…3 мм», в соответствии с пунктом 3 Раздела 1 Общие условия проведения запроса котировок «Подготовка Заявки на участие в запросе котировок» «Символы «многоточие» и «тире», расположенные между значениями параметра, следует читать как необходимость указания одного конкретного значения в пределах указанного диапазона, не включая крайние значения в случае наличия символа «многоточие» и включая крайние значения в случае наличия символа «тире». Участник размещения в заявке указал «Балки и стойка изготовлены из стальной прямоугольной трубы сечением 61х31 мм с толщиной стенок 2 мм». Предложенное участником закупки конкретное значение параметра «толщина» не соответствует требованиям Технического Задания.

Исходя из текста жалобы, Заказчиком не установлен порядок представления запросов о разъяснении положений Закупочной документации.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе к форме, порядку, дате начала и дате окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2.2 Информационной карты Закупочной документации разъяснения предоставляются с «15» декабря 2017 до «18» декабря 2017 включительно, в порядке, предусмотренном пунктами 2.2.1–2.2.3 раздела 1 Закупочной документации.

Согласно пункту 2.2.1 Закупочной документации любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации о проведении запроса котировок. Запрос направляется в письменной форме.

Пунктом 2.2.2 Закупочной документации установлено, что разъяснение положений документации осуществляется в соответствии с порядком и сроками, предусмотренными Информационной картой, если указанный запрос поступил не позднее, чем за 3 (три) дня до даты окончания подачи котировочных заявок.

Таким образом, Заказчиком установлено, что запрос о разъяснении положений Закупочной документации подается в письменной форме в период 15.12.2017-18.12.2017.

Доказательств обратного Заявителем не представлено, а также не представлено объективных доказательств невозможности подачи запроса в установленные сроки.

Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя в указанной части необоснованной.

Кроме того, Заявителем обжалуется неправомерное установление избыточных, неисполнимых требований к поставляемому товару, что привело к отклонению заявки Заявителя.

Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.

На основании пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

-требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

-требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Аналогичные требования установлены пунктом 4.2.2 Положения о закупках.

Следовательно, Заказчик должен в Аукционной документации установить требования к товару, его описанию.

Согласно пункту 3.2.4 Закупочной документации участник в составе своей заявки должен представить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией о запросе котировок и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При заполнении заявки на участие в запросе котировок участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических характеристик, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в разделе 3 «Техническое задание».

Кроме того, пункт 3.2.4 Закупочной документации содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Закупке.

В соответствии с Техническим заданием Закупочной документации установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, в соответствии с которыми участник Закупки должен представить в составе заявки описание предлагаемого к поставке товара, его характеристик в соответствии с инструкцией.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, описание закупаемых товаров составлено в соответствии с потребностями Заказчика и на основании нормативных значений государственных стандартов. Указанные в тексте жалобы нормативные акты, в том числе, Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» не определяют условия проведения Закупки. Документация была подготовлена Заказчиком в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями Закона о закупках. Указанный Заявителем ГОСТ 16371-93 «Мебель общие технические условия», в соответствии с которым Заявитель осуществляет производство предложенной им к поставке мебели, не действует с 01.01.2016 и заменен на ГОСТ 16371-2014. Процедура закупки лабораторной мебели предполагает приемку продукции Заказчиком в соответствии с действующими нормами, в том числе в соответствии с ГОСТ 16371-2014. Заказчиком в отношении отдельных технических и функциональных характеристик продукции были установлены требования, не противоречащие ГОСТ, но определяющие существенные потребительские свойства продукции. Например, глубина противопроливочного борта по периметру столешницы для позиций 1, 2, 8 Технического задания определяет объем жидкости, которая в случае пролива будет задержана на поверхности столешницы. Для столешницы площадью 1 кв.м. противопроливочный бортик позволит удержать: при глубине 7 мм - 7 л пролитой жидкости; при глубине 6 мм - 6 л пролитой жидкости; при глубине 5 мм - 5 л пролитой жидкости; при глубине 4 мм - 4 л пролитой жидкости. В инструкции по заполнению заявки установлено, что символы «многоточие» и «тире», расположенные между значениями параметра, следует читать как необходимость указания одного конкретного значения в пределах указанного диапазона, не включая крайние значения в случае наличия символа «многоточие» и включая крайние значения в случае наличия символа «тире». Использование указанных символов при условии установления требований к их использованию не противоречит нормам Закона о закупках.

Относительно отдельных установленных Техническим заданием требований, касающихся отдельных технических характеристик продукции, Заказчиком также представлены пояснения. В том числе: относительно позиции 2 «Стол лабораторный для работы стоя номинальной длиной 1200 мм установлено требование «Бортик должен обеспечивать удержание пролитой жидкости объемом более 5.2 л», поскольку при проведении лабораторных работ широко используется лабораторная посуда из стекла, произведенная в соответствии с требованиями ГОСТ 25336-82. Указанный ГОСТ предполагает изделия вместимостью 6 и более литров (например, Колба К-1-600045/40 ТС ГОСТ 25336-82, Колба К-1-10000-60/46 ТС ГОСТ 25336-82). Кроме того, возможен пролив вследствие опрокидывания или пролива нескольких изделий посуды из стекла меньшего объема (стаканов лабораторных, колб, мензурок и т.д.), в которых могут содержаться травмоопасные вещества (щелочи, кислоты). Объем доступной для задержания с помощью противопроливочного бортика пролитой жидкости является важной функциональной характеристикой лабораторных столов, однако использование слишком высоких бортиков снижает функциональные характеристики изделия, так так ухудшает эргономику. Для целей использования столов лабораторных со столешницей номинальной длиной 1200 мм и номинальной шириной 620 мм объем жидкости, удерживаемой противопроливочным бортиком в пределах 5,2-5,5 л представляется оптимальным. По позиции 4 «Стол для весов» требования «Габаритные размеры (ДхГхВ), мм 630±1х430±1х900±20» и «Габаритные размеры весовой плиты (ДхГхВ) должны быть более 630х430х60 мм» не являются взаимоисключающими. Им удовлетворяют, в том числе, следующие значения: «Габаритные размеры (ДхГхВ), мм 630,5х430,5х910,8» и «Габаритные размеры весовой плиты (ДхГхВ) 630,5х430,5х70 мм». Требования к химической стойкости столешниц было установлено исходя из назначения изделий - использования в лаборатории, что предполагает работу с химическими реактивами. В Техническом задании были установлены стандартные требования к наиболее распространенным для использования химическим веществам, однако Заказчик не ограничивал химическую устойчивость столешниц устойчивостью исключительно к указанным веществам. Выражение «Материал столешницы должен выдерживать без потери цвета как минимум 24-х часовой контакт с как минимум следующими веществами: …» имеет однозначную трактовку: материал, из которого изготовлена столешница, должен выдерживать без потери цвета контакт в течении 24 и более часов с перечисленными далее веществами, но может выдерживать без потери цвета контакт в течении 24 и более часов с иными веществами или перечисленными веществами, но в иных концентрациях.

Таким образом, Заказчиком установлены технические требования к поставляемому товару, не противоречащие Положению о закупках, а также требованиям нормативной документации.

Заявитель на заседании Комиссии доказательств обратного не представил.

Причиной отклонения заявки Заявителя послужило представление в составе заявки технических характеристик поставляемого товара, противоречащих требованиям инструкции по заполнению в нарушение пункта 3.2.4 Закупочной документации, что не оспаривается Заявителем. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования, в том числе, указанной инструкции.

При этом Заявитель не обращался в адрес Заказчика с запросом о разъяснении положений документации, а также не обжаловал требования документации на этапе подачи заявок.

Заявитель на заседании Комиссии доказательств обратного не представил, как и не представил объективных доказательств невозможности заполнения заявки в соответствии с требованиями Закупочной документации, а также невыполнимости установленных требований к товару.

Учитывая указанные обстоятельства, а также недоказанность доводов жалобы, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя необоснованной в указанной части.

Кроме того, согласно представленным сведения, по итогам Закупки заключен договор от 09.01.2018.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.

  2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 11.01.2018 № ИШ/849/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны