Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 1-00-535/77-18 от 28 мая 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «АКСИ» (далее также — Заявитель) на действия заказчика - ГБУ «Гормедтехника» (далее также - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на работы по ремонту, реконструкции и монтажу структурированной кабельной системы ГБУ «Гормедтехника» (реестровый № 31806053469) (далее — Аукцион),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Общества от участия в Аукционе.
Жалоба принята и рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках).
Извещение о проведении Аукциона опубликовано в ЕИС 25.01.2018. Согласно извещению о проведении Аукциона, дата окончания подачи заявок — 12.03.2018, дата рассмотрения заявок — 14.03.2018, дата подведения итогов Аукциона — 15.03.2018.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в процедуре № 31806053469 от 14.03.2018 заявка Заявителя (порядковый № 4) была отклонена от участия в Аукционе со следующим обоснованием:
«В соответствии с п. 3.4 Информационной карты аукционной документации, заявка участника подлежит отклонению, в связи с несоответствием заявки требованиям Закупочной документации, первая часть заявки должна содержать, в том числе, конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона. (предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора)/ Участником не представлены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора».
Как пояснил Заказчик, в заявке Заявителя отсутствуют сведения о товарах необходимых к поставке для выполнения работ, требование о предоставлении которых установлено приложением № 1 технического задания Аукционной документации.
Кроме того, Заказчик отметил, что в ответах на запросы разъяснений Аукционной документации, размещенных в ЕИС, им было указано о необходимости соответствия требованиям, изложенным в приложении № 1 «Смета» технического задания Аукционной документации (далее - Смета).
Ввиду чего, Заказчик считает, что заявка Заявителя подлежала отклонению.
Изучив представленные документы и сведения, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные Положением о закупках, в том числе:
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
-
требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы,услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
-
требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
-
требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Аналогичное требование установлено пунктом 28.2 Положения о закупках.
Согласно пункту 3.2 Информационной карты Аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника аукциона на поставку товара;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона. (Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора).
Между тем, форма представляемых сведений (ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕННЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ), являющаяся приложением к первой части заявки, содержит незаполненную форму предложения, необходимого к представлению в составе заявки, в которой отсутствуют требования к техническим характеристикам товаров.
При этом, согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов) – (далее - Инструкция) указано на то, что участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендованной заказчиком, информацию о конкретных показателях товара (материала), используемого при выполнении работ, оказании услуг, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (далее – аукционная документация) и подлежащих проверке заказчиком при приемке товара, выполненных работ, оказанных услуг
В контексте изложенного вышеуказанное формирование требований к содержанию представляемых участниками сведений не позволяет установить требований к товарам, поскольку каких-либо ссылок на документ, в котором закреплены исчерпывающие требования к товарам, указанная инструкция и Аукционная документация не содержат.
В ответах на запросы разъяснений о требованиях к техническим характеристикам Заказчик отсылает участников Аукциона к техническому заданию и приложениям к нему, а именно к смете, структуре, плану здания.
При этом, Заказчик не устанавливает приоритета относительно перечисленных документов, что свидетельствует о том, что участники Аукциона могут при определении требований к техническим характеристикам руководствовуется любым из указанных документов.
В приложении № 3 «План здания» Аукционной документации указанные требования отсутствуют.
Приложение № 2 «Структурная схема» устанавливает лишь наименования необходимых к поставке кабелей и схему их присоединения.
Приложение № 1 «Смета» технического задания Аукционной документации содержит требования к техническим характеристикам товаров, которые не предполагают вариативности предоставляемых значений.
На заседании Комиссии пояснений относительно того, какие характеристики в составе Сметы имеют изменяемые значения и могут быть представлены участниками Аукциона на свое усмотрение, представителем Заказчика не представлено.
Учитывая то обстоятельство, что Заказчиком установлено требование о предоставлении согласия участника Аукциона на поставку товара, а требования Сметы содержат конкретные значения характеристик товаров, которые не подразумевают их изменение, дублирование таких требований в составе заявки является очевидно излишним.
Ввиду чего представление участником Аукциона лишь согласия на поставку товара является достаточным подтверждением соответствия представляемых товаров требованиям Аукционной документации и не ущемляет права и законные интересы Заказчика, поскольку конкретные требования к товарам сформированы Заказчиком с учетом собственной потребности.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представленные ответы на запросы вводят в заблуждение участников Аукциона относительно того, каким требованиям должна соответствовать заявка и какие документы в ее составе будут являться надлежащим подтверждением соответствия таким требованиям.
Исходя из изложенного, Комиссия установила, что Заказчик не представил участникам Аукциона однозначных сведений для надлежащего формирования технического предложения в составе заявки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, принципом информационной открытости закупки.
Таким образом, Комиссия считает, что Аукционная документация не позволяет определить потребности Заказчика и не содержит необходимых сведений для надлежащего формирования заявки, что нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 1.3, 28.2 Положения о закупках.
При этом ссылка Заказчика на восприятие отдельными участниками процедуры размещенной в составе документации Сметы в качестве технического задания, которому должно корреспондировать соответствующее предложение, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не может свидетельствовать о ненарушении прав всех потенциальных участников закупки, а также участников закупки, чьи заявки были сформированы исходя из представления о достаточности согласия на исполнение контракта на условиях Заказчика (с использованием утвержденных в Смете товаров).
С учетом всех изложенных обстоятельств, а также утверждения Заказчика о недостаточности для исполнения его требований представления лишь согласия на участие в закупке на условиях Аукционной документации, Комиссия приходит к выводу о возможности устранения допущенного нарушения лишь посредством внесения в Аукционную документацию о конкурентной процедуре изменений, позволяющих с безусловностью определить потребность Заказчика в предоставлении технического предложения по необходимым ему товарным позициям.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 1.3, 28.2 Положения о закупках.
3. Выдать обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.