Решение б/н Решение по жалобе ООО «РСМ Русь» на действия заказчика - ФГУ... от 14 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ОО «РСМ Русь»

119285, Москва, ул. Пудовкина, д. 4

 

  1. ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»

125993, Москва, Ленинградский пр-кт., д. 37, корп. 7

 

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 1-00-468/77-15 о нарушении

 

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

01.04.2015 г. Москва

 

 

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

 

рассмотрев жалобу ООО «РСМ Русь» на действия заказчика - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014-2016 годы (реестровый № 0573100004915000002),

 

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

УСТАНОВИЛА

 

 

 

В Московское УФАС России поступила жалоба ООО «РСМ Русь» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2014-2016 годы (реестровый № 0573100004915000002) (далее — Конкурс).

 

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика при проведении Конкурса, выразились в установлении

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), устанавливающим общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Однако согласно пункту 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках Закон о закупках не регулирует отношения, в том числе связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

 

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

 

Таким образом, при осуществлении данной процедуры Конкурса Заказчик руководствовался Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

 

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее — контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

 

Согласно данным Официального сайта извещение и Конкурсная документация размещены 16.02.2015. Дата окончания подачи заявок — 10.03.2015.

 

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 19.03.2015 № ПРО1 Заявителю присвоено второе место, победителем Конкурса признано ЗАО «Эйч Эл Би Внешаудит».

 

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.

 

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила).

 

Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

 

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

 

цена контракта;

 

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

 

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);

 

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

 

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

 

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

 

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

 

Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

 

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

 

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

 

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

 

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

 

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

 

д) деловая репутация участника закупки.

 

В пункте 22 информационной карты Конкурсной документации указано, что критерии оценки заявок еа участие в конкурсе устанавливаются в соответствии с методикой оценки заявок (раздел IV Конкурсной документации).

 

Согласно данной методике, одним из критериев оценки заявок участников конкурса является «Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» — значимость критерия 40 %.

 

Одним из показателей данного критерия является «Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого объема». Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения об опыте у участника Конкурса за 2007-2013 гг. оказания услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с РСБУ, государственных унитарных предприятий, сопоставимых с Заказчиком по годовой выручке (не менее 20 млрд. руб.) и валюте баланса (не менее 20 млрд. руб.), а также по количеству филиалов.

 

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

В соответствии с часть 2 статьи 8 Закона о контрактной службе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

 

Комиссия отмечает, что установление требования о наличии опыта аудита организаций, имеющих организационно - правовую форму ГУП, создает некоторым участникам Конкурса преимущественные условия к участию в Конкурсе, поскольку при оценке заявок не учитывается опыт проведения аудита организаций, сравнимых с Заказчиком, но имеющих иную организационно-правовую форму, например — ОАО.

 

Между тем, согласно пункту 1.1 технического заданию Конкурсной документации, техническое задание подготовлено в соответствии с типовым техническим заданием на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %, и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденный Распоряжением Минимущества России от 30.12.2002 № 4521-р.

 

Таким образом, Комиссия установила, что Заказчик неправомерно ограничил права участников, на предоставление имеющегося опыта проверок организаций и предприятий, связанных с предметом Конкурса, затребовав лишь опыт проведения аудита ГУПов (ФГУПов), тогда как техническим заданием конкурсной документации установлены работы, которые проводятся как для ФГУПов, так и для организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %.

 

Кроме того, Заказчик на заседании Комиссии не смог обосновать установление данного критерия в Конкурсной документации.

 

В частности, вследствие установления такого критерия, не учитывается опыт участников конкурса, касающийся аудита ряда организаций сопоставимых с Заказчиком, имеющих в уставном капитале долю государства, но имеющих организационно-правовую форму ОАО.

 

На основании вышеизложенного, Комиссия установила, что довод жалобы Заявителя обоснован. В действиях Заказчика усматриваются нарушения части 2 статьи 8 Закона о контрактной службе, а также части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Таким образом, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной.

 

2. Признать в действиях Заказчика части 2 статьи 8 Закона о контрактной службе, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны