Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-495/77-18 от 25 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «Технология» (далее — Заявитель) на действия заказчика — ПАО «МРСК Центра» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с победителями данного открытого конкурса путем проведения конкурентных закупочных процедур на право заключения договоров на выполнение работ по проектированию электросетевых объектов (ВЛ, КЛ, ТП и ПС) для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго», «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго»,

«Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго», «Ярэнерго») на 2018 — 2021 гг. (962851) (реестровый № 31806093833) (далее — Конкурс) ,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),


 

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в установлении неправомерных требований к участникам Конкурса.

Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещен Единый стандарт ПАО «Россети» (далее — Положение о закупках).

Извещение о проведении Конкурса опубликовано в ЕИС 02.02.2018. Согласно извещению о проведении Конкурса, дата окончания подачи заявок — 07.03.2018, дата рассмотрения заявок — 09.04.2018, дата подведения итогов Конкурса — 09.04.2018.

В соответствии с часть 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 5.2.4 Положения о закупках установлено, что, в случае если на момент проведения закупки Заказчик не может определить объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ/оказания услуг), возможно проведение открытой конкурентной процедуры на право заключения рамочного договора (конкурса либо запроса предложений) с несколькими участниками, с последующим проведением среди них закупочных процедур (запроса предложений, запроса цен) в целях удовлетворения возникающих в течение срока действия рамочных соглашений потребностей в продукции.

В соответствии с пунктом 1.1.4 Конкурсной документации предметом Конкурса является право заключения рамочных соглашений о дальнейшем взаимодействии с победителями данного открытого конкурса путем проведения конкурентных закупочных процедур на право заключения договоров на выполнение работ по проектированию электросетевых объектов (ВЛ, КЛ, ТП и ПС) для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго, «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго», «Ярэнерго») на 2018 — 2021 гг., в том числе:

Лот № 1 — Выполнение проектно-изыскательских работ по объектам до 35 кВ (ВЛ, КЛ, и ТП/РТП) по ИПР в период 2018-2021 гг. для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго, «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго», «Ярэнерго»);

Лот № 2 — Выполнение проектно-изыскательских работ по объектам до 35 кВ (ВЛ, КЛ, и ТП/РТП) по ИПР в период 2018-2021 гг. для нужд ПАО «МРСК Центра» (филиалов «Белгородэнерго, «Брянскэнерго», «Воронежэнерго», «Костромаэнерго», «Курскэнерго», «Липецкэнерго», «Орёлэнерго», «Смоленскэнерго», «Тамбовэнерго», «Тверьэнерго», «Ярэнерго»).

1. Заявителем оспаривается установление в Конкурсной документации условий соответствия требованию о наличии опыта выполнения аналогичных работ.

Как указывает Заявитель, требования Положения о закупках не позволяют Заказчику изменять условия соответствия типовому требованию в Конкурсной документации.

В этой связи, по мнению Заявителя, установление в Конкурсной документации требования о предоставлении в качестве подверждения опыта договоров на выполнение идентичных работ противоречит Положению о закупках.

Кроме того, Заявитель отмечает, что поскольку начальная (максимальная) цена договора Заказчиком не установлена, установить соотносимость сумм договоров, необходимых к предоставлению для подтверждения соответствия требования к опыту, со стоимостью работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемых по результатам Конкурса договорам, не представляется возможным.

Указанное обстоятельство, как считает Заявитель, свидетельствует о нарушении принципа информационной открытости закупки.

Согласно пояснениям Заказчика Приложением 4 к Положению о закупках установлены минимально допустимые требования к участникам закупки. При этом Положением о закупках предусмотрено также изменение, исключение или дополнение таких требований в документации о закупке.

Исходя из этого, Заказчик считает, он вправе установить в Конкурсной документации критерии соответствия требованию о наличии опыта выполнения аналогичных работ.

При этом, Заказчик отмечает, что сумма договоров, подтверждающих наличие необходимого опыта, установлена им исходя из показателей инвестиционной программы Заказчика, что является правомерным в силу особенностей рамочных договоров, к которым относится договор, заключаемый по результатам данной процедуры.

Ознакомившись с представленными сведениями и документами, Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 429.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 5.2.4 Положения о закупках установлено, что в случае если на момент проведения закупки Заказчик не может определить объемы и (или) сроки поставки продукции (выполнения работ/оказания услуг), возможно проведение открытой конкурентной процедуры на право заключения рамочного договора (конкурса либо запроса предложений) с несколькими участниками, с последующим проведением среди них закупочных процедур(запроса предложений, запроса цен) в целях удовлетворения возникающих в течение срока действия рамочных соглашений потребностей в продукции.

В таблице 3 Приложения 4 к Положению о закупках приведены типовые отборочные требования, в частности:

Требование документации о закупке

Категория

По способу закупки

По предмету договора

Условие соответствия установленному требованию

9

Наличие опыта выполнения аналогичных поставок, работ, услуг

Квалификация

По всем способам

Любой предмет договора

Наличие за последние 3 года не менее 1 завершенного аналогичного по выполняемым поставкам, работам, усалугам ( в т.ч. Объемам поставок, работ, услуг) и общей сумме договора. Для ГП и ПИР на объекте, классом напряжения не более чем на 1 класс ниже объекта закупки, в качестве генподрядчика (генпроектировщика либо субподрядчика (соисполнителя). В качестве аналогичных объектов может рассматриваться выполнение работ по созданию внутренних энегосистем для энергоснабжения крупных промышленных предприятий.

При этом указано, что критерии, установленные в таблице 3 Приложения 4 к Положению о закупках, могут применяться в каждой закупке индивидуально, исходя из ее особенностей, т. е. выбор отборочных критериев для включения в закупочную документацию осуществляется с целью выявления способности участника выполнить договор согласно предмету закупки. Помимо указанных типовых требований, допускается включение в закупочную документацию требований по предоставлению участником каких-либо иных специализированных требований, если это необходимо исходя из предмета закупки.

Согласно пункту 4.6.9 Положения о закупках при наличии типовых требований к участникам закупки закупочная комиссия имеет право устанавливать иные требования к участникам закупки, при условии, что они не противоречат требованиям, установленным разрешающими органами Заказчика в соответствии с пунктом 4.6.9 Положения о закупках, требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, Положением о закупках предусмотрено включение Заказчиком в Конкурсную документацию иных требований к участникам Конкурса помимо установленных типовых требований.

В настоящем случае, Заказчиком в подпункте «к» пункта 3.3.1.2 Конкурсной документации установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения аналогичных видов работ за 2015-2017 годы (под аналогичными видами работ понимаются договоры на выполнение проектно-изыскательских работ по электросетевым объектам 35 кВ и выше по Лоту № 2) (документальное подтверждение: Справка в перечне и годовых объемах выполненных аналогичных договоров с приложением форм КС-3, в случае отсутствия форм КС-3 подтверждается актами приемки выполненных работ) в зависимости от лота, на который заявляется участник, в объеме:

Лот № 1

Не менее 120 млн. руб. с НДС, в т.ч. не менее 40 млн. руб. с НДС за 2017 г.

Лот № 2

Не менее 80 млн. руб. с НДС, в т.ч. не менее 40 млн. руб. с НДС за 2017 г.

Установленные требования согласуются с данными об объемах инвестиционной программы ПАО «МРСК Центра», размещенной на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации.

Общая стоимость договоров, сведения об исполнении которых надлежит предоставить участникам Конкурса, равняется среднему значению объемов заказа за 2018-2022 гг.

При этом Заявителем не доказан факт включения данного требования с целью сократить количество участников торгов, ограничить конкуренцию на таких торгах, Комиссией указанный факт также не установлен.

2. Заявителем обжалуется установление в Конкурсной документации требования к размеру обеспечения Конкурсных заявок и стоимости договоров, подтверждающих наличие необходимого опыта.

Как указывает Заявитель, поскольку начальная (максимальная) цена договора в Конкурсной документации не определена, размер обспечения заявок установлен Заказчиком произвольно, что противоречит подпункту «е» пункта 8.1.3.2 Положения о закупках.

Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.

Согласно пункту 3.4.7.1 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена Конкурса не указывается.

В соответствии с пунктом 3.4.7.2 Кокурсной документации в связи с тем, что по результатам Конкурса заключаются рамочные соглашения, стоимости выполняемых работ будут определены при проведении конкурентных закупочных процедур с приглашением победителей данного конкурса.

Согласно пунктам 2.6, 2.7 проекта договора стороны приходят к соглашению о том, что, если в результате конкурентной закупочной процедуры заявка Подрядчика будет признана лучшей среди остальных заявок, Заказчик подпишет с Подрядчиком договор на выполнение работ, являющихся предметом соответствующей конкурентной закупочной процедуры (далее по тексту — Договора). Стороны согласны с тем, что заключаемый в результате конкурентной закупочной процедуры Договор будет заключен по форме, установленной в приложении, при проведении соответствующей конкурентной закупочной процедуры.

Таким образом, Комиссия установила, что начальная (максимальная) цена договора Заказчиком не объявлена.

Между тем, Комиссия отмечает, что рамочное соглашение фактически представляет собой соглашение о намерениях сторон заключить договор на выполнение определенных работ на согласованных в дальнейшем условиях (уточненный вид и объем работ, цена, место их исполнения и прочие существенные условия). Соответственно, рамочное соглашение не налагает на стороны такого договора никаких финансовых обязательств и, следовательно, позволяет сторонам оставить условие о цене договора открытым.

Однако, указанное обстоятельство не исключает возможность установления Заказчиком требования о предоставлении обеспечения заявки или требования о предоставлении договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ.

В данном случае, как указано ранее, при включении в Конкурсную документацию спорных требований, в том числе расчета размера обеспечения заявок и сумм договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ, Заказчик исходил из показателей объемов финансирования работ, указанных в инвестиционной программе ПАО «МРСК Центра», имеющейся в открытом доступ на официальном сайте Министерства энергетики Российской Федерации, согласно которой объем финансирования выполнения проектно-изыскательских работ по объектам до 35 кВ - 38 845 893 рублей с НДС, по объектам 35 кВ и выше - 26 301 349 рублей.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 8.1.3.2 Положения о закупках Конкурсная документация должна содержать требование к форме, размеру, порядку представления и сроку действия обеспечения исполнения обязательств участника Конкурса, связанных с подачей им конкурсной заявки.

В соответствии с пунктом 8.1.6.2 Положения о закупках размер обеспечения конкурсной заявки не должен превышать пяти процентов от начальной (максимальной) цены (если она объявлена) или от цены, указанной участником Конкурса в конкурсной заявке, при стоимости закупки до 1 млрд. руб. (с налогом на добавленную стоимость) включительно, не более 1 (одного) процента при стоимости закупки более 1 млрд. руб. (с налогом на добавленную стоимость).

Учитывая, что в соответствии с пунктами 3.4.7.1, 3.4.7.2 Конкурсной документации начальная (максимальная) цена Конкурса не установлена, а Положением о закупках установлены случаи, когда такая цена указывается, Заказчик при определении размера обеспечения заявки должен руководствоваться положениями гражданского законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Заказчиком установлено требование о предоставлении обеспечения заявок в размере 3000 000,00 рублей.

Таким образом, действия Заказчика по установлению указанного требования о предоставлении обеспечения заявок не могут рассматриваться как нарушение прав потенциальных участников Конкурса при отсутствии соответствующих доказательств, поскольку сам по себе размер обеспечения без учета его соотношения с иными условиями заключения договора не является безусловным фактором, ограничивающим конкуренцию на торгах.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.

2. Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 № ИГ/12657/18.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны