Решение б/н ООО «Авентура» на действия заказчика - ФГБОУ ВПО «МГУПС» от 27 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. ООО «Авентура»

454092, г. Челябинск, ул. Курчатова, д. 16

 

2. ФГБОУ ВПО «МГУПС»

 

127994, Москва, ул. Образцова, д. 9, стр. 9

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-432/77-14 о нарушении

 

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

25.03.2015 г. Москва

 

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

рассмотрев жалобу ООО «Авентура» на действия заказчика - ФГБОУ ВПО «МГУПС» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по организации зарубежной стажировки студентов – слушателей программы «Клиентоориентированный маркетинг пассажирских перевозок» на современных высокотехнологичных объектах пассажирской инфраструктуры Германии и Франции (№ ЗП 004/223/15) (реестровый № 31502106552), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА

 

 

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «Авентура» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ФГБОУ ВПО «МГУПС» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по организации зарубежной стажировки студентов – слушателей программы «Клиентоориентированный маркетинг пассажирских перевозок» на современных высокотехнологичных объектах пассажирской инфраструктуры Германии и Франции
(№ ЗП 004/223/15)
(реестровый № 31502106552) (далее — Закупка).

 

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в отсутствии порядка оценки заявок по подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)».

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

07.05.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВПО «МГУПС» (далее — Положение о закупках).

 

10.03.2015 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.

 

Согласно извещению о проведении Закупки от 10.03.2015 дата окончания подачи заявок — 13.03.2015, дата рассмотрения заявок — 13.03.2015, дата подведения итогов - 13.03.2015.

 

В соответствии с протоколом оценки заявок на участие в запросе предложений от 13.03.2015 № ЗП 004/223/15 в результате оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений комиссией единогласно принято решение о признании победителем Закупки ООО «Олл Трэвэл Старс» с итоговым баллом 60,9, из которых по стоимостному критерию присвоен 0,90 баллов, по подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведению деловой и культурной программы) (Н1)» - 90 баллов, по подкритерию «Наличие у участника закупки регистрации в Едином Федеральном реестре туроператоров (Н2)» - 10 баллов. Заявке ООО «Авентура» с итоговым баллом 19,2 присвоено второе место, из которых по подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведению деловой и культурной программы) (Н1)» - 15 баллов, по подкритерию «Наличие у участника закупки регистрации в Едином Федеральном реестре туроператоров (Н2)» - 10.

 

Согласно жалобе Заявителя, не смотря на предоставленную проработанную программу и ежедневный план стажировки по подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведению деловой и культурной программы) (Н1)» ООО «Авентура» присвоен 15 баллов. Итоговый протокол не содержит информацию о порядке присвоения баллов.

 

Комиссия, изучив представленные документы установила следующее.

 

В соответствии с пунктом 15 Раздела II Закупочной документации в целях определения Победителя запроса предложений, Заявки Участников запроса предложений оцениваются закупочной комиссией по следующим критериям:

 

1) Стоимостной критерий (Цена Договора);

 

2) Нестоимостной критерий (Квалификация участников закупки):

 

2.1 Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы).

 

2.2. Наличие у участника закупки регистрации в Едином Федеральном реестре.

 

По подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)» максимальный балл – 90 присваивается заявке, содержащей наиболее интересные, актуальные и подробные предложения по плану проведения стажировки, оптимальные по логистике перемещения, по организации посещения высокотехнологичных объектов пассажирской инфраструктуры и культурных и деловых мероприятий, а также соответствие названий лекций и перечня вопросов, рассматриваемых на круглых столах теме стажировки, компетентность представителей, проводящих круглые столы. Определяется как среднее арифметическое значение оценки показателя каждого члена комиссии.

 

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, по нестоимостному подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)» оценка проводилась Закупочной комиссией на основании анализа сведений, представленных участниками закупки. Количество баллов, присуждаемое каждому участнику определялось как среднее арифметическое значение оценки показателя каждого члена комиссии.

 

При этом, Заказчик не смог пояснить Комиссии методику присвоения баллов участникам Закупки по нестоимостному подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)», а так же какие сведения и в каком количестве необходимо представить для присвоения максимального балла по каждому критерию.

 

Комиссия установила, что ни Положение о закупке, ни Закупочная документация не содержат информации о порядке присвоения баллов подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)».

 

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

 

Таким образом, порядок оценки заявок, утвержденный в Закупочной документации по нестоимостному подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)» не позволяет определить порядок начисления баллов, объем необходимых для представления сведений, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

 

Согласно пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

 

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

 

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

 

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

 

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в закупочной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

 

Отсутствие порядка присвоения баллов, значимости тех или иных критериев, их веса при сопоставлении заявок в составе закупочной документации, доступной для участников, неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

 

Более того, названные критерии оценки заявок участников, а также порядок расчета баллов, являются необходимыми для участников закупочных процедур, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

 

Отсутствие конкретных критериев оценок заявок, их значимости в баллах позволяет заказчику на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников закупки возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением заказчика, оспорить его действия в установленном порядке.

 

На основании изложенного, Комиссия признает довод Заявителя об отсутствии порядка оценки заявок по подкритерию «Актуальность и качественная детальная проработка ежедневного подробного плана стажировки (по датам и посещению объектов, программам круглых столов, названиям лекций, перечнем вопросов, рассматриваемых на круглых столах, с указанием фамилий и должностей представителей, проводящих круглые столы, проведении деловой и культурной программы)» обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

Одновременно, на заседании Комиссии Заказчиком представлен договор от 17.03.2015 № 2015/пр-94, заключенный между ФГБОУ ВПО «МГУПС» и ООО «Олл Трэвэл Старс» по итогам Закупки.

 

Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.

 

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

 

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с заключением договора.

 

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны