Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «ТехноПарк» на действия ... от 10 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  1. ООО «ТехноПарк»

    ул. Маршала Жукова, д. 13, оф. 502/1,
    г. Екатеринбург, 620014
     

  2. АО «Гражданские самолеты Сухого»
    ул. Поликарпова, д. 23 Б, корп. 2, Москва, 125284

     

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-422/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

рассмотрев жалобу ООО «ТехноПарк» (далее - Заявитель) на действия заказчика — АО «Гражданские самолеты Сухого» (далее — Заказчик) при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку крепежных изделий (реестровый № 31705692326) (далее — Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки ООО «ТехноПарк» на включение в перечень квалифицированных поставщиков, а также установлении в Закупочной документации неправомерных квалификационных требований к участникам Закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг Заказчика в редакции, действующей на момент объявления закупок (далее - Положение о закупках), размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — Официальный сайт).

Заказчиком 01.11.2017 на Официальном сайте размещено извещение о проведении Закупки.

Согласно протоколу от 17.11.2017 № 404-17 на участие в Закупке подано 7 (Семь) заявок, в том числе заявка Заявителя.

В соответствии с протоколом от 28.11.2017 № 407-17 Закупочной комиссией принято решение о признании заявки Заявителя соответствующей требованиям Закупочной документации, а также принято решение о необходимости проведения проверки заявки Заявителя в соответствии с требованиями авиационных правил.

Согласно протоколу от 21.02.2018 № 051-18 Закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки Заявителя на включение в перечень квалифицированных поставщиков в связи с тем, что ООО «ТехноПарк» по результатам проверки не получил положительный результат.

Комиссия, рассмотрев представленные на заседании сведения и материалы, установила следующее.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Комиссией установлено, что в соответствии с разделом 5 Закупочной документации предусмотрен следующий порядок рассмотрения и оценки заявок участников Закупки.

«Оценка Предложений осуществляется Конкурсным комитетом Филиала, иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными Конкурсным комитетом.

В рамках рассмотрения и оценки Конкурсный комитет проверяет:

    1. правильность оформления Предложений и их соответствия требованиям Извещения и настоящей Документации;

    2. соответствие Участников требованиям Извещения и настоящей Документации;

В рамках отборочной стадии Конкурсный комитет может запросить у Участников разъяснения или дополнения их Предложений, в том числе представления отсутствующих документов. При проверке правильности оформления Предложения Конкурсный комитет вправе не обращать внимания на мелкие недочеты и погрешности, которые не влияют на существо Предложения. Конкурсный комитет с письменного согласия Участника также может исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки.

По результатам рассмотрения и оценки Конкурсный комитет имеет право отклонить Предложения, которые:

  • не отвечают требованиям настоящей Документации к оформлению Предложения;

  • поданы Участниками, которые не отвечают требованиям настоящей Документации;

  • содержат недостоверные сведения или сведения, не подтвержденные документами, указанными в настоящей Документации;

  • содержат очевидные арифметические или грамматические ошибки, с исправлением которых не согласился Участник.

3) По результатам вышеуказанной проверки Заказчик формирует Рабочий перечень из Участников, соответствующих требованиям Извещения и настоящей Документации и правильно оформивших Предложения к Заявке на участие в ПКО.

В случае если в Рабочем перечне имеются Участники, не включенные в Перечень утвержденных поставщиков Заказчика, Заказчик проводит проверку таких Участников в соответствии с требованиями Авиационных правил для включения таких Участников в Перечень утвержденных поставщиков Заказчика.

По результату указанной выше проверки формируется Перечень квалифицированных поставщиков из Участников, включенных в Перечень утвержденных поставщиков и Участников, прошедших проверку с положительным результатом.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в предварительном квалификационном отборе оформляются протоколом.

Указанный протокол подписывается всеми членами Конкурсного комитета и размещается на Официальном сайте не позднее, чем через три дня со дня подписания такого протокола.

Участники, включенные в перечень квалифицированных поставщиков, будут приглашены к участию в закупочной процедуре на поставку нормализованного крепежа».

Изучив вышеуказанный порядок рассмотрения и оценки заявок участников Закупки, Комиссия установила, что данный порядок не содержит конкретных условий признания той или иной заявки соответствующей требованиям Закупочной документации. В Закупочной документации отсутствуют объективные критерии и порядок оценки заявок. Вышеуказанное приводит к субъективной оценке членами комиссии заявок участников Закупки.

Порядок оценки предложений участников, утвержденный в Закупочной документации не позволяет определить детальный алгоритм действий со стороны Закупочной комиссии при оценке заявок, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке оценки заявок.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов (заказчика) в целях определения победителя (перечня квалифицированных поставщиков) проводимой закупки.

Комиссия отмечает, что из протокола от 21.02.2018 № 051-18 следует, что Заявитель по результатам проверки не получил положительный результат, однако, Закупочная документация не содержит порядок проведения соответствующей проверки по результатам которой выносится решение о получении/неполучении положительного результата.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия признает довод жалобы Заявителя о неправомерном отклонении заявки ООО «ТехноПарк» на включение в перечень квалифицированных поставщиков обоснованным.

Относительно установления в Закупочной документации неправомерных квалификационных требований Комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 раздела 3 Закупочной документации у участника должна отсутствовать задолженность по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедуры ПКО, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 раздела 4 Закупочной документации участник должен представить в составе заявки справку из ИФНС об отсутствии задолженности, полученную не ранее чем за два месяца до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении ПКО.

Комиссия отмечает, что положения пункта 10 раздела 4 Закупочной документации противоречат положениям пункта 3 раздела 3 Закупочной документации, так как они не подразумевают представления участником в составе заявки справки из ФНС России о размере задолженности (в случае если она не превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника).

В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Закупочной документации участник Закупки не должен иметь каких-либо рекламаций вследствие неисполнения договорных обязательств, претензий по договорам в части нарушения существенных условий договоров АО «ГСС». Наличие претензий по договорам АО «ГСС» могут явиться основанием для отклонения участника при прохождении отбора.

Комиссия отмечает, что устанавливаемые требования должны в равной степени относиться ко всем участникам Закупки.

Вместе с тем, вышеуказанное требование не может быть применено в равной степени к участникам Закупки, поскольку участники Закупки, имеющие в наличии данные факты и случаи в рамках закупок с иным хозяйствующим субъектом, могут быть допущены к участию в Закупке, в то время как участники, имеющие данные факты и случаи в рамках закупок с Заказчиком, подлежат отклонению.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного ограничивает круг участников, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника Закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Закупки.

В соответствии с пунктом 13 раздела 4 Закупочной документации участник в составе заявки должен представить, в том числе: подтверждение, что поставщик является производителем товара (для производителей закупаемой продукции) или дилерский/дистрибьютерский договор/уведомление, предоставляющее участнику право поставки товара и распространяющее гарантии производителя на него (для дилеров/дистрибьюторов); подтверждение опыта производства продукции для авиационной отрасли не менее трех лет (не менее 3 договоров).

Комиссия отмечает, что указанные требования к участникам Закупки содержат в себе необоснованные ограничения конкуренции, поскольку возможность участия в Закупке (в случае если участник не производитель товара) поставлена в зависимость от решения (действий) третьих лиц (производителя,дилера). Товар, являющийся предметом Закупки может быть приобретен участником после рассмотрения заявок. Следовательно, отсутствие у участника указанных документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору.

Комиссия усматривает в действиях Заказчика, выразившихся в установлении в Закупочной документации вышеуказанных квалификационных требований, нарушения требований пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 и пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пункт 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 и пунктов 9, 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

    3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 1-00-422/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

14.03.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

 

руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании решения Комиссии от 14.03.2018 по делу № 1-00-422/77-18,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

АО «Гражданские самолеты Сухого» (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на поставку крепежных изделий (реестровый № 31705692326) (далее — Закупка), а именно:

    1. Заказчику отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.

    2. Заказчику вернуть всем участникам ранее поданные заявки на участие в Закупке с указанием о возможности повторной подачи заявки.

    3. Заказчику внести изменения в Закупочную документацию с учетом решения Комиссии от 14.03.2018 по делу № 1-00-422/77-18.

    4. Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее 7 (Семи) рабочих дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.

    5. Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях в Единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее — ЕИС).

    6. Заказчику разместить в ЕИС информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке и подведения итогов Закупки.

    7. Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 30.05.2018.

    8. Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 06.06.2018 с приложением подтверждающих документов.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:

1. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

2. Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны