Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-500/77-18 о нарушении процедуры торг... от 3 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 1-00-500/77-18 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения договоров
21.03.2018 г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<...> - заместителя руководителя Московского УФАС России,
членов Комиссии:
<...>ой - ведущего специалиста-эксперта правового отдела,
<...>ой - главного специалиста-эксперта отдела административных производств,
при участии представителей:
от заявителя - ООО «Комплексные системы безопасности»: <...>,
<...> (по доверенности от 20.03.2018 № 22/2-04-18);
от заказчика - ОАО «Росспиртпром»: <...> (по доверенности от 24.01.2018 № 29);
в отсутствие представителя АО «ЕЭТП» (надлежащим образом извещены письмом от 19.03.2018 № НО/12656/18),
рассмотрев жалобу ООО «Комплексные системы безопасности» (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО «Росспиртпром» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по оценке противопожарного состояния арендуемых объектов ОАО «Росспиртпром», с целью подтверждения выполнения обязательных требований пожарной безопасности, устранения замечаний Главного управления МЧС по Московской области» № 51К от 28 февраля 2018 года (реестровый № 31806195040) (далее - Закупка),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Закупки выразилось в необоснованном отказе Заявителю в участии в Закупке и уклонении Заказчика от заключения договора.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о Конкурсе такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
29.11.2017 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
28.02.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки с начальной (максимальной) ценой договора 4 719 989,38 руб.
Согласно извещению о проведении Закупки дата окончания подачи заявок
- 05.03.2018. Дата рассмотрения заявок, подведения итогов Закупки - 06.03.2018.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом информационной открытости закупки.
В силу части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно подпункту г) пункта 5 статьи 23 Положения о закупках протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок должен содержать сведения о результатах рассмотрения и оценки заявок, в том числе сведения об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок от 06.03.2018 № 51К/1 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации о проведении Закупки и допущена к участию в процедуре закупки, вместе с тем Закупка признана несостоявшейся в соответствии с пунктом 7 статьи 23 главы 8 Положения о закупках.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 23 Положения о закупках запрос котировок признается несостоявшимся в случае, если подана только одна котировочная заявка или по результатам рассмотрения заявок Комиссией принято решение о соответствии только одной заявки требованиям закупочной документации о проведении запроса котировок из всех поданных заявок. В таком случае Заказчик вправе заключить договор с единственным участником запроса котировок, заявка которого соответствует требованиям закупочной документации и содержит предложение о цене договора, не превышающее начальную (максимальную) цену, на условиях, указанных в документации о закупке.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что в соответствии с Положением о закупках в случае признания запроса котировок несостоявшимся у Заказчика имеется право заключить договор с единственным участником такой закупки.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчик не воспользовался предусмотренным Положением о закупках правом и отказался от заключения договора с Заявителем.
В связи с изложенным, Комиссия в действиях Заказчика по незаключению договора с Заявителем не усматривает нарушения требований Закона о закупках и Положения о закупках. В связи с чем довод жалобы признается необоснованным.
Относительно довода жалобы о необоснованном отклонении Заявителя от участия в Закупке Комиссия сообщает следующее.
Протокол рассмотрения и оценки заявок участников запроса котировок от 06.03.2018 № 51К/1 опубликован на Официальном сайте 07.03.2018. Одновременно на Официальном сайте в карточке данного протокола во вкладке «Решения комиссии» указано, что Заявитель к участию в Закупке не допущен.
Из возражений Заказчика следует, что возникшие разночтения результатов рассмотрения заявок возникли ввиду специфики функционала электронной торговой площадки (далее - ЭТП) и ЕИС. А именно, Заказчик, руководствуясь своим правом в соответствии с пунктом 7 статьи 23 Положения о закупках, принял решение не заключать договор с единственным участником, которым стал Заявитель и с которого как с победителя торгов ЭТП удержала денежные средства, в связи с чем в целях возвращения такому участнику удержанных с него денежных средств Заказчик через функционал ЭТП указал, что процедура не состоялась, а ЭТП, в свою очередь, автоматически указала на отклонение всех имеющихся заявок и вернула участнику денежные средства.
Вместе с тем, Комиссия оценивает доводы представителя Заказчика критически на том основании, что указанные обстоятельства лишь подтверждают неурегулированность взаимодействия Заказчика и ЭТП в случае, когда Заказчик пользуется своим правом не заключать договор с единственным участником в соответствии с Положением о закупках. При этом в таких случаях Заказчик ставит участников закупки в заведомо ограниченное положение относительно получения достоверной и полной информации о ходе проведения закупочной процедуры из открытых источников.
Более того, изложенные обстоятельства свидетельствуют об урегулированности процедуры проведения запроса котировок в Положении о закупках без учета функционала ЭТП в части корректного отображения информации о ходе проведения закупки.
Вместе с тем, Комиссия обращает внимание, что Заказчик не ограничен в выборе ЭТП, а значит заведомо способен оценить функционал той или иной ЭТП на предмет возможности ее использования при реализации положений и требований как Закона о закупках, так и Положения о закупках. Вышеуказанное способствует принятию Заказчиком со своей стороны необходимых мер для надлежащего обеспечения участникам закупки возможности получения достоверной информации.
В свою очередь, в настоящем случае действия Заказчика повлекли невозможность получения участником достоверных и однозначных сведений о результатах проведенной закупки.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках, а жалоба Заявителя в рассматриваемой части признана обоснованной.
Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки в части довода о необоснованном отклонении Заявителя от участия в Закупке обоснованной, в остальной части - необоснованной.
-
Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
-
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что восстановление нарушенных прав и законных интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
-
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 19.03.2018 № НО/12656/18.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <...>а
<...>а