Решение б/н Решение по жалобе ЗАО «Элмаш-К» на действия заказчика - ГУП ... от 18 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. ЗАО «Элмаш-К»

    125239, Москва, Коптевская ул., д. 34,
    корп. 1

     

  2. ГУП города Москвы ДЕЗ района южное Медведково

    127081, Москва, ул. Дежнева, д. 22,

    корп. 4

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу №1-00-493/77-15 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения

 

08 апреля 2015 года г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ЗАО «Элмаш-К» (далее — Заявитель) на действия заказчика - ГУП города Москвы ДЕЗ района южное Медведково (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту и обслуживанию вентканалов (реестровый № 31401719995) (далее — Конкурс).

По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:

  1. в неправомерном присвоении минимальных баллов Заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»;

  2. в неправомерном допуске ООО «ВК ДИНАСТИЯ» к участию в Конкурсе ввиду отсутствия у данной организации лицензии МЧС.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 21.11.2014 размещено извещение о проведении Конкурса. Окончание срока подачи заявок — 17.03.2015. Подведение итогов — 18.03.2015.

В соответствии с пояснениями Заявителя согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 18.03.2015 № №31401514802-3 итоговый рейтинг заявки ЗАО «ЭЛМАШ-К» по оценке Конкурсной комиссии составил 48,55 баллов, присвоен порядковый номер <...> . С данным решением Конкурсной комиссии Заявитель не согласен, считает, что заявке ЗАО «ЭЛМАШ-К» присвоено заниженное значение по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки». Рейтинг заявки Заявителя по данному критерию, по оценке Конкурсной комиссии составил 22,8 баллов.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 18.03.2015 № №31401514802-3 победителем Конкурса признано ООО «ВК ДИНАСТИЯ» (57,70 баллов), Заявителю присвоено второе место (48,55 баллов). По критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» Заявителю присвоено 22,8 балла (из 40 возможных).

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением № 1 к информационной карты Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе:

1. Критерий «Цена договора» - 50%.

    1. Критерий «Квалификация участника» - 10%.

    2. Критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» - 40%.

Порядок оценки по критерию «Квалификация участника»:

Оценке подлежит: предложенные участником сведения, данные и документы по квалификации.

Содержание критерия: Оценивается предложение участника конкурса исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией на основе представленных сведений и подтверждающих документов.

Для получения рейтинга заявок по критерию «Квалификация участника», каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если в конкурсной документации установлено несколько показателей критерия «Квалификация участника» сумма максимальных значений всех показателей указанного критерия должна составлять 100 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Квалификация участника», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Квалификация участника» определяется по формуле:

 

Rci- рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию.

- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k- количество установленных показателей.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами закупочной комиссии по критерию (показателю).

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Квалификация участника», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Данный параметр оценивается каждым членом комиссии на основании анализа предоставленных участником закупки документов и сведений, их содержанию, соответствию показателям, необходимым Заказчику:

1.Наличие опыта работы, связанного с предметом договора - 15 max баллов:

Опыт работы лет от 1 до 2 лет – от 1 до 5 балов;

Опыт работы лет от 2 до 5 лет – от 6 до 10 балов

Опыт работы более 5 лет – от 11 до 15 балов

2. Подтвержденные сведения о финансовой устойчивости и заключенных договорах на выполнение работ, связанных с предметом договора - 15 max баллов:

Не полный объем подтверждающих сведений (нет подтверждающих документов) – от 1 до 5 балов;

Подтверждение в минимальном необходимом согласно объеме (копии договоров) – от 6 до 10 балов

Полный объем подтверждающих сведений (копии договоров и акты выполненных работ) – от 11 до 15 балов

3.Объем выполняемых работ за последний год – 15 max:

Объем выполняемых работ от 1 до 3 в млн. руб – от 1 до 5 балов;

Объем выполняемых работ от 3 до 5 млн. руб – от 6 до 10 балов

Объем выполняемых работ более 5 млн. руб – от 11 до 15 балов

4. Подтвержденные сведения о сотрудниках организации (кадровые ресурсы, их опыт работы, квалификация и пр.) - 20 max:

Не полный объем подтверждающих сведений и соответствие требованиям сведений (отсутствие подтверждающих документов) – от 1 до 5 балов;

Подтверждение в минимальном необходимом объеме и соответствие требованиям документации (копия штатного расписания) – от 6 до 15 балов

Полный и избыточный объем подтверждающих сведений и полное или избыточное соответствие требованиям документации (штатное расписание, копии документов подтверждающих квалификацию и пр.) – от 16 до 20 балов

5. Наличие оборудования и других материальных ресурсов (обеспеченность помещениями, транспортом, и т.д.) - 20 max баллов:

Минимальный, необходимый набор материальных ресурсов (отсутствие подтверждающих документов) - от 1 до 5 баллов

наличие необходимого набора материальных ресурсов (копии подтверждающих документов) - от 5 до 10 балов

Наличие полного и избыточного набора материальных ресурсов (копии подтверждающих документов и пр.) – от 10 до 20 баллов;

6. Наличие положительной деловой репутации - 15max:

От 1 до 3 отзывов (копии отзывов) – от 1 до 7 баллов

Более 3 отзывов(копии отзывов) - от 7 баллов до 15 баллов

Порядок оценки по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»:

Оценке подлежит: предложенные участником сведения, данные и документы.

Содержание критерия: Оценивается предложение участника конкурса исходя из показателей предусмотренных конкурсной документацией на основе представленных сведений и подтверждающих документов.

Для получения рейтинга заявок по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»», каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. В случае если в конкурсной документации установлено несколько показателей критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»» сумма максимальных значений всех показателей указанного критерия должна составлять 100 баллов.

Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»», определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию. В случае применения показателей рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»» определяется по формуле:

Rb i = B i1 + B i2 + ... + B k

Rb i - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию.

B i - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов закупочной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке по k-й подкритерия.

k - количество подкритериев.

Для получения оценки (значения в баллах) по критерию (показателю) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами закупочной комиссии по критерию (показателю).

Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки»», умножается на соответствующую указанному критерию значимость.

Данный параметр оценивается каждым членом комиссии на основании анализа предоставленных участником закупки документов и сведений, их содержанию, соответствию показателям, необходимым Заказчику:

1.Порядок производства работ и методики - 20 max:

поверхностный порядок производства работ и методики – от 1 до 5 баллов;

порядок производства работ и методики с указанием необходимых нормативно правовых актов – от 6 до 15 баллов;

полностью проработанный порядок производства и методики работы с применением инновационных технологий и т.п. от 16 до 20 баллов

2.Применяемые при выполнении работ технологии производства - 30 max:

поверхностное описание технологий производства – от 0 до 10 баллов;

описание технологий производства с указанием нормативно-правовых документов от 10 до 20 баллов;

полное описание самых современный инновационных технологий производства с указанием нормативно-правовых документов и пр. – от 20 до 30 баллов

3.Применяемая система контроля качества за выполняемыми работами – 40 max:

наличие слабой системы контроля качества (отсутствие подтверждающих документов) – от 1 до 10 баллов;

наличие среднестатистической системы контроля качества (копии инструкций) – от 11 до 30 баллов

наличие полной системы контроля качества на каждом этапе работы (копии инструкций, приказов и пр.) – от 31 до 40 баллов

4.Мероприятия по охране труда - 10 max:

наличие слабых мероприятий по охране труда (отсутствие подтверждающих документов) от 1 до 5 баллов;

наличие полного спектра мероприятий по охране труда на каждом этапе работы (наличие копий приказов инструкций и пр.) – от 6 до 10 баллов

На заседании Комиссия установила, что Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки», «Квалификация участника», значимость которых составляет 50%, при этом критерий «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» стал решающим при определении победителя Конкурса, следовательно, определить правомерность начисления баллов Заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки», а также правомерность выбора победителя не представляется возможным.

Согласно пояснениям Заказчика по критериям «Качество выполняемых работ» и «Квалификация участника» оценка происхлдит на основании субъективного мнения членов комиссии Заказчика. Члены комиссии при голосовании выражали свое субъективное мнение, присваивая тот или балл по каждому критерию в пределах, не превышающих максимального значения количества баллов, предусмотренных конкурсной документацией. Порядок оценки по указанному критерию имеет субъективный характер, поскольку каждый член Конкурсной комиссии при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе руководствуется своим мнением и присваивает баллы аналитическим, то есть экспертным методом.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не смог пояснить порядок присвоения баллов участникам Конкурса по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки», «Квалификация участника», установленным в Конкурсной документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в Конкурсной документации по критериям «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки», «Квалификация участника» отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в торгах.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного присвоения минимальных баллов Заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки» признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Вместе с тем, Заказчиком по результатам Конкурса заключен договор от 31.03.2015 № 2.

Пунктом 7.19 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к содержанию, форме, оформлению и документам, входящим в состав заявки на участие в конкурсе (лоте). При этом требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе лицензии МЧС не предусмотрено.

Таким образом, жалоба Заявителя в части неправомерного допуска ООО «ВК ДИНАСТИЯ» к участию в Конкурсе ввиду отсутствия у данной организации лицензии МЧС признается необоснованной.

На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса обоснованной в части неправомерного присвоения минимальных баллов Заявителю по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики закупки», в остальной части необоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

  3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, так как по результатам Конкурса заключен договор.

  4. Передать материалы дела должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности за проведение оценки и сопоставления заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в закупочной документации, согласно части 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны