Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-491/77-18 от 25 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ИП "" (далее - Заявитель) на действия заказчика — ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ» (далее — Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по созданию аудио-визуального произведения (видеосъемки и монтажа видеоматериала) (реестровый № 31806196392) (далее Закупка),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.

Заявитель оспаривает установление в Закупочной документации критериев оценки заявок «Опыт выполнения работ (услуг)» и «Сертификация системы менеджмента качества участника закупки».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, комиссии по закупке при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, Аукционной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

По мнению Заказчика, доводы жалобы не относятся ни к одному из случаев, предусмотренных Законом о закупках для обжалования действий (бездействий) Заказчика и, следовательно, не подлежат рассмотрению антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренциию.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссия установила, что жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения доводов жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «НИИ ТРАНСНЕФТЬ» (далее - Положение о закупках).

28.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки. Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания приема заявок
- 13.03.2018. Дата рассмотрения заявок — 20.03.2018, подведения итогов Аукциона - 29.03.2018.

На основании пункта 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 8.4.2 Положения о закупках критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке входят в состав документации о закупке. Заказчиком, организатором закупки в документации о закупке могут быть установлены следующие соотносимые с предметом закупки критерии оценки:

  • цена договора (цена лота), цена единицы товара, работы, услуги, указанные в заявке на участие в закупке;

  • срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, работы, услуги; - квалификация участника закупки, а также его субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей) (если предусмотрено их привлечение), в том числе: обеспеченность материально-техническими ресурсами, обеспеченность кадровыми ресурсами (применяется при закупках только работ или услуг);

  • опыт и репутация участника закупки, его субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей);

  • наличие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ПАО «Транснефть» либо ОСТ;

  • и иные критерии оценки.

Исходя из пункта 1.2 Порядка оценки заявок на участие в закупке Закупочной документации оценка заявки включает в себя оценку коммерческой и квалификационно-технической ее частей.

Подпунктами 3.1.1, 3.1.5 пункта 3.1 порядка оценки заявок на участие в закупке Закупочной документации в качестве критериев оценки квалификационно-технической части установлены, в частности, показатели оценки «Опыт выполнения работ (услуг) (Лист оценки 2.1, D1)» и «Сертификация системы менеджмента качества участника закупки (Лист оценки № 2.5, D5)».

Приложениями к Закупочной документации Лист оценки № 2.1, Лист оценки № 2.5 определены оцениваемые подкритерии и установлен порядок присвоения баллов по ним.

Таким образом, Комиссия установила, что Закупочная документация раскрывает содержание и порядок оценки заявок по спорным критериям.

Порядок оценки установлен для всех участников закупки и не содержит указание на предоставление каких-либо преимуществ конкретным лицам.

При этом Комиссия отмечает, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки и не предусматривает каких-либо специальных требований к порядку оценки заявок, не содержит норм, регламентирующих определение подходов оценки ценовых и неценовых критериев.

Таким образом, заказчики вправе самостоятельно определять как перечень критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, для определения квалификационных требований к участникам уже допущенным до закупки.

Учитывая изложенное, Заказчик вправе требовать наличие у участников Закупки соответствующих сертификатов, а также опыта выполнения аналогичных работ, в зависимости от специфики осуществляемой деятельности.

При этом установленные в закупочной документации критерии оценки заявок были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика.

Установление в закупочной документации конкретных требований к претендентам для определенной закупки не является нарушением норм действующего законодательства, а, напротив, в силу пунктов 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках является необходимым и обязательным условием.

Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Между тем довод об ограничении конкуренции не подтверждается фактическими обстоятельствами дела, Заявителем не представлено доказательств того, что оспариваемые условия запроса предложений включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу в Закупке конкретному хозяйствующему субъекту.

Кроме того, Комиссия отмечает, что Закупочная документация не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в Закупке, как отсутствие сертификатов соответствия систем менежджмента качества или опыта оказания услуг по предмету Закупки.

Отсутствие достаточной квалификации в силу положений Закона о закупках не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки участника.

В рассматриваемом случае закупка проведена способом запроса предложений, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок.

При этом отсутствие опыта выполнения работ, соответствующих предмету Закупки не свидетельствует о невозможности стать победителем проводимой Закупки, поскольку оценка по стоимостному критерию (оценка коммерческой части заявки) составляет 60 баллов (60%).

Кроме того, такой участник не лишен возможности получения баллов по иным показателям нестоимостного критерия (оценка квалиффикационно-технической части заявки), например, по «персоналу участника Закупки», «надежности и репутации участника Закупки».

Возможность потери баллов не может быть расценена в данном случае как ограничение доступа к закупке с учетом положений пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках. Возможность не стать победителем Закупки, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что спорные критерии оценки, установленные в настоящем случае Заказчиком в Закупочной документации, не противоречат Положению о закупках, а также закону о Закупках, поскольку не препятствуют участию в Закупке, не предрешают ее исхода, не создают преимуществ конкретному лицу и в данной ситуации направлены прежде всего на определения победителя Закупки - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ.

При таких обстоятельствах, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 № НО/12661/18.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны